среда, 16 ноября 2016 г.

Педагогические условия создания благоприятного психологического климата в детском коллективе.

Учитель начальных классов: Полякова Ольга Петровна

Проблема детского коллектива в педагогике – это проблема управления им: процессами его создания и совершенствования, влияния его на всех вместе и на каждого в отдельности. Результатом благоприятного развития коллектива должно стать возникновение у его членов чувства общности, чувства «мы - коллектив», что создаёт условия для идентификации личности ребёнка с классом и обособления его в коллективе класса.
    Существенную роль в формировании коллектива играет возраст учащихся. Для младших школьников характерна слабая организованность, плохая способность к коллективной деятельности, эмоциональная неустойчивость, слабо выраженная половая дифференциация взаимоотношений в классе, неустойчивость дружеских групп. В то же время у мальчиков и девочек одинаково выражено стремление к единству, к совместной деятельности, имеющей для них привлекательные формы (это прежде всего связано с игрой), стремление к подражанию классам других возрастов.
    При всём при этом учитель, классный руководитель – самая авторитетная личность для младших школьников. Его оценки, суждения воспринимаются как истинные, не подлежащие проверке, контролю. Таким образом, и в коллективе дети смотрят друг на друга глазами педагога. Оценивают поступки, проступки одноклассников теми мерками, которые предложил учитель. Если он постоянно хвалит ребёнка, то ученик становится объектом желаемого общения. К нему тянутся другие дети, с ним хотят дружить. А замечания, упрёки, наказания делают ребёнка отверженным в своём коллективе, превращают его в объект нежелательного общения. И в том, и в другом случае поведение и нравственное развитие младшего школьника оказывается в зоне психологического риска.
    В первой группе может сформироваться высокомерие, неуважительное отношение к одноклассникам, стремление добиться поощрения педагога любой ценой (вплоть до ябедничества, доносительства и пр.).
    Школьники второй группы не осознают своё неблагополучное положение, но эмоционально воспринимают, переживают его. Они своеобразно реагируют, пытаясь привлечь внимание окружающих: выкрики, беготня, агрессивность,  драчливость, отказ от выполнения требований учителя.
    Какие же существуют пути, условия создания благоприятного психологического климата в детском коллективе?

Комментариев нет:

Отправить комментарий