четверг, 29 октября 2015 г.

Организация коллективной формы обучения на начальном этапе (игровая форма)

Учитель: Локтева Н.В.

Формирование навыков коллективного труда требует систематической и целенаправленной организации учебной работы на коллективных началах. Перед учителем встает задача – подготовить детей к совместной деятельности.Первый шаг на пути к ее решению  – выработка умения слушать другого. С этой целью необходимо  организовать игры.  Вот, к примеру, одна из них «Соберем добрые слова в корзинку».
Помните ли вы героев мультфильма « Ну, погоди! ». Так вот с Волком случилась беда: он похудел, ослаб, не может ничего есть. Пришел Волк к врачу, а тот осмотрел его и говорит, что ничем помочь не может, так как все волчьи болезни от того, что он злой, забыл все добрые слова, одно только и знает: «Ну, погоди!»,  и посоветовал врач Волку прийти в первый класс, может, ребята помогут ему научиться пользоваться добрыми, вежливыми словами. Дальше ребята собирают  добрые слова и дарят их Волку. Кто-то из детей играет роль Волка. Диктуется условие игры: первый ученик называет свое слово, другой должен повторить это слово  и назвать свое, третий повторяет оба слова, названные предыдущими учениками, и называет свое, четвертый называет два предыдущих слова и придумывает свое и т. д. , т. е. каждый должен повторить два предыдущих слова и назвать свое. Кто не может повторить этих слов, выбывает из игры.А вежливые слова – это фишки, которые лежат в коробочке на столе у каждого ученика.Корзинка в руках  учителя, он вместе с Волком проходит между рядами, собирая фишки в корзинку. Затем эта корзинка вручается Волку с пожеланием: «Будь добрым! Будь вежливым!»С этой же целью можно организовать такие игры и на уроках математики при проведении устного счета. Надо, к примеру, помочь Незнайке, который запутался в решении примеров. А примеры-то не простые, а круговые, когда по ответу предыдущего примера нужно найти следующий. Конечно, ребята должны быть предельно внимательными, чтобы справиться с решением такого рода задания. Часто в ходе устного счета идет игра в математический футбол.  На доске примеры в футбольных воротах для двух команд.  Диктуется условие игры;а) Каждый участник футбольной команды должен следить за вычислениями. В противном случае он забивает гол в свои же ворота.б) Гол в свои ворота забивает и тот, кто сделал ошибку в результате вычислений.В такие игры дети играют с удовольствием. К тому же они способствуют развитию внимания, а также умения слушать другого.


Второй шаг – развить у детей положительное отношение к совместной деятельности на уроке. С этой целью в 1 классе необходимо использовать  такие задания, которые позволяют детям на личном опыте убедиться в пользе их совместной работы. Например, нужно ребятам составить из кусочков разрезной картинки целую (игра «Мозаика»). Класс делю на 2 команды: ученики первой команды собирают мозаику, работая индивидуально, а второй – парами. Дается установка для первой команды: кто закончит работу – встает; для 2 команды – чья пара закончила работу, берется за руки и образует домик.
Обычно пары справляются с такими заданиями быстрее, чем дети, работающие индивидуально. После завершения работы спросить  у детей:-Ребята, как вы думаете, принесла ли пользу совместная работа в парах?Мнения у ребят могут быть разные, но нужно доказать  им, что эта работа позволяет сэкономить время, а также ребята могут помочь друг другу. Но чтобы работа протекала слаженно и дружно, в ходе совместной работы нужно придерживаться следующих правил:ü перед работой нужно договориться, кто, что будет делать;
ü не спорить зря, а доказывать, объяснять;
ü стараться понять друг друга;
ü всем смотреть на говорящего (учителя или ученика)
ü реагировать жестами или знаками на каждую реплику
говорящего (согласен (+), не согласен (-), не понял(?).Эти правила совместной работы оформляются в классе в виде памятки:1.Работай дружно и не спеша.2.Уважай соседа.3.Помогай ему.4.Не кричи и не шуми.5.Говори спокойно, внятно.Третий шаг − организация работы в парах постоянного состава, а затем в
малых группах ( по 4 человека ).Эту работу можно провести  с первых дней пребывания детей – первоклашек в школе . Здесь очень важно научить ребят договариваться между собой: кто будет командиром группы, кто будет отвечать за всю группу, а если потребуется ответ каждого члена группы, то договориться о порядке выступлений.Когда дети научатся работать в парах и малых группах, можно переходить постепенно к работе в парах  сменного состава.


Источник Организация коллективного способа обучения на уроках  в начальных классах/авт.-сост. Г.В.Жадейко – Дятлово, 2009.- 47с.


Комментариев нет:

Отправить комментарий