четверг, 10 апреля 2014 г.

Педагогические условия, эффективно влияющие на формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках Окружающий мир»


Степанова Ольга Владимировна,
учитель начальных классов
МБУ школы № 5.

За последние десятилетия в обществе произошли карди­нальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навы­ков как основных итогов образования произошел переход к пониманию обучения как процесса подготовки учащихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда, со­трудничать и работать в группе, быть толерантным к разнообразным мнениям, уметь слышать и слушать партнёра. Реализация этих требований связана с обучением учащихся умению учиться, самостоятельно работать с разными источниками знаний и, в первую очередь, с книгой, а также обмениваться полученной информацией, т. е. вступать во взаимодействие не только с учителем, но и с другими участниками учебного процесса.
Таким образом, целью образования становится  общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться...

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий - актуальная проблема педагогики, так как низкий уровень коммуникативной компетентности находит отражение в увеличении количества детей с высокой социальной и межличностной тревожностью. Все чаще наблюдаются случаи отвержения и травли детей одноклассниками, переживания одиночества, проявления враждебности и агрессии по отношению к сверстникам. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий -  часть широкой проблемы воспитания всесторонне развитой личности, поэтому необходимость формирования коммуникативных универсальных учебных действий в школе имеет социальное, педагогическое и психологическое значение.
Важно начать формирование коммуникативных универсальных действий именно в начальной школе для поэтапного развития в дальнейшем, так как  именно младший школьный возраст благоприятен для овладения коммуникативными универсальными учебными действиями в силу особой чуткости общения.
Исследования учёных (И.Н. Агафоновой, А.Ф. Ануфриева, Е.В. Коротаевой, Е.Е. Кравцовой, О.Н. Мостовой, О.А. Яшновой)    подверждают, что   от 15% до 60% учащихся начальных классов общеобразовательной школы испытывают трудности в учении, в частности, трудности коммуникативного характера [1,2,4,5,7,10].
В широком значении термин  «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний. Формирование умений, включая организацию этого процесса [3,с.27].
Именно активность обучающегося признаётся основой достижения развивающих целей обучения – знание не передаётся в готовом виде, а строится самим учащимся в процессе познавательной, исследовательской деятельности. Признание активной роли учащегося в учении приводит к изменению представлений о содержании взаимодействия ученика с учителем и одноклассниками. Учение больше не рассматривается как простая трансляция знаний от учителя к учащимся, а выступает как сотрудничество – совместная работа учителя и учеников в ходе овладения знаниями и решения проблем. Всё это придаёт особую актуальность задаче формирования в начальной школе коммуникативных универсальных учебных действий.
Чрезвычайно благоприятный контекст для формирования коммуникативных универсальных учебных действий предоставляет учебный предмет «Окружающий мир». Этот предмет обеспечивает формирование у младших школьников целостной картины окружающего мира в его многообразии и взаимосвязях; экологической и культурологической грамотности, нравственно-этических и безопасных норм взаимодействия с природой и людьми; воспитание гармонично развитой, духовно-нравственной личности, гражданина, любящего своё Отечество, уважающего образ жизни, нравы и традиции народов, его населяющих; личности, стремящейся активно участвовать в природоохранной, здоровьесберегающей и творческой деятельности.
Развиваются  коммуникативные универсальные учебные действия учащихся: обогащается их опыт культурного общения с одноклассниками, в семье, с другими людьми; приобретается опыт учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками, осуществляется совместная познавательная, трудовая, творческая деятельность в парах, в группе, осваиваются различные способы взаимной помощи партнёрам по общению, осознаётся необходимость доброго, уважительного отношения между партнёрами.
В контексте концепции универсальных учебных действий коммуникация рассматривается не узко прагматически как обмен информацией, например учебной, а в своем полноценном значении. Другими словами, коммуникация рассматривается как смысловой аспект общения и социального взаимодействия, начиная с установления контактов и вплоть до сложных видов кооперации (организации и осуществления совместной деятельности), налаживания межличностных отношений и др.
