За последние
десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о
целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков
как основных итогов образования произошел переход к пониманию обучения как
процесса подготовки учащихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять
активную позицию, успешно решать жизненные задачи, быть готовым к быстрому
переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда, сотрудничать
и работать в группе, быть толерантным к разнообразным мнениям, уметь слышать и
слушать партнёра. Реализация этих требований связана с обучением учащихся
умению учиться, самостоятельно работать с разными источниками знаний и, в
первую очередь, с книгой, а также обмениваться полученной информацией, т. е.
вступать во взаимодействие не только с учителем, но и с другими участниками
учебного процесса.
Таким образом,
целью образования становится общекультурное,
личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую
компетенцию, как умение учиться...
Формирование
коммуникативных универсальных учебных действий - актуальная проблема
педагогики, так как низкий уровень коммуникативной компетентности находит
отражение в увеличении количества детей с высокой социальной и межличностной
тревожностью. Все чаще наблюдаются случаи отвержения и травли детей
одноклассниками, переживания одиночества, проявления враждебности и агрессии по
отношению к сверстникам. Формирование коммуникативных универсальных учебных
действий - часть широкой проблемы воспитания
всесторонне развитой личности, поэтому необходимость формирования
коммуникативных универсальных учебных
действий в школе имеет социальное, педагогическое и психологическое
значение.
Важно начать
формирование коммуникативных универсальных действий именно в начальной школе
для поэтапного развития в дальнейшем, так как
именно младший школьный возраст благоприятен для овладения
коммуникативными универсальными учебными действиями в силу особой чуткости
общения.
Исследования
учёных (И.Н. Агафоновой, А.Ф. Ануфриева, Е.В. Коротаевой, Е.Е. Кравцовой, О.Н.
Мостовой, О.А. Яшновой) подверждают,
что от 15% до 60% учащихся начальных
классов общеобразовательной школы испытывают трудности в учении, в частности,
трудности коммуникативного характера [1,2,4,5,7,10].
В широком
значении термин «универсальные учебные
действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и
самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового
социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот
термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также
связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное
усвоение новых знаний. Формирование умений, включая организацию этого процесса
[3,с.27].
Именно
активность обучающегося признаётся основой достижения развивающих целей
обучения – знание не передаётся в готовом виде, а строится самим учащимся в
процессе познавательной, исследовательской деятельности. Признание активной
роли учащегося в учении приводит к изменению представлений о содержании
взаимодействия ученика с учителем и одноклассниками. Учение больше не
рассматривается как простая трансляция знаний от учителя к учащимся, а
выступает как сотрудничество – совместная работа учителя и учеников в ходе
овладения знаниями и решения проблем. Всё это придаёт особую актуальность
задаче формирования в начальной школе коммуникативных универсальных учебных
действий.
Чрезвычайно
благоприятный контекст для формирования коммуникативных универсальных учебных
действий предоставляет учебный предмет «Окружающий мир». Этот предмет
обеспечивает формирование у младших школьников целостной картины окружающего
мира в его многообразии и взаимосвязях; экологической и культурологической
грамотности, нравственно-этических и безопасных норм взаимодействия с природой
и людьми; воспитание гармонично развитой, духовно-нравственной личности,
гражданина, любящего своё Отечество, уважающего образ жизни, нравы и традиции
народов, его населяющих; личности, стремящейся активно участвовать в
природоохранной, здоровьесберегающей и творческой деятельности.
Развиваются коммуникативные универсальные учебные
действия учащихся: обогащается их опыт культурного общения с одноклассниками, в
семье, с другими людьми; приобретается опыт учебного сотрудничества с учителем
и одноклассниками, осуществляется совместная познавательная, трудовая,
творческая деятельность в парах, в группе, осваиваются различные способы
взаимной помощи партнёрам по общению, осознаётся необходимость доброго,
уважительного отношения между партнёрами.
