Учитель: Локтева Н.В.
Формирование
навыков коллективного труда требует систематической и целенаправленной
организации учебной работы на коллективных началах. Перед учителем встает
задача – подготовить детей к совместной деятельности.Первый шаг на
пути к ее решению – выработка умения
слушать другого.
С этой целью необходимо организовать
игры. Вот, к примеру, одна из них
«Соберем добрые слова в корзинку».
Помните ли вы
героев мультфильма « Ну, погоди! ». Так вот с Волком случилась беда: он
похудел, ослаб, не может ничего есть. Пришел Волк к врачу, а тот осмотрел его и
говорит, что ничем помочь не может, так как все волчьи болезни от того, что он
злой, забыл все добрые слова, одно только и знает: «Ну, погоди!», и посоветовал врач Волку прийти в первый
класс, может, ребята помогут ему научиться пользоваться добрыми, вежливыми
словами. Дальше ребята собирают добрые
слова и дарят их Волку. Кто-то из детей играет роль Волка. Диктуется условие
игры: первый ученик называет свое слово, другой должен повторить это слово и назвать свое, третий повторяет оба слова,
названные предыдущими учениками, и называет свое, четвертый называет два
предыдущих слова и придумывает свое и т. д. , т. е. каждый должен повторить два
предыдущих слова и назвать свое. Кто не может повторить этих слов, выбывает из
игры.А вежливые слова
– это фишки, которые лежат в коробочке на столе у каждого ученика.Корзинка в
руках учителя, он вместе с Волком
проходит между рядами, собирая фишки в корзинку. Затем эта корзинка вручается
Волку с пожеланием: «Будь добрым! Будь вежливым!»С этой же целью
можно организовать такие игры и на уроках математики при проведении устного
счета. Надо, к примеру, помочь Незнайке, который запутался в решении примеров.
А примеры-то не простые, а круговые, когда по ответу предыдущего примера нужно
найти следующий. Конечно, ребята должны быть предельно внимательными, чтобы
справиться с решением такого рода задания. Часто в ходе устного счета идет игра
в математический футбол. На доске
примеры в футбольных воротах для двух команд.
Диктуется условие игры;а) Каждый
участник футбольной команды должен следить за вычислениями. В противном случае
он забивает гол в свои же ворота.б) Гол в свои
ворота забивает и тот, кто сделал ошибку в результате вычислений.В такие игры
дети играют с удовольствием. К тому же они способствуют развитию внимания, а
также умения слушать другого.
Второй шаг –
развить у детей положительное отношение к совместной деятельности на уроке. С этой целью в
1 классе необходимо использовать такие
задания, которые позволяют детям на личном опыте убедиться в пользе их
совместной работы. Например, нужно ребятам составить из кусочков разрезной
картинки целую (игра «Мозаика»). Класс делю на 2 команды: ученики первой
команды собирают мозаику, работая индивидуально, а второй – парами. Дается
установка для первой команды: кто закончит работу – встает; для 2 команды – чья
пара закончила работу, берется за руки и образует домик.
Обычно пары
справляются с такими заданиями быстрее, чем дети, работающие индивидуально.
После завершения работы спросить у детей:-Ребята, как вы
думаете, принесла ли пользу совместная работа в парах?Мнения у ребят
могут быть разные, но нужно доказать им,
что эта работа позволяет сэкономить время, а также ребята могут помочь друг
другу. Но чтобы работа протекала слаженно и дружно, в ходе совместной работы
нужно придерживаться следующих правил:ü перед работой
нужно договориться, кто, что будет делать;
ü не спорить зря,
а доказывать, объяснять;
ü стараться понять
друг друга;
ü всем смотреть на
говорящего (учителя или ученика)
ü реагировать
жестами или знаками на каждую реплику
говорящего (согласен (+), не согласен (-),
не понял(?).Эти
правила совместной работы оформляются в классе в виде памятки:1.Работай дружно и не спеша.2.Уважай соседа.3.Помогай ему.4.Не кричи и не шуми.5.Говори спокойно, внятно.Третий шаг −
организация работы в парах постоянного состава, а затем в
малых группах (
по 4 человека ).Эту работу можно
провести с первых дней пребывания детей
– первоклашек в школе . Здесь очень важно научить ребят договариваться между
собой: кто будет командиром группы, кто будет отвечать за всю группу, а если
потребуется ответ каждого члена группы, то договориться о порядке выступлений.Когда
дети научатся работать в парах и малых группах, можно переходить постепенно к
работе в парах сменного состава.
Источник Организация
коллективного способа обучения на уроках
в начальных классах/авт.-сост. Г.В.Жадейко – Дятлово, 2009.- 47с.
Комментариев нет:
Отправить комментарий