Жеребцова И.И.
Тема урока: сочинение – описание «Мама - самый дорогой человек». 3 класс.
Цель урока: учить
писать тексты – описания на заданную тему по плану и опорным словам.
I.
Организационный момент.
1)
Объявление темы урока.
Сегодня мы с вами готовимся к сочинению
на тему «Мама - самый родной человек»
(запись детьми числа и темы в тетрадь по РР).
II. Проверка домашнего задания.
Вам на дом было задано вспомнить и
описать какой-нибудь яркий случай из жизни, связанный с мамой. Сейчас мы
зачитаем несколько вариантов. А теперь я попрошу вас сдать эти листочки (в
процессе самостоятельной работы детей учитель проверяет и корректирует записи
на листочках).
III.
Работа над сочинением.
На доске план
сочинения:
1.
Вступление
2.
Основная часть
-Описание внешности (глаза, волосы, руки)
-Мамин характер
-Случай, который я запомню на всю жизнь.
3. Заключение
Какой пункт плана у нас уже готов?
Д: Случай,...
IV.
Подбор
эпитетов и сравнений.
Сегодня мы с вами поработаем
над описанием внешности наших мам. Итак, как мы можем описать глаза? (Идет
подбор и запись эпитетов в тетради по РР)
Глаза, как... Лесные озёра Фиалки
Цвета небесной лазури Яркие звезды
Два темных омута Темные, как южная ночь
Цвета весенней листвы Бездонные
Миндалевидные, как у газели, горной
лани
…
Волосы-
Цвета спелой пшеницы
Как вороново крыло, иссиня-чёрные
Как золотой дождь, как золотой поток
Мягкие, как шёлк
Цвета шоколадной глазури
…
Руки-
Гибкие, как виноградные лозы...
Как два белых лебедя
Ласковые, нежные, мягкие
…
V.
Упражнение на релаксацию.
1). Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер срывает листву.
В стороны руки, плавно помашем –
Это сороки летят.
Как они тихо садятся, покажем –
Крылья сложили назад.
Итак, сейчас вы самостоятельно попытаетесь описать
внешность вашей мамы. Давайте попробуем проговорить устно несколько вариантов.
Предположим, у мамы чёрные глаза. Какое предложение о глазах можно составить?
(используя эпитеты, дети с помощью учителя описываю устно глаза, руки, волосы).
А теперь послушайте, как описала я внешность своей мамы:
...Мамочка у меня очень красивая. Её светло-карие
глаза своим цветом напоминают осеннюю листву, подернутую золотом и багрянцем. А
когда мама сердится, они похожи на два темных омута, в которых плещутся озорные
рыбки. Светлые и волнистые волосы
напоминают колосья пшеницы, трепещущей на ветру. А ласковые и нежные руки
всегда готовы приласкать и утешить. ...
VI.
Самостоятельная работа учащихся.
Максимум фантазии - и у вас получатся замечательные,
непохожие друг на друга сочинения! Приступайте!!!
2 урок :
Подготовка к сочинению (описание характера,
вступление и заключение).
I. Анализ работ.
III.
Работа над вступлением.
У: Вступление — это 1-2 предложения, с которых
должна начаться ваша работа. Давайте подумаем, какие это предложения могут
быть? (Заслушиваются варианты детей, потом учитель предлагает свои, все
варианты фиксируются на доске, дети записывают в тетради.
-Моя мама — самый родной и близкий мне
человек.
-Среди большого количества друзей есть
у меня один, самый близкий, самый надёжный друг. Это моя мама.
-Моя мама - это солнце в нашей семье.
…
Самостоятельная работа детей.
А теперь
вы сами запишите те предложения, с которых хотели бы начать.
IV. Работа над пунктом «Характер».
В этом пункте вы даете описание маминого характера. А
какой характер может быть у мамы?
Черты характера (запись на доске и в тетрадях).
Добрая
Великодушная
Ласковая
Нежная
Приветливая
Строгая
Весёлая
Составьте устно предложения, в которых
вы бы описали мамин характер, (устные ответы детей).
А вот послушайте, как это сделала я:
Мама - очень добрый и великодушный
человек. Она очень любит животных, старается им помочь, накормить и обогреть.
Что я написала о мамином характере?
Правильно, и вы тоже можете написать о маминых увлечениях.
V.
Упражнение на релаксацию.
Листьям – время опадать,
Птицам – время улетать,
Грибникам – блуждать в тумане.
Ветру – в трубах завывать,
Солнцу – стынуть,
Тучам – злиться,
Нам с тобой – идти учиться.
VI.
Самостоятельная работа детей.
(дети пишут ответ на данный пункт
плана).
VII.
Домашнее
задание.
Дома вы напишите 1-2 предложения,
которыми можно было бы закончить ваше сочинение (в рабочих тетрадях).
I.
3апись плана сочинения в тетрадь.
II. Анализ заключений.
Учитель раздаёт откорректированные
варианты детям.
III. Работа над сочинением.
Ваше сочинение, ребята, по сути, готово.
Настал момент собрать его части
воедино. Свое сочинение я уже по частям
вам читала. Сейчас я прочту его
полностью:
Моя мама -
самый дорогой и близкий мне человек. Ей я могу доверить любые секреты, самое сокровенное,
что у меня есть.
Мамочка у
меня очень красивая. Её светло-карие
глаза своим цветом напоминают осеннюю листву, подернутую золотом и багрянцем. А
когда мама сердится, они похожи на два
темных омута, в которых плещутся озорные рыбки. Светлые и волнистые волосы
напоминают колосья пшеницы, трепещущей на ветру. А ласковые и нежные руки всегда готовы
поддержать и утешить.
Мама - очень добрый и великодушный человек. Она очень
любит животных, старается им помочь, накормить и обогреть.
Помню случай, когда мама пришла с работы, а я решила
её разыграть, спрятавшись в шкаф. Мама так перепугалась, что заплакала. А мне потом
было очень стыдно, что самый любимый человек плакал из-за моей шалости.
Я больше
никогда не буду расстраивать свою маму, потому что очень её люблю.
Чтение сочинения идет с ссылкой на
пункты плана, чтобы учащиеся убедились в его целесообразности. Я надеюсь, что у
вас получатся не менее интересные и успешные работы! Приступайте!!!
IV. Самостоятельное
написание сочинения.
V.
Итог урока.
Учащиеся читают свои сочинения.
- Прозвенел уже звонок, всем спасибо за
урок.
Супер
ОтветитьУдалить