В контексте
концепции универсальных учебных действий коммуникация рассматривается не узко
прагматически как обмен информацией, например учебной, а в своем полноценном
значении. Другими словами, коммуникация рассматривается как смысловой аспект
общения и социального взаимодействия, начиная с установления контактов и вплоть
до сложных видов кооперации (организации и осуществления совместной
деятельности), налаживания межличностных отношений и др.
Современная
концепция учебного сотрудничества предполагает, что большая часть обучения
строится как групповое. Это позволит создать в начальной школе реальные условия
для преодоления эгоцентрической позиции, свойственной младшим
школьникам. Главными показателями нормативно-возрастной формы развития
коммуникативного компонента универсальных учебных действий в начальной школе
можно считать умение договариваться,
находить общее решение практической задачи (приходить к компромиссному решению)
даже в неоднозначных и спорных обстоятельствах (конфликт интересов); умение не
просто высказывать, но и аргументировать своё предложение, умение
убеждать, и уступать; способность
сохранять доброжелательное отношение в ситуации спора и противоречия
интересов, умение с помощью вопросов выяснять
недостающую информацию; способность брать
инициативу на себя в организации совместного действия, а также осуществлять взаимный контроль и взаимную
помощь по ходу выполнения задания.
К коммуникативным универсальным учебным действиям относятся:
·
планирование учебного сотрудничества с учителем
и сверстниками — определение цели, функций участников, способов
взаимодействия;
·
постановка вопросов — инициативное сотрудничество
в поиске и сборе информации;
·
разрешение конфликтов — выявление, идентификация
проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта,
принятие решения и его реализация;
·
управление поведением партнера — контроль,
коррекция, оценка его действий;
·
умение с достаточной полнотой и точностью
выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с
грамматическими и синтаксическими нормами родного языка [3,с. 30-31].
Сегодня каждый
педагог ищет наиболее эффективные пути
формирования универсальных учебных действий у младших школьников,
повышения заинтересованности учеников и роста успеваемости учащихся. В связи с
этим стремлением педагогов повышать качество обучения все настойчивее звучит
призыв к переходу с отдельных методик на педагогические технологии. Вышесказанное обусловливает необходимость
изменения стратегии обучения в начальной школе за счёт использования в образовательном
процессе современных технологий деятельностного типа, основанных на диалоге,
кооперации и сотрудничестве младших школьников с учителем и учениками.
В своей работе мы опираемся на определение
педагогической технологии, которое дал В.М. Монахов. Он писал: «Педагогическая
технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической
деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с
безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя» [8,с.19].
Для формирования коммуникативных
универсальных учебных действий у младших школьников на уроках «Окружающий мир»
были отобраны технологии деятельностного типа:
·
технология обучения в сотрудничестве
·
проблемно – диалогическая технология
·
технология продуктивного чтения
Рассмотрим каждую технологию и формы их
организации в учебном процессе.
Технология
обучения в сотрудничестве
Обучение в
сотрудничестве, обучение в малых группах использовалось в педагогике довольно
давно. Идея обучения в группах относиться к 20-м годам XX столетия. Но разработка
технологии совместного обучения в малых группах началась лишь в 1970-е годы. Обучение в сотрудничестве
рассматривается в мировой педагогике как наиболее успешная альтернатива
традиционным методам. Оно также отражает личностно-ориентированный подход. Целью
обучения в сотрудничестве является не только овладение знаниями, умениями и
навыками каждым учеником на уровне, соответствующем его индивидуальным
особенностям развития. Очень важен здесь эффект социализации, формирования
коммуникативных умений. Ребята учатся вместе работать, учиться,
творить, всегда быть готовыми придти друг другу на помощь. Практически все
учителя, использующие в своей практике обучение в сотрудничестве, отмечают,
что их ученики становятся друзьями не только на время выполнения общих заданий
на уроке, но их доброжелательное отношение друг к другу, их симпатии и заинтересованность
в успехах других переходят на их жизнь и вне школы, становятся качествами их
личности. А это — уже успехи нравственного воспитания. Помочь другу, вместе
решить любые проблемы, разделить радость успеха или горечь неудачи — так же
естественно, как смеяться, петь, радоваться жизни [9, с.25].