Современная концепция учебного сотрудничества предполагает, что большая часть обучения строится как групповое. Это позволит создать в начальной школе реальные условия для преодоления эгоцентрической позиции, свойственной младшим школьникам. Главными показателями нормативно-возрастной формы развития коммуникативного компонента универсальных учебных действий в начальной школе можно считать умение договариваться, находить общее решение практической задачи (приходить к компромиссному решению) даже в неоднозначных и спорных обстоятельствах (конфликт интересов); умение не просто высказывать, но и аргументировать своё предложение, умение убеждать, и уступать; способность сохранять доброжелательное отношение в ситуации спора и противоречия интересов, умение с помощью вопросов выяснять недостающую информацию; способность брать инициативу на себя в организации совместного действия, а также осуществлять взаимный контроль и взаимную помощь по ходу выполнения задания.
К коммуникативным универсальным учебным  действиям относятся:
·                    планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, спо­собов взаимодействия;
·                    постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
·                    разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разре­шения конфликта, принятие решения и его реализация;
·                    управление поведением партнера — контроль, коррек­ция, оценка его действий;
·                    умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями комму­никации; владение монологической и диалогической форма­ми речи в соответствии с грамматическими и синтаксически­ми нормами родного языка [3,с. 30-31].
Сегодня каждый педагог ищет наиболее эффективные пути  формирования универсальных учебных действий у младших школьников, повышения заинтересованности учеников и роста успеваемости учащихся. В связи с этим стремлением педагогов повышать качество обучения все настойчивее звучит призыв к переходу с отдельных методик на педагогические технологии.  Вышесказанное обусловливает необходимость изменения стратегии обучения в начальной школе за счёт использования в образовательном процессе современных технологий деятельностного типа, основанных на диалоге, кооперации и сотрудничестве младших школьников с учителем и учениками.
В своей работе мы опираемся на определение педагогической технологии, которое дал В.М. Монахов. Он писал: «Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя» [8,с.19].
Для формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках «Окружающий мир» были отобраны технологии деятельностного типа:
·         технология обучения в сотрудничестве
·         проблемно – диалогическая технология
·         технология продуктивного чтения  
Рассмотрим каждую технологию и формы их организации в учебном процессе.
Технология обучения в сотрудничестве
Обучение в сотрудничестве, обучение в малых группах использовалось в педагогике довольно давно. Идея обучения в группах относиться к 20-м годам XX столетия. Но разработка технологии совместного обучения в малых группах началась  лишь в 1970-е годы. Обучение в сотрудничестве рассматривается в мировой педагогике как наиболее успешная альтернатива традиционным методам. Оно также отражает личностно-ориентированный подход. Целью обучения в сотрудничестве является не только овладение знаниями, умениями и навыками каждым учеником на уровне, соответствующем его индивидуальным особенностям развития. Очень важен здесь эффект социализации, формирования коммуникативных умений.           Ребята учатся вместе работать, учиться, творить, все­гда быть готовыми придти друг другу на помощь. Практически все учителя, использующие в своей практике обучение в со­трудничестве, отмечают, что их ученики становятся друзьями не только на время выполнения общих заданий на уроке, но их доброжелательное отношение друг к другу, их симпатии и за­интересованность в успехах других переходят на их жизнь и вне школы, становятся качествами их личности. А это — уже успехи нравственного воспитания. Помочь другу, вместе решить любые проблемы, разделить ра­дость успеха или горечь неудачи — так же естественно, как сме­яться, петь, радоваться жизни [9, с.25].
Главная идея обучения в сотрудничестве — учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе!
 Рассмотрим наиболее интересные варианты этой технологии обучения.
1. Обучение в команде.  Этот вари­ант метода обучения в сотрудничестве уделяет особое внимание «групповым целям»  и успеху всей группы, который может быть достиг­нут только в результате самостоятельной работы каждого члена группы (команды) в постоянном взаимодействии с другими чле­нами этой же группы при работе над темой / проблемой / вопро­сом, подлежащими изучению. Таким образом, задача каждого уче­ника состоит не только в том, чтобы сделать что-то вместе, а в том, чтобы познать что-то вместе, чтобы каждый участник ко­манды овладел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки и при этом, чтобы вся команда знала, чего достиг каж­дый ученик.
Вся группа заинтересована в усвоении учебной информации каждым ее членом, поскольку успех команды зависит от вклада каждого, а также в совместном решении поставленной перед груп­пой проблемы. Вкратце обучение в команде  сводится к трем основным принципам:
а)           «награды»  команда/группа получает одну на
всех в виде балльной оценки/отметки, какого-то поощрения,
сертификата, значка отличия, похвалы или других видов оценки совместной деятельности. Для этого необходимо выполнить предложенное для всей группы одно задание. Группы не соревнуются друг с другом, так как все команды имеют разную «планку» и разное время на ее достижение;
б)           индивидуальная (персональная) ответственность каждого ученика означает, что успех или неуспех всей группы зависит от удач или неудач каждого ее члена. Это стимулирует всех членов команды следить за деятельностью друг друга и всей командой приходить на помощь своему товарищу в усвоении и понимании материала так, чтобы каждый чувствовал
себя готовым к любому виду тестирования, контрольной проверке, которые могут быть предложены учителем любому ученику отдельно, вне группы;
в)           равные возможности каждого ученика в достижении успеха
означают, что каждый учащийся приносит своей группе очки, которые он зарабатывает путем улучшения своих собственных предыдущих результатов. 
Сравнение, таким образом, проводится не с результатами других учеников этой или других групп, а с собственными, ранее достигнутыми результатами. Это дает равные возможности продвинутым, средним и отстающим ученикам в получении очков для своей команды. Стараясь улучшить результаты предыдущего опроса, теста, зачета (и улучшая их), и средний, и слабый ученики могут принести своей команде равное количество баллов, что позволяет им чувствовать себя полноправными членами команды и стимулирует желание поднимать выше свою персональ­ную «планку». Как показывают экспериментальные исследования, поощрение всей команды и персональная ответственность каждого члена команды — существенные составляющие успешного форми­рования необходимых умений и навыков каждым учеником груп­пы. Недостаточно дать ребятам указание работать вместе. Необходи­мо,  чтобы у них была действительно серьезная заинтересованность в успехе друг друга. Кроме того, по­ощрение успеха, достигнутого по отношению к результатам, ранее полученным учеником, оказывается значительно эффективнее, чем поощрение учащихся в сравнении друг с другом, поскольку в этом случае учащиеся понимают, что стоит стремиться к улучшению собственных результатов для блага всей группы.
Организация обучения в сотрудничестве в малых группах  предусматривает группу учащихся, состоя­щую из четырех человек (мальчиков и девочек разного уровня обученности). Учитель объясняет новый материал, а затем предлагает ученикам в группах его закрепить, постараться разобраться, по­нять все детали. Говоря языком психологии, организуется работа по формированию ориентировочной основы действий (но для каж­дого ученика). Группам дается определенное задание, необходимые опоры. Задание делается либо по частям (каждый ученик занят сво­ей частью), либо по «вертушке» (каждое последующее задание вы­полняется следующим учеником, начинать может либо сильный ученик, либо слабый). При этом выполнение любого задания объяс­няется вслух учеником и контролируется всей группой.
После завершения заданий всеми группами учитель на каждом уроке организует либо общее обсуждение работы над этим зада­нием разными группами (если задание было одинаковое для всех групп), либо рас­смотрение заданий каждой группой, если задания были разные.
Когда учитель убеждается, что материал усвоен всеми учащими­ся, он дает тест на проверку понимания и усвоения нового материала. Над заданиями теста учащиеся трудятся индивидуально, вне группы. При этом учитель, конечно, дифференцирует сложность заданий для сильных и слабых учеников. Оценки за индивидуаль­ную работу (тест) суммируются в группе, и объявляется общая оценка.
Таким образом, соревнуются не сильные со слабыми, а каждый, стараясь выполнить свои задания, как бы соревнуется сам с собой, т. е. со своим ранее достигнутым результатом. И силь­ный, и слабый ученики, таким образом, могут принести группе одинаковые оценки или баллы. Это — чрезвычайно эффективная работа для усвоения нового материала каждым учеником.
2. Другой подход в организации обучения в сотрудничестве  был разработан проф. Эллиотом Аронсоном в 1978 году и назван Jigsaw (в дословном переводе с английского — ажурная пила, машинная ножовка). В педагогической практике такой подход именуется сокращенно «пила». Учащиеся организу­ются в группы по 6 человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты (логические или смысловые блоки). Каждый член группы находит материал по своей части. Затем ребята, изучаю­щие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встре­чаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется «встречей экспертов». Затем они возвра­щаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами, других членов группы. Те, в свою очередь, докладывают о своей части задания (как зубцы одной пилы). Поскольку единственный путь освоить материал всех фрагментов  — это внимательно слушать парт­неров по команде и делать записи в тетрадях, никаких дополнительных усилий со стороны учителя не требуется. Учащиеся кров­но заинтересованы, чтобы их товарищи добросовестно выполни­ли свою задачу, так как это может отразиться на их итоговой оценке. Отчитывается по всей теме каждый в отдельности и вся команда в целом. На заключительном этапе учитель может попросить любого ученика команды ответить на любой вопрос по данной теме.
В 1986 году Р.Славин разработал модификацию этого метода «Пила 2», который предусматривал работу учащихся группами в 4—5 человек. Вместо того, чтобы каждый член группы получал отдельную часть общей работы, вся команда работает над одним и тем же материалом. Но при этом каждый член группы полу­чает тему, которую разрабатывает особенно тщательно и стано­вится в ней экспертом. Проводятся встречи экспертов из разных групп. В конце цикла все учащиеся проходят индивидуальный кон­трольный срез, который и оценивается. Результаты учащихся суммируются. Команда, сумевшая достичь наивысшей суммы баллов, награждается.
3. Вариант метода обучения в сотрудничестве «Учимся вместе» разработан в университете штата Миннесота в 1987 году (Дэвид Джонсон, Роджер Джонсон). Класс разбивает­ся на разнородные (по уровню обученности) группы в 3—5 чело­век. Каждая группа получает одно задание, являющееся подзаданием какой-либо большой темы, над которой работает весь класс. В результате совместной работы отдельных групп и всех групп в целом достигается усвоение всего материала. Основные принципы — награды всей команде, индивидуальный подход, равные возмож­ности — работают и здесь.
Группа получает награды в зависимости от достижений каждо­го ученика. По мнению разработчиков данного метода, учитель должен уделять большое внимание вопросу комплектации групп (с учетом индивидуальных и психологических особенностей каж­дого члена) и разработке задач для каждой конкретной группы.
Внутри группы учащиеся самостоятельно определяют роли каж­дого из них в выполнении общего задания (у каждого таким обра­зом своя часть, свое подзадание): отслеживания правильности выполнения заданий партнерами, мониторинга активности каж­дого члена группы в решении общей задачи, а также культуры общения внутри группы.
Таким образом, с самого начала группа имеет как бы двойную задачу: с одной стороны, академическую — достижение какой-то познавательной, творческой цели, а с дру­гой, социальную или, скорее, социально-психологическую — осу­ществление в ходе выполнения задания определенной культуры общения. И то, и другое одинаково значимо. Учитель также обяза­тельно контролирует не только успешность выполнения академи­ческого задания группами учащихся, но и характер их общения между собой, способ оказания необходимой помощи друг другу.
4.  Исследовательская работа учащихся в группах также является разновидностью метода обучения в сотрудничестве (Шломо Ша­рам, Университет Тель-Авива, 1976). В этом варианте акцент делается на самостоятельную деятельность. Учащиеся работают либо индивидуально, либо в группах до 6 человек. Они выбирают под­тему общей темы, которая намечена для изучения всем классом. Затем в малых группах эта подтема разбивается на индивидуаль­ные задания для отдельного ученика. Каждый таким образом дол­жен внести свою лепту в общую задачу. Дискуссии, обсуждения в группах дают возможность ознакомиться с работой любого учени­ка. На основе заданий, выполненных каждым учеником, совмест­но составляется единый доклад, который и подлежит презента­ции на уроке перед всем классом.
Следует отметить, что недостаточно сформировать группы и дать им соответствующее задание. Суть как раз и состоит в том, чтобы учащийся захотел сам приобретать знания. Знаете извест­ное изречение мудрецов: «Я могу подвести верблюда к водопою, но не могу заставить его напиться!» Поэтому проблема мотивации самостоятельной учебной деятельности учащихся не менее, а мо­жет быть и более важна, чем способ организации, условия и ме­тодика работы над заданием [8,с.35].
Основные идеи, присущие всем описанным здесь вариантам — общность цели и задач, индивидуальная ответственность и рав­ные возможности успеха. Именно сотрудничество, а не соревно­вание лежит в основе обучения в группе. Индивидуальная ответ­ственность означает, что успех всей команды (группы) зависит от вклада каждого участника, что предусматривает помощь для чле­нов команды друг другу. Равные возможности предполагают, что любой ученик должен совершенствовать свои собственные дости­жения. Это значит также, что каждый ученик учится в силу соб­ственных возможностей, способностей и потому имеет шанс оце­ниваться наравне с другими. Если и продвинутый, и слабый уче­ник затрачивает максимум усилий — каждый для достижения сво­его уровня, то будет справедливо, если их усилия (в группе) будут оценены одинаково: ведь и один, и другой сделал, что мог. Психо­логи, изучающие данный подход к обучению, давно заметили, что когда оцениваются усилия, которые затрачивают ученики в группе для достижения общего результата, то мотивация у всех гораздо выше, чем в традиционных классах.
 Работа в группах, кроме всего прочего, позволяет ученикам научиться общаться с людьми, что очень полезно в жизни.
Педагогическое общение, психология и культура общения — все это составляющие грамотной педагогики. Нельзя не согласиться с известным российским психологом и филологом А. А. Леонтье­вым в том, что педагогическое общение в подлинном понимании — это многоэтажная конструкция, которая предполагает деятельность — взаимодействие—общение—контакт.  Обучение в сотрудничестве предусматривает все уровни общения, опирается на них [6,с. 36].
Практически речь идет об обучении при общении учащихся друг с другом и учащихся с учителем, в результате которого и возникает столь необходимый контакт. Такое общение социально, поскольку в процессе его учащиеся поочередно выполняют раз­ные социальные роли: лидера, исполнителя, организатора, док­ладчика, эксперта, исследователя и т.д. Учителю  необходимо уделять внимание обучению культу­ре общения,  приучая своих учеников:
·                    взаимодействовать в группе с любым партнером или партне­рами;
·                    работать активно, серьезно относясь к порученному заданию;
·                    вежливо и доброжелательно общаться с партнерами;
·                    испытывать чувство ответственности не только за собствен­ные успехи, но и за успехи своих партнеров, всего класса;
·                    полностью осознавать, что совместная работа в группах — это серьезный и ответственный труд.
Очень важно также помнить, что поощрению подлежат не только академические успехи при работе в сотрудничестве, но так­же и психологические аспекты общения. Необходимо, чтобы уча­щиеся на каждом уроке четко понимали, ка­кие социально-психологические факторы общения будут отсле­живаться учителем. Это также должно быть написано на доске.
Например:
Я буду наблюдать за тем, как вы:
·                    слушаете друга;
·                    помогаете друг другу;
·                    вместе решаете возникшую проблему.
Можно порекомендовать на первых порах выбрать для поощре­ния следующие психологические умения:
·                    проверить понимание изучаемого материала;
·                    поделиться с товарищами своими идеями и информацией;
·                    подбодрить товарища, стимулировать его к активной работе;
·                    добиться согласия при решении спорных вопросов.
После каждой работы в группах сотрудничества необходимо провести не только обсуждение достигнутых академических успехов,  но и обязательно обсудить, каким образом группе удалось достичь высоких результатов, какие были трудности, кто помогал, как, т. е. буквально в каких выражениях велось обсужде­ние, спросить, как они собираются действовать дальше в этом на­правлении.
Таким образом, систематически используя на уроках «Окружающий мир» технологию обучения в сотрудничестве нами выделены следующие преимущества использования данной технологии:
1.                 Не все ученики готовы задавать вопросы учителю, если они не поняли новый или ранее пройденный материал. При  работе малых группах, при совместной деятельности ученики выясняют друг у друга все, что им не ясно. В случае необходимости не боятся все вместе обратиться за помощью к учителю.
2.                 Учащиеся учатся сами видеть проблемы окружающего мира и находить способы их решения.
3.                 Каждый понимает, что успех группы зависит не только от запоминания готовых сведений, данных в учебнике, но и от спо­собности самостоятельно приобретать новые знания и умения их применять в конкретных заданиях.
4.                 У учащихся формируется собственная точка зрения, они учат­ся ее аргументировать, отстаивать свое мнение.
5.                 Ученики начинают понимать, где и как они смогут приме­нить полученные на уроках знания, например, в таких аспектах, как: химия и повседневная жизнь, химия и экология, химия и здоровье, химия и общество.
6.                 Ребята учатся общаться между собой, с учителями, овладе­вают коммуникативными умениями.
7.                 Развивается чувство товарищества, взаимопомощи.

Проблемно-диалогическая технология  даёт развернутый ответ на вопрос, как научить учеников ставить  и решать проблемы. В соответствии с данной технологией  на уроке введения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск её решения.               
Постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования. Поиск решения – этап формулирования нового знания. Постановку проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога. Эта технология прежде всего формирует регулятивные  универсальные учебные действия, обеспечивая выращивание умения решать проблемы. Наряду с этим происходит формирование и других универсальных учебных действий:  за счёт использования диалога – коммуникативных, необходимости извлекать информацию, делать логические выводы и т.п. – познавательных.
 Технология продуктивного чтения обеспечивает понимание текста за счёт овладения приемами его освоения на этапах до чтения, во время чтения и после чтения. Эта технология направлена на формирование коммуникативных  универсальных учебных действий, обеспечивая умение истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников; познавательных универсальных учебных действий, например, – умения извлекать информацию из текста.  
 Обучение в сотрудничестве чтению  может быть организовано по-разному:
·                    В группе из четырех человек ученики разбиваются на пары. Пока учитель работает с одними парами чтецов, другие самосто­ятельно читают друг другу; составляют план пересказа, излагают прочитанный материал друг другу, выделяя главные мысли; пи­шут ответы на вопросы по тексту; работают со словарем, энциклопедиями.
·                    Если класс не делится на однородные группы, то все учащи­еся во всех группах работают совместно, стараясь определить глав­ную идею текста и понять общий смысл рассказа при ответах на проблемные вопросы по тексту. Ребята трудятся единой командой. Вся деятельность в группах осуществ­ляется под контролем учителя.
Следует сказать, что одним из ценностных ориентиров начального образования является: формирование психологических условий развития общения, кооперации сотрудничества на основе:
·       доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
·       уважения  к окружающим – умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решение с учётом позиций всех участников [3,с.8].    
Таким образом, приведённые выше технологии могут оказаться полезными только в  случае создания благоприятной общей атмосферы в классе - атмосферы поддержки и заинтересованности. Необходимо поощрять детей высказывать свою точку зрения, а также воспитывать у них умение слушать других людей и терпимо относиться к их мнению. Решающую роль в этом принадлежит учителю, который сам должен быть образцом неавторитарного стиля ведения дискуссии и обладать достаточной общей коммуникативной культурой. Учитель должен давать учащимся речевые образцы и оказывать им помощь в ведении дискуссии, споров, приведении аргументов и т.д.
Итак, нами были выявлены педагогические условия, эффективно влияющие на формирование коммуникативных универсальных учебных действий. Педагогическими условиями являются:
1.  Использование технологий деятельностного типа:
·         технология обучения в сотрудничестве;
·         проблемно-диалогическая технология;
·         технология продуктивного чтения;
2. Создание  доброжелательной психологической атмосферы в классе.
В связи с этим можно сделать вывод, что  для успешного формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках «Окружающий мир» необходимо использование педагогических условий, а именно: технологий деятельностного типа (технология обучения в сотрудничестве, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения) и создание доброжелательной психологической атмосферы в классе.

      Список литературы:
  1. Агафонова И.Н. Уроки общения для детей 6 – 10 лет «Я и мы»: программа / И.Н. Агафонова. – СПб., 2003. – 125с.
  2. Ануфриев А.Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей /А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина. – М.: Ось-89, 1997.- 202с.
  3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – М. : Просвещение, 2008. – 150с.
  4.  Коротаева Е.В. Психологические основы педагогического взаимодействия  /  Е.В. Коротаева. – М.: Профит Стайл, 2007.- с.133с.
  5.  Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе / Е.Е. Кравцова. – М., 2001. – 78с.
  6. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. – М., 1984. – 147с.
  7.  Мостова О.Н.  Индивидуально-типологические особенности общения младших школьников   / О.Н. Мостова, И.Н. Агафонова //  Служба практической психологии в системе образования. Вып. 9. – СПб., 2005.- 99с.
  8. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /  под ред. Е.С. Полат. – М., 2009. – 167с.
  9. Практическая психология: Учебник для вузов / под ред. М.К. Тутушкиной. – СПб., 2001.-179с.
  10.  Яшнова О.А. Успешность младшего школьника / О.А.Яшнова. – М.:Академический проект,2008.- 79с.

Комментариев нет:

Отправить комментарий