понедельник, 28 мая 2012 г.

Правила разработки программ внеурочной деятельности


Общие правила разработки программ внеурочной деятельности:
1.     Программы организации внеурочной деятельности могут быть разработаны образовательными учреждениями самостоятельно или на основе переработки ими примерных программ.
2.     Разрабатываемые программы должны быть рассчитаны на школьников определённой возрастной группы.
3.     В определении содержания программ школа руководствуется педагогической целесообразностью и ориентируется на запросы и потребности учащихся и их родителей.
4.     Требования к разделам программы:


 1). Титульный лист должен содержать информацию:
-название ОУ;
-название программы;
-направление развития личности школьника (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное);
-класс;
-составитель и его квалификационная категория;
-учебный год;
2) Пояснительная записка должна раскрывать:
-нормативно-правовую базу;
-назначение программы;
-актуальность и перспективность курса;
-возрастная группа учащихся, на которых ориентированы занятия;
-объём часов, отпущенных на занятия;
-продолжительность одного занятия;
-цели и задачи реализации программы;
-формы и методы работы (экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, постановка и решение проблемных вопросов, игровые моменты, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и т. д.);
3) Структура курса должна содержать:
- перечень основных разделов программы с указанием отпущенных на их реализацию часов;
- перечень универсальных действий, которые развивает прохождение данного раздела программы;
4) Календарно-тематическое планирование должно содержать:
- разделы программы;
- темы занятий,
- даты;
- описание примерного содержания занятий со школьниками (из описания должно быть видно, на достижение какого уровня результатов направлены определённые занятия)
5) Информационно-методическое обеспечение:
- дополнительная литература;
- цифровые образовательные ресурсы;
6)Предполагаемая результативность курса:
- характеристика основных результатов, на которые ориентирована программа ( три уровня: 1- приобретение социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни; 2 – формирование позитивного отношения к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом ; 3 – приобретение опыта самостоятельного социального действия);
- выход за пределы аудитории (организация мест демонстрации успешности учащихся, участие в планируемых школой делах и мероприятиях, выход за пределы ОУ, выход в Интернет);
- портфель достижений школьника.

Предлагаю посмотреть пояснительную записку к моей авторской программе "Математика - Заниматика"

   Данная программа направлена на развитие творческого и логического мышления. В настоящее время одной из тенденций улучшения качества образования становится ориентация на развитие творческого потенциала личности ученика на всех этапах обучения в школе, на развитие его творческого мышления, на умение использовать эвристические методы в процессе открытия нового и поиска выхода из различных нестандартных ситуаций и положений.
Математика – это орудие для размышления, в ее арсенале имеется большое количество задач, которые на протяжении тысячелетий способствовали формированию мышления людей, умению решать нестандартные задачи, с честью выходить из затруднительных положений.
К тому же воспитание интереса младших школьников к математике, развитие их математических способностей невозможно без использования задач на сообразительность, задач-шуток, математических фокусов, числовых головоломок, арифметических ребусов и лабиринтов, дидактических игр, стихов, задач-сказок, загадок и т.п. Чем разнообразнее образовательная среда, тем легче раскрыть индивидуальность личности ученика, а затем направить и скорректировать развитие младшего школьника с учётом выявленных интересов, опираясь на его природную активность. В основу данной программы «Математика - заниматика» заложен принцип развивающего обучения.
Предлагаемый курс дает возможность интенсивно развивать познавательные способности детей, интеллект, творческое начало, развивать все виды мыслительной деятельности, как основы для развития других психических процессов: памяти, внимания, воображения, математической речи и способностей; формировании основ общих учебных умений и способов деятельности, связанных с методами познания окружающего мира (наблюдения, измерения, моделирования), приёмов мыслительной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение).
Актуальность данной программы состоит в том, что ведущей стороной умственного развития младшего школьника является развитие логического мышления. Для его формирования ребенок должен овладеть определенным минимумом логических знаний и умений, т. е. приобрести так называемую логическую грамотность. В данной программе значительная роль отводится на развитие логического и творческого мышления.
Педагогическая целесообразность программы «Математика - заниматика», состоит в том, что дети практически учатся сравнивать объекты, выполнять простейшие виды анализа и синтеза, устанавливать связи между родовыми и видовыми понятиями. Предлагаемые логические упражнения заставляют детей выполнять правильные суждения и приводить несложные доказательства, проявлять воображение, фантазию; формируют творческое и логическое мышление. Все задания носят занимательный характер, поэтому они содействуют возникновению интереса у детей к мыслительной деятельности и к уроку математики.
 Цель курса: развитие творческого и логического мышления, формирование устойчивого интереса к математике.
Задачи курса:
Познавательный аспект: формировать и развивать различные виды памяти, внимания и воображения;
- формировать и развивать общеучебные умения и навыки;
- формировать общую способность искать и находить новые решения нестандартных задач, необычные способы достижения требуемого результата, раскрывать причинно-следственные связи между математическими явлениями;                 
Развивающий аспект: развивать мышление в ходе усвоения приёмов мыслительной деятельности (анализ, сравнение, синтез, обобщение, выделение главного, доказательство, опровержение);
- развивать пространственное восприятие, воображение, геометрические представления;
- развивать творческие способности и креативное мышление; умения использовать полученные знания в новых условиях;
- развивать математическую речь;
Воспитывающий аспект: воспитывать ответственность, творческую самостоятельность, коммуникабельность, трудолюбие;
- воспитывать познавательную активность, смелость суждений, критическое мышление;
- воспитывать устойчивый интерес к изучению предмета;
Срок реализации курса - 4 года
Возраст детей - 7 -11лет
Форма занятия: внеурочное занятие
Режим занятий – 1 час в неделю. Для проведения занятий планируется свободный набор в группы в начале учебного года. Состав группы – постоянный. Периодичность занятий – 1 раз в неделю (34 часа в год). Количество детей в группе 10-15 человек.
Основные формы работы: Занятия рассчитаны на коллективную, групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.

Всю программу можно посмотреть в журнале
"Управление начальной школой" №6 2012г.



Комментариев нет:

Отправить комментарий