Учитель начальных классов: Сумкина О.Д.
Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету, наряду с
другими методами и приемами, используемыми на уроках, - дидактическая игра. Еще
К.Д. Ушинский советовал включать элементы занимательности, игровые моменты в
учебный труд учащихся для того, чтобы процесс познания был более продуктивным.
Игра занимает значительное место в первые годы обучения детей в школе. В
начале учащихся интересует только форма игры, а затем уже и тот материал, без
которого нельзя участвовать в игре.
В ходе игры учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где
им самим приходится сравнивать, выполнять арифметические действия,
тренироваться в устном счете, решать задачи. Игра ставит учащихся в условие
поиска, пробуждает интерес к победе, следовательно, дети стремятся быть
быстрыми, находчивыми, четко выполнять задания, соблюдая правила игры.
В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества
ребенка. В ходе игры дети учатся оказывать помощь товарищам, считаться с
мнением и интересами других, сдерживать свои желания. У детей развивается
чувство ответственности, коллективизма, воспитывается дисциплина, воля,
характер.
Включение в урок игр игровых моментов делает процесс обучения интересным и
занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление
трудностей в усвоении материала.
Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная
умственная задача, усиливается интерес детей к предмету, к познанию ими
окружающего мира.
Приемы слуховой, зрительной, двигательной наглядности, занимательные
вопросы, задачи-шутки, моменты неожиданности способствуют активизации
мыслительной деятельности.
Очень многие дидактические игры заключают в себе вопрос, задание, призыв к
действию, например: "Кто быстрей?" "Не зевать! Отвечать сразу.
Кто первый?" и т.д.
Значительная часть игр дает возможность сделать то или иное обобщение,
осознать правило, которое только что изучили, закрепить, повторить полученные
знания в системе, новых связях, что содействует более глубокому усвоению
пройденного.
Руководство дидактическими играми.
Учащиеся знакомятся с каждой дидактической игрой под руководством
преподавателя следующим образом: преподаватель говорит (или читает), как
называется игра. Затем он знакомит детей с предметами (материалами), с которыми
им придется иметь дело во время игры. Этот момент имеет важное психологическое
значение, поскольку он должен создать у детей соответствующий психологический
настрой, который поможет им внимательно выслушать правила игры. Они должны быть
сформулированы кратко, точно и ясно. Преподаватель сам решает, есть ли
необходимость давать учащимся более полное объяснение игрового действия. Потом
начинается игра. Учитель контролирует, чтобы соблюдались правила. Он может
участвовать в игре в качестве руководителя или же в качестве простого участника
на общих основаниях. Игра оценивается в соответствии с полученными результатами
и с тем, как соблюдались правила игры ее участниками. Если дидактическая игра
носила коллективный характер, то вопрос, связанный с ее оценкой, решается при участии
всех игроков.
Многие игры и упражнения строятся на материале различной трудности, это
дает возможность осуществлять индивидуальный подход, обеспечивать участие в
одной игре учащихся с разным уровнем знаний.
Требования к организации игр.
Однако игра не должна быть самоцелью, а должна служить средством развития
интереса к предмету, поэтому при ее организации следует придерживаться
следующих требований:
1). Правила игры должны быть простыми, точно сформулированными. Материал
игры должен быть посилен для всех детей.
2) Дидактический материал должен быть прост и по изготовлению, и по
использованию.
3) Игра интересна в том случае, если в ней участвует каждый ребенок.
4) Подведение результатов игры должно быть справедливым и четким.
Место дидактических игр в учебной работе.
Дидактические игры используются в качестве игрового приема в процессе
обучения. С их помощью удается углубить и закрепить полученные учащимися
знания, развить приобретенные ими навыки. Во время урока дидактические игры
проводятся преподавателем вне зависимости от того, являются ли они новыми для
учащихся, или же они уже с ними знакомы. Преподаватель должен выполнять роль и
организатора и руководителя. Если же игра уже знакома детям, то они вспоминают
лишь правила.
Следовательно, включение в учебный процесс игры или игровой ситуации
приводит к тому, что учащиеся, увлеченные игрой, незаметно для себя приобретают
определенные знания, умения и навыки по математике.
Дидактические игры по формированию дочисловых понятий.
"Магазин игрушек"
Цель: закрепить знания о свойстве предметов, отличающихся по размеру.
Практически использовать в игре отношения: больше, меньше.
Материал: одинаковые, но разных размеров игрушки: зайчики, куклы, мальчики.
Ход игры: игрушки расставлены по полочке, около которой стоит продавец -
один из детей. Педагог рассказывает, как сделать покупку в магазине игрушек:
выбрать игрушку, описать ее, не называя. Если покупатель правильно опишет
предмет, он получает свою покупку. Педагог следит за тем, чтобы участники
правильно формировали высказывания.
Игры при закреплении приемов сложения и вычитания.
В классе, при закреплении приемов прибавления и вычитания в пределах 10
эффективны такие дидактические игры, как "Математическая рыбалка",
"Лучший летчик", "Самый лучший почтальон", "математический
футбол" и другие.
При изучении нумерации чисел в пределах 20 - игра "Лучший
следопыт", "Математическая эстафета".
При закреплении приемов вычитания в пределах 20 "Определи маршрут
самолета", "Путешествие по городам".
При изучении табличного деления и умножения "Быстро сосчитайте",
"Множители".
"Прочитай пожелания морского льва".
Цель: закрепление приемов прибавления и вычитания в пределах 10.
Ход игры: морской лев, подбрасывает шарики в воздух, образовав из них 4
"букета". Каждый шарик зашифрован буквой. Дети располагают буквы в
порядке решения круговых примеров, начинается с того из них, ответ которого
равен единице.
Затем они читают слова в каждом "букете" из шариков, двигаясь
слева, вверх, направо и вниз.
Игры по формированию геометрических понятий.
"Команда внимательных".
Цель: совершенствовать знания по теме "Геометрический материал",
формировать умение активно оперировать геометрическими понятиями, развивать
внимание, память, чувство коллективизма.
Ход игры: на доске вывешены 3 таблицы. Детям предлагается хорошо
рассмотреть их и запомнить расположение геометрического материала. От каждой
команды к доске приглашается по одному человеку.
Логические задачи и упражнения в устном счете.
На уроках математики в начальной школе необходимо вести работу по
формированию логического мышления, используя логические задачи и упражнения.
Логические упражнения позволяют детям на доступном математическом материале
с использованием жизненного опыта выстраивать правильные математические
суждения. Без предварительного теоретического освоения самих законов и правил
логики. Правильность суждения обеспечивается тем, что на страже ее находится
учитель-организатор и руководитель. Под его руководством путем упражнений дети
практически знакомятся с применением логических приемов.
Назначение логических задач и упражнений состоит в активизации умственной
деятельности ребят, в ожидании процесса обучения "умственной
гимнастики".
Стоя лицом к классу, они называют по памяти расположение фигур, точек,
линий и т.д. на каждой таблице остальные проверяют правильность ответов. За
каждый правильный ответ команда получает жетон. В конце игры подсчитываются
жетоны. И определяют команду-победительницу. Количество отвечающих детей можно
увеличить, тогда подсчитывается общее количество жетонов на все ответы.
"Придумай рисунок"
Цель: закрепить знания детей о геометрических фигурах, развивать умение
видеть в предметах их форму, формировать творческое воображение.
Ход игры: учитель рисует на доске четыре геометрические фигуры.
Например, такие:
Затем предлагает их нарисовать у себя в тетрадях и обращается к детям:
"Подумайте, что можно дорисовать из каждой из этих фигур.
Чтобы превратить ее в рисунок. Сначала нарисуйте все в своих тетрадях, а
потом желающие выйдут к доске и покажут, как они справились с этой задачей.
1. Ответив на вопрос задачи:
"На грядке сидит 6 воробьев. К ним прилетели еще 4 воробья. Сколько
воробьев осталось на грядке?" Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
(Неправильно сформулирован вопрос к задаче. На вопрос ответить нельзя).
2. Сегодня цифра спряталась в дне недели, который предшествует субботе.
Какая это цифра? Какая тема урока? (Цифра и число 5).
3. Внимательно посмотрите на запись и найдите лишнее число:
1,3,9,11,7,5. Определите тему урока. (Двузначные числа).
4. Задание способствует развитию наглядно-действенного мышления. Сначала
учащиеся выполняют все действия практически, затем производят перестановку
карточек мысленно. Постепенно количество карточек и перестановок.
увеличивается.
Переложить 1 палочку, чтобы домик был перевернут в другую сторону:
3
3
В фигуре, состоящей из 9 квадратов, убрать 4 палочки, чтобы осталось 5
квадратов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий