пятница, 8 февраля 2013 г.

Уровневая дифференциация на этапе актуализации знаний.


            
         Учитель: Жеребцова И.И.

 Цель дифференцированного обучения – повышение качества учебно-воспитательного процесса, повышение уровня мотивации ученья.
Дифференциация в переводе с латинского  difference  означает разделение,  расслоение целого на различные части, формы, ступени.
 Дифференцированное обучение – это форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств.
Принцип дифференциации обучения – положение, согласно которому педагогический процесс  строится как дифференцированный.
По характерным индивидуально-психологическим особенностям детей различают дифференциацию:
-          по возрастному составу;
-          по полу;
-          по области интересов;
-          по уровню умственного развития;
-          по личностно-психологическим типам;
-          по уровню здоровья.
В любой системе обучения в той или иной мере присутствует дифференцированный подход и осуществляется более или менее разветвленная дифференциация.
Положительные аспекты уровневой дифференциации:

  1. Исключаются неоправданные и нецелесообразные для общества уравниловка и усреднение детей.
  2. У учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному.
  3. Отсутствие в классе отстающих снимает необходимость в снижении общего уровня преподавания.
  4. Появляется возможность более эффективно работать с трудными учащимися, плохо адаптирующимися к общественным нормам.
  5. Реализуется желание  сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании.
  6. Повышается уровень Я -концепции: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, избавиться от комплекса неполноценности.
  7. Повышается уровень мотивации ученья в сильных группах.
  8. В группе, где собраны одинаковые дети, ребенку легче учиться.
Отрицательные аспекты уровневой дифференциации:



  1. Деление детей по уровню развития негуманно.
  2. Высвечивается социально-экономическое неравенство.
  3. Слабые лишаются возможности тянуться за более сильными, получать от них помощь, соревноваться с ними.
  4. Перевод в слабые группы воспринимается детьми как унижение их достоинства.
  5. Несовершенство диагностики приводит порой к тому, что в разряд слабых переводятся неординарные дети.
  6. Понижается уровень Я -концепции: в элитарных группах возникает иллюзия исключительности, эгоистический комплекс; в слабых группах снижается уровень самооценки, появляется установка на фатальность своей слабости.
  7. Перекомплектование  разрушает классные коллективы.
 Основной задачей дифференциации при изучении нового материала является актуализация полученных ранее знаний учеником.
Форма выполнения подготовительных упражнений на уроке может быть разнообразной. Можно использовать терминологические диктанты. Важно при их выполнении и проверке повторить то правило, тот прием, термин, понятие, которые будут необходимы при объяснении нового материала. Можно использовать работу с памятками, включающимися правило и образец работы с ними. Памятки могут быть помещены как на индивидуальных карточках, так и виде памяток на  доске. Наиболее способным ученикам можно предложить план изучения нового материала для самостоятельной работы учащихся с ним. Дифференциация при организации работы реализуется через задания разного объема сложности, степени оказания помощи,  опосредованной инструкциями, карточками.
При ее осуществлении необходимо учитывать особенности развития познавательных процессов личности ребенка, своеобразии его интересов и склонностей, успешность освоения им учебного материала. Наиболее распространенной формой дифференциации является определение нескольких вариантов заданий различной сложности, которые может выбрать учащийся. Желательно, чтобы «сильные» ученики выполняли задания творческого характера,  а более слабые учащиеся пытались справиться с частично-поисковыми и тренировочными упражнениями и заданиями.
     Использование приемов и методов разноуровневой дифференциации позволяет педагогу полнее учитывать индивидуальные возможности и личностные особенности ребенка, достигать более высоких результатов в обучении и  развитие учащихся.


Комментариев нет:

Отправить комментарий