вторник, 5 марта 2013 г.

Сочинение-описание"Мама-самый дорогой человек"

Жеребцова И.И.
Тема урока: сочинение – описание     «Мама - самый дорогой человек». 3 класс.
Цель урока: учить писать тексты – описания на заданную тему по плану и опорным словам.

I.                                       Организационный момент.

1)        Объявление темы урока.
Сегодня мы с вами готовимся к сочинению на тему «Мама - самый родной человек»
(запись детьми числа и темы в тетрадь по РР).

II.     Проверка домашнего задания.

Вам на дом было задано вспомнить и описать какой-нибудь яркий случай из жизни, связанный с мамой. Сейчас мы зачитаем несколько вариантов. А теперь я попрошу вас сдать эти листочки (в процессе самостоятельной работы детей учитель проверяет и корректирует записи на листочках).

III.      Работа над сочинением.
      На  доске  план  сочинения:

1.          Вступление
2.            Основная часть
-Описание внешности (глаза, волосы, руки)
 -Мамин характер
-Случай, который я запомню на всю жизнь.
 3.  Заключение

Какой пункт плана у нас уже готов?
Д:  Случай,...

IV.       Подбор эпитетов и сравнений.
Сегодня мы с вами поработаем над описанием внешности наших мам. Итак, как мы можем описать глаза? (Идет подбор и запись эпитетов в тетради по РР)
Глаза, как... Лесные озёра Фиалки
Цвета небесной лазури Яркие звезды
Два темных омута Темные, как южная ночь Цвета весенней листвы Бездонные
Миндалевидные, как у газели, горной лани

Волосы-
Цвета спелой пшеницы
Как вороново крыло, иссиня-чёрные
Как золотой дождь, как золотой поток
Мягкие, как шёлк
Цвета шоколадной глазури

Руки-
Гибкие, как виноградные лозы...
 Как два белых лебедя
Ласковые, нежные, мягкие

V.          Упражнение на релаксацию.

1). Руки подняли и покачали –
      Это деревья в лесу.
      Руки согнули, кисти встряхнули –
      Ветер срывает листву.
      В стороны руки, плавно помашем –
      Это сороки летят.
      Как они тихо садятся, покажем –
      Крылья сложили назад.


Итак, сейчас вы самостоятельно попытаетесь описать внешность вашей мамы. Давайте попробуем проговорить устно несколько вариантов. Предположим, у мамы чёрные глаза. Какое предложение о глазах можно составить? (используя эпитеты, дети с помощью учителя описываю устно глаза, руки, волосы). А теперь послушайте, как описала я внешность своей мамы:
...Мамочка у меня очень красивая. Её светло-карие глаза своим цветом напоминают осеннюю листву, подернутую золотом и багрянцем. А когда мама сердится, они похожи на два темных омута, в которых плещутся озорные рыбки. Светлые  и волнистые волосы напоминают колосья пшеницы, трепещущей на ветру. А ласковые и нежные руки всегда готовы приласкать и утешить. ...
VI.                          Самостоятельная работа учащихся.

Максимум фантазии - и у вас получатся замечательные, непохожие друг на друга сочинения! Приступайте!!!



2 урок  :
  Подготовка к сочинению (описание характера, вступление и заключение).

I.       Анализ работ.

III.     Работа над вступлением.
У:  Вступление — это 1-2 предложения, с которых должна начаться ваша работа. Давайте подумаем, какие это предложения могут быть? (Заслушиваются варианты детей, потом учитель предлагает свои, все варианты фиксируются на доске, дети записывают в тетради.
 -Моя мама — самый родной и близкий мне человек.
-Среди большого количества друзей есть у меня один, самый близкий, самый надёжный друг. Это моя мама.
 -Моя мама - это солнце в нашей семье.

Самостоятельная работа детей.
      А теперь вы сами запишите те предложения, с которых хотели бы начать.
IV.        Работа над пунктом «Характер».
В этом пункте вы даете описание маминого характера. А какой характер может быть у мамы?
Черты характера (запись на доске и в тетрадях).
Добрая
Великодушная
Ласковая
Нежная
Приветливая
Строгая
Весёлая
Составьте устно предложения, в которых вы бы описали мамин характер, (устные ответы детей).
А вот послушайте, как это сделала я:
Мама - очень добрый и великодушный человек. Она очень любит животных, старается им помочь, накормить и обогреть.
Что я написала о мамином характере? Правильно, и вы тоже можете написать о маминых увлечениях.

V.          Упражнение на релаксацию.
Листьям – время опадать,
Птицам – время улетать,
Грибникам – блуждать в тумане.
Ветру – в трубах завывать,
Солнцу – стынуть,
Тучам – злиться,
Нам с тобой – идти учиться.

VI.                         Самостоятельная работа детей.
(дети пишут ответ на данный пункт плана).

VII.     Домашнее задание.
Дома вы напишите 1-2 предложения, которыми можно было бы закончить ваше сочинение (в рабочих тетрадях).




I.     3апись плана сочинения в тетрадь.

II.  Анализ   заключений.
Учитель раздаёт откорректированные варианты детям.

III.     Работа  над сочинением.
Ваше сочинение, ребята, по сути, готово. Настал момент собрать его части
воедино. Свое сочинение я уже по частям вам читала. Сейчас я прочту его
полностью:
Моя мама - самый дорогой и близкий мне человек. Ей я могу доверить любые секреты, самое сокровенное,  что у меня есть.
Мамочка у меня очень красивая.  Её светло-карие глаза своим цветом напоминают осеннюю листву, подернутую золотом и багрянцем. А когда  мама сердится, они похожи на два темных омута, в которых плещутся озорные рыбки. Светлые и волнистые волосы напоминают колосья пшеницы, трепещущей на ветру.  А ласковые и нежные руки всегда готовы поддержать и утешить.
Мама - очень добрый и великодушный человек. Она очень любит животных, старается им помочь, накормить и обогреть.
Помню случай, когда мама пришла с работы, а я решила её разыграть, спрятавшись в шкаф. Мама  так перепугалась, что заплакала. А мне потом было очень стыдно, что самый любимый человек плакал из-за моей шалости.
Я больше никогда не буду расстраивать свою маму, потому что очень её люблю.
Чтение сочинения идет с ссылкой на пункты плана, чтобы учащиеся убедились в его целесообразности. Я надеюсь, что у вас получатся не менее интересные и успешные работы! Приступайте!!!
IV.       Самостоятельное написание сочинения.
V.          Итог урока.
Учащиеся читают свои сочинения.

- Прозвенел уже звонок, всем спасибо за урок.

1 комментарий: