Современная
система образования, ориентированная на гуманистическое видение педагогического
процесса, на отношение к ребёнку, как к главной ценности, на педагогическое
творчество, предполагает готовность педагога к самостоятельному осмыслению
условий, способствующих развитию его профессионализма.
«Педагогический профессионализм»
определяется через понятие «педагогическое мастерство». Педагогическое
мастерство рассматривается как идеал педагогической работы,
побуждающий педагогов к самосовершенствованию, как важнейшее качество личности
преподавателя и как эталон, содержащий оценку эффективности педагогического
труда.
Одним из важнейших критериев
педагогического мастерства в современной педагогике считается результативность
работы учителя, проявляющаяся в стопроцентной успеваемости школьников и таком
же (стопроцентном) их интересе к предмету, то есть педагог - мастер, если умеет
учить всех без исключения детей. Профессионализм педагога наиболее ярко
проявляется в хороших результатах тех учеников, которых принято считать не
желающими, не умеющими, не способными учиться.
Мастерство учителя может
быть выражено следующими наиболее общими умениями: речевые умения, умения
мимической и пантомимической выразительности, умения управления своим
психическим состоянием и поддержания эмоционально-творческого напряжения,
актерско-режиссерские умения, позволяющие влиять не только на ум, но и на
чувства учеников, передавать им опыт эмоционально-ценностного отношения к миру...
Можно выделить три уровня педагогического мастерства:
Высокий уровень педагогического мастерства характеризуется способностью учителя к построению
педагогического процесса, направленного на создание условий для достижения
успеха учащимися, развития их индивидуальных особенностей, и затрагивает
перестройку всех компонентов педагогического процесса: цели, содержания, форм, методов и т. д.
Средний уровень характеризуется принятием гуманистических ценностей,
центрацией на интересах детей, но ограничивается только гуманизацией сферы
общения, знанием основных категорий, принципов, технологий, но неспособностью
применить их в конкретной педагогической ситуации.
Недостаточный уровень. Для
этого уровня характерны следующие показатели: деятельность по инструкции,
ориентация на четкое исполнение методических рекомендаций; заимствование
образцов деятельности у других учителей; акцентирование внимания на собственных
действиях, без привлечения к решению педагогических задач учащихся.
В
педагогике с давних времен подчеркивалось, что непрерывная работа учителя над собой является одним из обязательных
условий его успешной учебно-воспитательной деятельности. К.Д. Ушинскому, в
частности, принадлежит такое высказывание: «Учитель только в той мере
воспитывает и образовывает, в какой он сам воспитан и образован, и только до
тех пор он может воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим
воспитанием и образованием».
Все это ставит перед педагогом постоянную задачу непрерывного
совершенствования своих организаторских, коммуникативных способностей в
процессе освоения психолого-педагогических знаний и эффективного применения их
в ходе педагогической практики. Какими заповедями психолого-педагогической
деятельности мог бы руководствоваться педагог в процессе «сеяния Разумного,
Доброго, Вечного»?
Заповеди современного
учителя самому себе
1. Прими
все то, что есть в ребенке, как естественное, сообразное его природе, пусть даже это и не соответствует твоим знаниям,
культурным представлениям и нравственным установкам.
( Единственное исключение - неприятие в ребенке того, что угрожает
здоровью людей и его здоровью)
2. Сопроводи
его позитивную самореализацию,
приняв все проявления ребенка, как положительные, так и отрицательные.
( Если
всячески помогать и одобрять труд ребенка, стимулировать его творческие идеи,
то именно они будут расти в нем и развиваться)
3. Старайся
ничему не учить ребенка напрямую. Учись сам. Тогда ребенок, находясь с тобой, будет всегда
видеть, чувствовать и знать, как можно учиться. На занятиях живописью рисуй
сам, если все сочиняют сказку - сочиняй и
ты, на математике решай задачи вместе со всеми.
4.
Ищи истину вместе с ними. Не задавай детям вопросов, на которые знаешь ответы (ты думаешь, что
знаешь). (Иногда можно применить проблемную ситуацию с известным тебе
решением, но в итоге всегда стремись оказаться вместе с детьми в одинаковом
неведении. Ощути радость совместного с ними творчества и открытия).
5. Искренне
восхищайся всем красивым,
что видишь вокруг.
(Находи
прекрасное в природе, в искусстве, в поступках людей. Пусть дети будут
подражать тебе в таком восторге. Через подражание в чувствах им откроется и сам
источник красивого).
Ещё
в Древней Греции говорили: «Ученик – это не сосуд, который нужно
наполнить, а это факел, который нужно зажечь!» А зажечь его может
только тот учитель, который «горит» сам.
Педагог - профессионал - этот
вопрос всегда волновал детей и их родителей, так как хорошее
образование и воспитание является одной из значимых духовных ценностей
современного общества.
Комментариев нет:
Отправить комментарий