суббота, 16 марта 2013 г.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЛОВАРЕЙ НА УРОКАХ.


 Вопрос по обогащению словарного запаса современного школьника сегодня очень актуален. В условиях научного прогресса в обиход входят все новые и новые слова, многие из которых трудны и непонятны. Поэтому первостепенной задачей учителя является работа над обогащением и уточнением словарного запаса школьников: чем большим количеством слов владеет человек, тем точнее реализуется коммуникация между людьми, как в устной, так и в письменной форме.
Каждый учитель основной школы должен организовать работу на уроках русского языка так, чтобы ребёнок в процессе обучения учился размышлять, анализировать, сравнивать, самостоятельно делать выводы. А для этого ему нужен богатый словарный запас, хорошо развитая связная речь.
 Учить работать со словарями для решения практических задач правописания (орфографическим, обратным, орфоэпическим, толковым, этимологическим)  - это является главной инструментальной проблемой начальных классов.
Пять словарей:
 1) орфографический (словарь «Пиши правильно»),
2) толковый,
3) этимологический («Словарь происхождения слов»),
4) обратный,
5) орфоэпический (словарь «Произноси правильно»)
Наличие орфографического словаря в учебниках русского языка достаточно традиционно: мы его используем точно так же, как и другие учебники русского языка, демонстрируя один из важнейших способов проверки правильного написания слов.


Этимологический словарь рассматривает слова старославянского и древнерусского происхождения с целью познакомить школьников с историческим составом слова, который отличается от современного. Экспериментально доказано, что использование этого словаря с такой целью резко повышает интерес школьников к языку, способствует развитию языковой культуры и языкового чутья. Так, некоторые младшие школьники, узнав, к примеру, что повесть, совесть, ведьма и невеста — исторически однокоренные слова, впадают в состояние некоего долго для учащегося удивления, которое провоцирует формирование устойчивого интереса к проблемам языка. Эффект использования этимологического словаря может быть сравним только с эффектом использования живописных произведений на уроках русского языка и литературы: и то и другое может спровоцировать сильнейший интерес к занятиям языком и литературой. Кроме того, этимологический словарь предлагает школьникам еще один способ проверки правильного написания слов.  Именно этимологический словарь позволяет школьникам быть неравнодушными к слову, делает слово прозрачным, приоткрывает его как меняющийся со временем механизм. Использование обратного словаря русского языка на уроках является необычным, хотя именно обратный словарь дает огромные возможности для решения грамматических задач. Обратный словарь подчиняется алфавитному принципу расположения слов, но это алфавитный порядок не по началу, а по концу слов. Так, слова редиска, киска, миска, записка необходимо искать на букву -А.
Поскольку в русском языке суффиксы играют огромную роль в словообразовании, а окончания — в словоизменении, постольку очень важно наличие словаря, где слова со сходными грамматическими характеристиками окажутся рядом. Именно таким словарем является «Обратный словарь». Выстраивая слова по концу слов, он группирует их по грамматическим признакам. Все существительные с одним и тем же суффиксом -к, -ек, -ик, -ник, -ниц, -тель и т. д.,  оказываются рядом в пределах одной группы. Все глаголы с определенным суффиксом -а, -е, -и, -я, -ть и т. д., оказываются собранными в одном месте. То же касается прилагательных и наречий. Огромную помощь Обратный словарь оказывает учителю при изучении словообразования: большие совокупности слов, имеющие сходный состав, оказываются непосредственно обозримыми. Обратный словарь позволяет учителю быстро подобрать примеры для заданий и упражнений, слова для словарного диктанта по любой орфографической проблеме.
Использование орфоэпического словаря (словарь «Произноси правильно») имеет цель ввести в систему орфоэпическую работу, проводимую на уроках русского языка. Как и все остальные словари, этот словарь будет постоянно задействован на уроках. Выполняя конкретные упражнения по произношению слов (всегда в контексте), школьник будет отсылаться к этому словарю, чтобы удостовериться в правильности произношения конкретных слов. Словарь останавливается на решении двух проблем: проблемы ударения и правильного произношения отдельных звуков. Привлекаемые в словарь слова - это та наиболее часто встречающаяся лексика, в которой и дети, и взрослые делают орфоэпические ошибки. С каждым словом, встречающимся в этом словаре, учебник стремится работать неоднократно: помещая его в разные контексты, завязывая в рифмы, которые помогают правильно произносить не только гласные звуки (например: «вёз водитель в магазин много мётел и корзин»), но и согласные (например, «солнце вешнее — скворе(ш)ники» и т. д.). Таким образом, возвращаясь к одним и тем же словам (этот принцип прочности распространяется на все темы курса русского языка), мы создаем основание для формирования устойчивого навыка правильного произношения.[3]
Толковый словарь используется для того, чтобы школьник выяснил значения незнакомых ему слов, которые встретятся в учебниках «Русский язык», «Литературное чтение», в хрестоматии по литературному чтению, в учебнике «Наш мир». Более того, этот словарь используется и с другими целями, например для того, чтобы школьник познакомился с многозначными словами (имеющими несколько значений), с омонимами (словами, которые одинаково пишутся и произносятся, но означают разное), с синонимами (обращение к синонимам присутствует в словарных статьях, толкующих значения слов); а также, чтобы учился правильно читать словарную статью. Умение пользоваться толковым словарем имеет большое социальное значение. Оно обеспечивает ученикам в школьные годы и в их дальнейшей взрослой жизни возможность пополнять свои знания о языке, преодолевать лексические затруднения при чтении книг и газет, при слушании радио- и телепередач.[2]
К каждому уроку я предлагала учащимся выполнить индивидуальные задания для работы со словарями: подобрать словарный диктант, а на следующем уроке побыть в роли учителя. Такое задание на уроках выполнял каждый учащийся класса. Это вид работы вызвал несомненный интерес среди ребят. Словари – это одно из основных средств развития речи учащихся основной общеобразовательной школы





Комментариев нет:

Отправить комментарий