среда, 28 октября 2015 г.

Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка у учащихся начальной школы, как средство формирования УУД в соответствии с требованиями в ФГОС и НОО.

О.Д.Сумкина -учитель начальных классов МБУ школы №5 г.о.Тольятти.

Формирование орфографически грамотного письма – одна из наиболее трудных задач, решаемых в школе. Несмотря на многочисленные исследования, проводимые в методике орфографии, учить младших школьников правописанию очень непросто. Связано это и со сложностью самой орфографической системы русского языка, и с тем, что дети, погружаясь в море орфографических правил, не могут уловить логики правописания, и воспринимают орфографию как набор разрозненных, не связанных между собой «нужно» и «нельзя».
Какой объем знаний необходимо иметь учащимся, чтобы грамотно писать? Есть ли резервы совершенствования орфографического навыка учащихся? Как обучать правописанию на основе применения правил? Каковы способы усвоения орфографии в начальных классах? Полагаю, такие вопросы встают перед многими учителями начальных классов.
В русском письме главным разделом, который определяет ведущий принцип орфографии, является передача буквами фонемного состава слов. Именно к этому разделу орфографии относится большинство правил, изучаемых в начальных классах.
Таким образом, при изучении раздела «Орфограммы» можно поставить несколько задач:
1) Познакомить детей с понятием «орфограмма» и помочь им глубже
осознать сущность орфографических трудностей русского письма.
Ввести в практику письменной речи маленьких школьников особый
способ письма – письмо с пропусками орфограмм, с «окошками».
Ребенок должен действовать по принципу «знаю букву – пишу, не знаю
– пропускаю, оставляю сигнал опасности».
2) Познакомить школьников с орфографическим словарем, заложить
основы правильного способа действия, необходимого для поиска ответа
на орфографический вопрос.
3) За счет широкого применения приема списывания обеспечивать
запоминание орфографического облика слов разных тематических групп
(виды транспорта, посуда и т.д.), т.е. развивать орфографическую память
учеников.
Одна из главных целей такого обучения – научить ребенка безошибочно решать орфографические задачи. При этом выделяются следующие условия формирования орфографического навыка:
- знание правила является теоретической базой;
- знание приемов применения правила (рассуждение на основе алгоритма)
способствует усвоению орфограммы;
- различные виды упражнений вырабатывают орфографические навыки.
В развитии орфографической зоркости можно выделить 6 этапов, которые должен пройти ученик для того, чтобы решить орфографическую задачу:
1.увидеть орфограмму в слове;
2.определить, проверяемая она или нет, и если да, то к какой
грамматико-орфографической теме относится; вспомнить правило;
3.определить способ решения задачи в зависимости от вида орфограммы;
4.определить «шаги», ступени решения и их последовательность, т.е.
составить алгоритм решения задачи.
5.решить задачу, т.е. выполнить последовательность действий по
алгоритму;
6.написать слово и осуществить самопроверку.
Результат обучения орфографии зависит от того, насколько развита у школьника способность ставить перед собой орфографические задачи. Так, например, ученик после изучения правил о безударной гласной в корне успешно справляется с заданием вставить пропущенные буквы в упражнении, но допускает ошибки в собственном тексте. Объяснить этот парадокс нетрудно: чтобы вставить букву, ученику нужно решить орфографическую задачу, а чтобы сознательно написать слово, допустим в изложении или сочинении, ему нужно сначала поставить эту орфографическую задачу, т.е. найти орфограмму.
Именно поэтому я считаю, что умение быстро обнаружить орфограмму, именуемое орфографической зоркостью, является важным базовым умением. Поэтому работу над грамотностью учащегося надо начинать с развития орфографической зоркости. Важно научить детей ставить перед собой орфографические задачи, а уже затем постепенно учить их решению.


Комментариев нет:

Отправить комментарий