Портфолио ученика представляет собой форму и процесс
организации (коллекция, отбор и анализ) образцов и продуктов: всех
контрольно-проверочных и диагностических работ (стартовая, итоговая,
диагностическая, тематическая проверочная работы) и их оценочных листов;
продуктов учебно-познавательной деятельности школьника (докладов, презентаций и
т.п.), а также соответствующих
информационных материалов из внешних источников (одноклассников, учителей,
родителей и т.п.), предназначенных для последующего их анализа, всесторонней
количественной и качественной оценки уровня обученности учащихся и дальнейшей
коррекции процесса обучения.
Оценка содержимого
«портфеля» осуществляется одноклассниками и учителем в форме содержательной
качественной оценки с использованием информационной среды образовательного
учреждения.
Допускается
использование материалов «портфеля достижений» ученика при проведении
независимой внешней оценки, например, при проведении аттестации педагогов.
«Портфель достижений» – современная эффективная форма
оценивания, действенное средство для решения ряда важных педагогических задач,
позволяющее поддерживать высокую учебную мотивацию обучающихся; поощрять их
активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения; развивать
навыки рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности
обучающихся; формировать умение учиться — ставить цели, планировать и
организовывать собственную учебную деятельность.
Принципы формирования
портфолио:
- универсальность содержания – структура портфолио
предоставляет возможность отразить информацию, которую можно использовать при
осуществлении процедур поощрения, мониторинга учебных и внеучебных достижений
учащегося;
- вариативность – ученик имеет право выбора направлений,
объёма и форм предъявления информации;
- технологичность – портфолио – инструмент проектирования
индивидуальной траектории развития ученика, процессов самонаблюдения,
самоконтроля;
- востребованность материалов портфолио – презентация
материалов в рамках системы мероприятий по оценке качества образования.
В состав «портфеля
достижений» могут включаться результаты, достигнутые учеником не только в ходе
учебной деятельности, но и в иных формах активности: творческой, социальной,
коммуникативной, физкультурно-оздоровительной, трудовой деятельности,
протекающей как в рамках повседневной школьной практики, так и за её пределами.
Структура и содержание портфеля достижений. В портфель
достижений учеников начальных классов , который используется для оценки
достижения планируемых результатов начального общего образования, включаются
выборки детских работ — формальных и творческих, систематизированные материалы
наблюдений, материалы, характеризующие достижения обучающихся во внеучебной и
досуговой деятельности.
Выборка детских работ может быть представлена формальными и
творческими работами, выполненными в ходе обязательных учебных занятий по всем
изучаемым предметам, а также в ходе занятий в рамках системы внеурочной
деятельности, реализуемых в рамках образовательной программы гимназии.
Обязательной составляющей являются материалы стартовой диагностики,
промежуточных и итоговых стандартизированных работ по отдельным предметам.
Остальные работы подбираются так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие
успешность, объем и глубину знаний, достижение более высоких уровней
формируемых учебных действий.
Примерами такого рода работ могут быть:
по русскому языку и литературному чтению, иностранному языку
– диктанты и изложения, сочинения на заданную тему, сочинения на произвольную
тему, аудиозаписи монологических и диалогических высказываний, «дневники
читателя», иллюстрированные «авторские» работы детей, материалы их самоанализа
и рефлексии и т. п.;
по математике – математические диктанты, оформленные результаты
мини-исследований, записи решения учебно-познавательных и учебно-практических
задач, математические модели, аудиозаписи устных ответов (демонстрирующих
навыки устного счёта, рассуждений, доказательств, выступлений, сообщений на
математические темы), материалы самоанализа и рефлексии и т. п.;
по окружающему миру – дневники наблюдений, оформленные
результаты мини-исследований и мини-проектов, интервью, аудиозаписи устных
ответов, творческие работы, материалы самоанализа и рефлексии и т. п.;
по предметам эстетического цикла – аудиозаписи, фото - и
видео-изображения примеров исполнительской деятельности, иллюстрации к
музыкальным произведениям, иллюстрации на заданную тему, продукты собственного
творчества, аудиозаписи монологических высказываний-описаний, материалы
самоанализа и рефлексии и т. п.;
по технологии – фото - и видео-изображения продуктов
исполнительской деятельности, аудиозаписи монологических высказываний-описаний,
продукты собственного творчества, материалы самоанализа и рефлексии и т. п.;
по физкультуре – видео-изображения примеров исполнительской
деятельности, дневники наблюдений и самоконтроля, самостоятельно составленные
расписания и режим дня, комплексы физических упражнений, материалы самоанализа
и рефлексии и т. п.
В основу структуры Портфолио
положены основные компетентности, которые должны быть сформированы в начальной
школе:
- готовность и
способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и
познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражение их индивидуально-личностной
позиции, социальные компетенции;
- освоение
обучающимися универсальных учебных действий, обеспечивающих овладение ключевыми
компетенциями, составляющими основу умения учиться;
- ндивидуальный
прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной,
познавательной, саморегуляции.
Комментариев нет:
Отправить комментарий