Учитель начальных классов: Полякова Ольга
Петровна
Проблема
детского коллектива в педагогике – это проблема управления им: процессами его
создания и совершенствования, влияния его на всех вместе и на каждого в
отдельности. Результатом благоприятного развития коллектива должно стать
возникновение у его членов чувства общности, чувства «мы - коллектив», что
создаёт условия для идентификации личности ребёнка с классом и обособления его
в коллективе класса.
Существенную роль в формировании коллектива
играет возраст учащихся. Для младших школьников характерна слабая
организованность, плохая способность к коллективной деятельности, эмоциональная
неустойчивость, слабо выраженная половая дифференциация
взаимоотношений в классе, неустойчивость дружеских групп. В то же время
у мальчиков и девочек одинаково выражено стремление к единству,
к совместной деятельности, имеющей для них привлекательные формы (это прежде
всего связано с игрой), стремление к подражанию классам других возрастов.
При всём при этом учитель, классный
руководитель – самая авторитетная личность для младших школьников. Его оценки,
суждения воспринимаются как истинные, не подлежащие проверке, контролю. Таким
образом, и в коллективе дети смотрят друг на друга глазами педагога. Оценивают
поступки, проступки одноклассников теми мерками, которые предложил учитель.
Если он постоянно хвалит ребёнка, то ученик становится объектом желаемого
общения. К нему тянутся другие дети, с ним хотят дружить. А замечания, упрёки,
наказания делают ребёнка отверженным в своём коллективе, превращают его в
объект нежелательного общения. И в том, и в другом случае поведение и
нравственное развитие младшего школьника оказывается в зоне психологического риска.
В первой группе может сформироваться
высокомерие, неуважительное отношение к одноклассникам, стремление добиться
поощрения педагога любой ценой (вплоть до ябедничества, доносительства и пр.).
Школьники второй группы не осознают своё
неблагополучное положение, но эмоционально воспринимают, переживают его. Они
своеобразно реагируют, пытаясь привлечь внимание окружающих: выкрики,
беготня, агрессивность, драчливость, отказ от выполнения требований
учителя.
Какие же существуют пути, условия создания
благоприятного психологического климата в детском коллективе?
Комментариев нет:
Отправить комментарий