Главная идея
обучения в сотрудничестве — учиться вместе, а не просто что-то выполнять
вместе!
Рассмотрим наиболее интересные варианты этой
технологии обучения.
1. Обучение в команде. Этот вариант метода обучения в
сотрудничестве уделяет особое внимание «групповым целям» и успеху всей группы, который может быть
достигнут только в результате самостоятельной работы каждого члена группы
(команды) в постоянном взаимодействии с другими членами этой же группы при
работе над темой / проблемой / вопросом, подлежащими изучению. Таким образом,
задача каждого ученика состоит не только в том, чтобы сделать что-то вместе, а
в том, чтобы познать что-то вместе, чтобы каждый участник команды овладел
необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки и при этом, чтобы вся команда
знала, чего достиг каждый ученик.
Вся группа
заинтересована в усвоении учебной информации каждым ее членом, поскольку успех
команды зависит от вклада каждого, а также в совместном решении поставленной
перед группой проблемы. Вкратце обучение в команде сводится к трем основным принципам:
а) «награды» команда/группа получает одну на
всех в виде балльной оценки/отметки, какого-то поощрения,
сертификата, значка отличия, похвалы или других видов оценки совместной деятельности. Для этого необходимо выполнить предложенное для всей группы одно задание. Группы не соревнуются друг с другом, так как все команды имеют разную «планку» и разное время на ее достижение;
всех в виде балльной оценки/отметки, какого-то поощрения,
сертификата, значка отличия, похвалы или других видов оценки совместной деятельности. Для этого необходимо выполнить предложенное для всей группы одно задание. Группы не соревнуются друг с другом, так как все команды имеют разную «планку» и разное время на ее достижение;
б) индивидуальная (персональная)
ответственность каждого ученика означает, что успех или неуспех всей группы
зависит от удач или неудач каждого ее члена. Это стимулирует всех членов
команды следить за деятельностью друг друга и всей командой приходить на помощь
своему товарищу в усвоении и понимании материала так, чтобы каждый чувствовал
себя готовым к любому виду тестирования, контрольной проверке, которые могут быть предложены учителем любому ученику отдельно, вне группы;
себя готовым к любому виду тестирования, контрольной проверке, которые могут быть предложены учителем любому ученику отдельно, вне группы;
в) равные возможности каждого ученика в
достижении успеха
означают, что каждый учащийся приносит своей группе очки, которые он зарабатывает путем улучшения своих собственных предыдущих результатов.
означают, что каждый учащийся приносит своей группе очки, которые он зарабатывает путем улучшения своих собственных предыдущих результатов.
Сравнение,
таким образом, проводится не с результатами других учеников этой или других
групп, а с собственными, ранее достигнутыми результатами. Это дает равные
возможности продвинутым, средним и отстающим ученикам в получении очков для
своей команды. Стараясь улучшить результаты предыдущего опроса, теста, зачета
(и улучшая их), и средний, и слабый ученики могут принести своей команде равное
количество баллов, что позволяет им чувствовать себя полноправными членами
команды и стимулирует желание поднимать выше свою персональную «планку». Как
показывают экспериментальные исследования, поощрение всей команды и
персональная ответственность каждого члена команды — существенные составляющие
успешного формирования необходимых умений и навыков каждым учеником группы.
Недостаточно дать ребятам указание работать вместе. Необходимо, чтобы у них была действительно серьезная
заинтересованность в успехе друг друга. Кроме того, поощрение успеха,
достигнутого по отношению к результатам, ранее полученным учеником, оказывается
значительно эффективнее, чем поощрение учащихся в сравнении друг с другом,
поскольку в этом случае учащиеся понимают, что стоит стремиться к улучшению
собственных результатов для блага всей группы.
Организация
обучения в сотрудничестве в малых группах
предусматривает группу учащихся, состоящую из четырех человек
(мальчиков и девочек разного уровня обученности). Учитель объясняет новый
материал, а затем предлагает ученикам в группах его закрепить, постараться
разобраться, понять все детали. Говоря языком психологии, организуется работа
по формированию ориентировочной основы действий (но для каждого ученика).
Группам дается определенное задание, необходимые опоры. Задание делается либо
по частям (каждый ученик занят своей частью), либо по «вертушке» (каждое
последующее задание выполняется следующим учеником, начинать может либо
сильный ученик, либо слабый). При этом выполнение любого задания объясняется
вслух учеником и контролируется всей группой.
После
завершения заданий всеми группами учитель на каждом уроке организует либо общее
обсуждение работы над этим заданием разными группами (если задание было
одинаковое для всех групп), либо рассмотрение заданий каждой группой, если
задания были разные.
Когда учитель
убеждается, что материал усвоен всеми учащимися, он дает тест на проверку
понимания и усвоения нового материала. Над заданиями теста учащиеся трудятся
индивидуально, вне группы. При этом учитель, конечно, дифференцирует сложность
заданий для сильных и слабых учеников. Оценки за индивидуальную работу (тест)
суммируются в группе, и объявляется общая оценка.
Таким образом,
соревнуются не сильные со слабыми, а каждый, стараясь выполнить свои задания,
как бы соревнуется сам с собой, т. е. со своим ранее достигнутым результатом. И
сильный, и слабый ученики, таким образом, могут принести группе одинаковые
оценки или баллы. Это — чрезвычайно эффективная работа для усвоения нового
материала каждым учеником.
2. Другой подход в организации обучения в
сотрудничестве был разработан проф.
Эллиотом Аронсоном в 1978 году и назван Jigsaw (в дословном переводе с
английского — ажурная пила, машинная ножовка). В педагогической практике
такой подход именуется сокращенно «пила». Учащиеся организуются в группы по 6
человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты (логические
или смысловые блоки). Каждый член группы находит материал по своей части. Затем
ребята, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются
и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется
«встречей экспертов». Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему
новому, что узнали сами, других членов группы. Те, в свою очередь, докладывают
о своей части задания (как зубцы одной пилы). Поскольку единственный путь
освоить материал всех фрагментов — это
внимательно слушать партнеров по команде и делать записи в тетрадях, никаких
дополнительных усилий со стороны учителя не требуется. Учащиеся кровно
заинтересованы, чтобы их товарищи добросовестно выполнили свою задачу, так как
это может отразиться на их итоговой оценке. Отчитывается по всей теме каждый в
отдельности и вся команда в целом. На заключительном этапе учитель может
попросить любого ученика команды ответить на любой вопрос по данной теме.
В 1986 году
Р.Славин разработал модификацию этого метода «Пила 2», который предусматривал
работу учащихся группами в 4—5 человек. Вместо того, чтобы каждый член группы
получал отдельную часть общей работы, вся команда работает над одним и тем же
материалом. Но при этом каждый член группы получает тему, которую
разрабатывает особенно тщательно и становится в ней экспертом. Проводятся
встречи экспертов из разных групп. В конце цикла все учащиеся проходят
индивидуальный контрольный срез, который и оценивается. Результаты учащихся
суммируются. Команда, сумевшая достичь наивысшей суммы баллов, награждается.
3. Вариант метода обучения в сотрудничестве
«Учимся вместе» разработан в университете штата Миннесота в 1987 году
(Дэвид Джонсон, Роджер Джонсон). Класс разбивается на разнородные (по уровню
обученности) группы в 3—5 человек. Каждая группа получает одно задание,
являющееся подзаданием какой-либо большой темы, над которой работает весь
класс. В результате совместной работы отдельных групп и всех групп в целом
достигается усвоение всего материала. Основные принципы — награды всей команде,
индивидуальный подход, равные возможности — работают и здесь.
Группа получает
награды в зависимости от достижений каждого ученика. По мнению разработчиков
данного метода, учитель должен уделять большое внимание вопросу комплектации
групп (с учетом индивидуальных и психологических особенностей каждого члена) и
разработке задач для каждой конкретной группы.
Внутри группы
учащиеся самостоятельно определяют роли каждого из них в выполнении общего
задания (у каждого таким образом своя часть, свое подзадание): отслеживания
правильности выполнения заданий партнерами, мониторинга активности каждого
члена группы в решении общей задачи, а также культуры общения внутри группы.
Таким образом,
с самого начала группа имеет как бы двойную задачу: с одной стороны,
академическую — достижение какой-то познавательной, творческой цели, а с другой,
социальную или, скорее, социально-психологическую — осуществление в ходе
выполнения задания определенной культуры общения. И то, и другое одинаково
значимо. Учитель также обязательно контролирует не только успешность
выполнения академического задания группами учащихся, но и характер их общения
между собой, способ оказания необходимой помощи друг другу.
4.
Исследовательская работа учащихся в группах также является
разновидностью метода обучения в сотрудничестве (Шломо Шарам, Университет
Тель-Авива, 1976). В этом варианте акцент делается на самостоятельную
деятельность. Учащиеся работают либо индивидуально, либо в группах до 6
человек. Они выбирают подтему общей темы, которая намечена для изучения всем
классом. Затем в малых группах эта подтема разбивается на индивидуальные
задания для отдельного ученика. Каждый таким образом должен внести свою лепту
в общую задачу. Дискуссии, обсуждения в группах дают возможность ознакомиться с
работой любого ученика. На основе заданий, выполненных каждым учеником,
совместно составляется единый доклад, который и подлежит презентации на уроке
перед всем классом.
Следует
отметить, что недостаточно сформировать группы и дать им соответствующее
задание. Суть как раз и состоит в том, чтобы учащийся захотел сам приобретать
знания. Знаете известное изречение мудрецов: «Я могу подвести верблюда к
водопою, но не могу заставить его напиться!» Поэтому проблема мотивации
самостоятельной учебной деятельности учащихся не менее, а может быть и более
важна, чем способ организации, условия и методика работы над заданием [8,с.35].
Основные идеи,
присущие всем описанным здесь вариантам — общность цели и задач, индивидуальная
ответственность и равные возможности успеха. Именно сотрудничество, а не
соревнование лежит в основе обучения в группе. Индивидуальная ответственность
означает, что успех всей команды (группы) зависит от вклада каждого участника,
что предусматривает помощь для членов команды друг другу. Равные возможности
предполагают, что любой ученик должен совершенствовать свои собственные достижения.
Это значит также, что каждый ученик учится в силу собственных возможностей,
способностей и потому имеет шанс оцениваться наравне с другими. Если и
продвинутый, и слабый ученик затрачивает максимум усилий — каждый для
достижения своего уровня, то будет справедливо, если их усилия (в группе)
будут оценены одинаково: ведь и один, и другой сделал, что мог. Психологи,
изучающие данный подход к обучению, давно заметили, что когда оцениваются
усилия, которые затрачивают ученики в группе для достижения общего результата,
то мотивация у всех гораздо выше, чем в традиционных классах.
Работа в группах, кроме всего прочего,
позволяет ученикам научиться общаться с людьми, что очень полезно в жизни.
Педагогическое
общение, психология и культура общения — все это составляющие грамотной
педагогики. Нельзя не согласиться с известным российским психологом и филологом
А. А. Леонтьевым в том, что педагогическое общение в подлинном понимании — это
многоэтажная конструкция, которая предполагает деятельность —
взаимодействие—общение—контакт. Обучение
в сотрудничестве предусматривает все уровни общения, опирается на них [6,с.
36].
Практически
речь идет об обучении при общении учащихся друг с другом и учащихся с учителем,
в результате которого и возникает столь необходимый контакт. Такое общение
социально, поскольку в процессе его учащиеся поочередно выполняют разные
социальные роли: лидера, исполнителя, организатора, докладчика, эксперта,
исследователя и т.д. Учителю необходимо
уделять внимание обучению культуре общения,
приучая своих учеников:
·
взаимодействовать в группе с любым партнером или
партнерами;
·
работать активно, серьезно относясь к
порученному заданию;
·
вежливо и доброжелательно общаться с партнерами;
·
испытывать чувство ответственности не только за
собственные успехи, но и за успехи своих партнеров, всего класса;
·
полностью осознавать, что совместная работа в
группах — это серьезный и ответственный труд.
Очень важно
также помнить, что поощрению подлежат не только академические успехи при работе
в сотрудничестве, но также и психологические аспекты общения. Необходимо,
чтобы учащиеся на каждом уроке четко понимали, какие социально-психологические
факторы общения будут отслеживаться учителем. Это также должно быть написано
на доске.
Например:
Я буду
наблюдать за тем, как вы:
·
слушаете друга;
·
помогаете друг другу;
·
вместе решаете возникшую проблему.
Можно
порекомендовать на первых порах выбрать для поощрения следующие
психологические умения:
·
проверить понимание изучаемого материала;
·
поделиться с товарищами своими идеями и
информацией;
·
подбодрить товарища, стимулировать его к
активной работе;
·
добиться согласия при решении спорных вопросов.
После каждой
работы в группах сотрудничества необходимо провести не только обсуждение
достигнутых академических успехов, но и
обязательно обсудить, каким образом группе удалось достичь высоких результатов,
какие были трудности, кто помогал, как, т. е. буквально в каких выражениях
велось обсуждение, спросить, как они собираются действовать дальше в этом направлении.
Таким образом,
систематически используя на уроках «Окружающий мир» технологию обучения в
сотрудничестве нами выделены следующие преимущества использования данной
технологии:
1.
Не все ученики готовы задавать вопросы учителю, если
они не поняли новый или ранее пройденный материал. При работе малых группах, при совместной
деятельности ученики выясняют друг у друга все, что им не ясно. В случае
необходимости не боятся все вместе обратиться за помощью к учителю.
2.
Учащиеся учатся сами видеть проблемы окружающего мира и
находить способы их решения.
3.
Каждый понимает, что успех группы зависит не только от
запоминания готовых сведений, данных в учебнике, но и от способности
самостоятельно приобретать новые знания и умения их применять в конкретных
заданиях.
4.
У учащихся формируется собственная точка зрения, они
учатся ее аргументировать, отстаивать свое мнение.
5.
Ученики начинают понимать, где и как они смогут применить
полученные на уроках знания, например, в таких аспектах, как: химия и
повседневная жизнь, химия и экология, химия и здоровье, химия и общество.
6.
Ребята учатся общаться между собой, с учителями, овладевают
коммуникативными умениями.
7.
Развивается чувство товарищества, взаимопомощи.
Проблемно-диалогическая технология даёт развернутый ответ на вопрос, как научить
учеников ставить и решать проблемы. В
соответствии с данной технологией на
уроке введения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка
учебной проблемы и поиск её решения.
Постановка проблемы – это этап
формулирования темы урока или вопроса для исследования. Поиск решения – этап
формулирования нового знания. Постановку проблемы и поиск решения ученики
осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога. Эта технология
прежде всего формирует регулятивные
универсальные учебные действия, обеспечивая выращивание умения решать
проблемы. Наряду с этим происходит формирование и других универсальных учебных
действий: за счёт использования диалога
– коммуникативных, необходимости извлекать информацию, делать логические выводы
и т.п. – познавательных.
Технология
продуктивного чтения обеспечивает понимание текста за счёт овладения
приемами его освоения на этапах до чтения, во время чтения и после чтения. Эта
технология направлена на формирование коммуникативных универсальных учебных действий, обеспечивая
умение истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно
понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя тексты
учебников; познавательных универсальных учебных действий, например, – умения
извлекать информацию из текста.
Обучение в сотрудничестве чтению может быть организовано по-разному:
·
В группе из четырех человек ученики разбиваются
на пары. Пока учитель работает с одними парами чтецов, другие самостоятельно
читают друг другу; составляют план пересказа, излагают прочитанный материал
друг другу, выделяя главные мысли; пишут ответы на вопросы по тексту; работают
со словарем, энциклопедиями.
·
Если класс не делится на однородные группы, то
все учащиеся во всех группах работают совместно, стараясь определить главную
идею текста и понять общий смысл рассказа при ответах на проблемные вопросы по
тексту. Ребята трудятся единой командой. Вся деятельность в группах осуществляется
под контролем учителя.
Следует
сказать, что одним из ценностных ориентиров начального образования является:
формирование психологических условий развития общения, кооперации сотрудничества
на основе:
·
доброжелательности, доверия и внимательности к
людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней
нуждается;
·
уважения
к окружающим – умения слушать и слышать партнёра, признавать право
каждого на собственное мнение и принимать решение с учётом позиций всех
участников [3,с.8].
Таким образом,
приведённые выше технологии могут оказаться полезными только в случае создания благоприятной общей атмосферы
в классе - атмосферы поддержки и заинтересованности. Необходимо поощрять детей
высказывать свою точку зрения, а также воспитывать у них умение слушать других
людей и терпимо относиться к их мнению. Решающую роль в этом принадлежит
учителю, который сам должен быть образцом неавторитарного стиля ведения дискуссии
и обладать достаточной общей коммуникативной культурой. Учитель должен давать
учащимся речевые образцы и оказывать им помощь в ведении дискуссии, споров,
приведении аргументов и т.д.
Итак, нами были
выявлены педагогические условия, эффективно влияющие на формирование
коммуникативных универсальных учебных действий. Педагогическими условиями являются:
1. Использование технологий деятельностного
типа:
·
технология
обучения в сотрудничестве;
·
проблемно-диалогическая
технология;
·
технология
продуктивного чтения;
2. Создание доброжелательной
психологической атмосферы в классе.
В связи с этим
можно сделать вывод, что для успешного
формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших
школьников на уроках «Окружающий мир» необходимо использование педагогических
условий, а именно: технологий деятельностного типа (технология обучения в
сотрудничестве, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного
чтения) и создание доброжелательной психологической атмосферы в классе.
Список литературы:
- Агафонова И.Н. Уроки общения для детей 6 – 10 лет
«Я и мы»: программа / И.Н. Агафонова. – СПб., 2003. – 125с.
- Ануфриев А.Ф. Как преодолеть трудности в обучении
детей /А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина. – М.: Ось-89, 1997.- 202с.
- Как проектировать универсальные учебные действия в
начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов,
Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – М. :
Просвещение, 2008. – 150с.
- Коротаева
Е.В. Психологические основы педагогического взаимодействия /
Е.В. Коротаева. – М.: Профит Стайл, 2007.- с.133с.
- Кравцова
Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе / Е.Е.
Кравцова. – М., 2001. – 78с.
- Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность
/ А.Н. Леонтьев. – М., 1984. – 147с.
- Мостова
О.Н. Индивидуально-типологические
особенности общения младших школьников
/ О.Н. Мостова, И.Н. Агафонова //
Служба практической психологии в системе образования. Вып. 9. –
СПб., 2005.- 99с.
- Новые педагогические и информационные технологии в
системе образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. Е.С. Полат. – М., 2009. – 167с.
- Практическая психология: Учебник для вузов / под
ред. М.К. Тутушкиной. – СПб., 2001.-179с.
- Яшнова О.А.
Успешность младшего школьника / О.А.Яшнова. – М.:Академический
проект,2008.- 79с.
Комментариев нет:
Отправить комментарий