Общие правила
разработки программ внеурочной деятельности:
1.
Программы
организации внеурочной деятельности могут быть разработаны образовательными
учреждениями самостоятельно или на основе переработки ими примерных программ.
2.
Разрабатываемые
программы должны быть рассчитаны на школьников определённой возрастной группы.
3.
В
определении содержания программ школа руководствуется педагогической
целесообразностью и ориентируется на запросы и потребности учащихся и их
родителей.
4.
Требования
к разделам программы:
1). Титульный
лист должен содержать информацию:
-название ОУ;
-название
программы;
-направление развития личности школьника
(спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное,
общеинтеллектуальное, общекультурное);
-класс;
-составитель и
его квалификационная категория;
-учебный год;
2) Пояснительная записка должна
раскрывать:
-нормативно-правовую
базу;
-назначение
программы;
-актуальность и
перспективность курса;
-возрастная
группа учащихся, на которых ориентированы занятия;
-объём часов,
отпущенных на занятия;
-продолжительность
одного занятия;
-цели и задачи
реализации программы;
-формы и методы
работы (экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты,
школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные
исследования, общественно полезные практики, постановка и решение проблемных
вопросов, игровые моменты, проекты, практические работы, творческие работы,
самоанализ и самооценка, наблюдения и т. д.);
3) Структура курса должна содержать:
- перечень
основных разделов программы с указанием отпущенных на их реализацию часов;
- перечень
универсальных действий, которые развивает прохождение данного раздела
программы;
4) Календарно-тематическое планирование
должно содержать:
- разделы
программы;
- темы занятий,
- даты;
- описание
примерного содержания занятий со школьниками (из описания должно быть видно, на
достижение какого уровня результатов направлены определённые занятия)
5) Информационно-методическое обеспечение:
- дополнительная
литература;
- цифровые
образовательные ресурсы;
6)Предполагаемая результативность курса:
- характеристика
основных результатов, на которые ориентирована программа ( три уровня: 1-
приобретение социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной
жизни; 2 – формирование позитивного отношения к базовым ценностям нашего
общества и к социальной реальности в целом ; 3 – приобретение опыта самостоятельного
социального действия);
- выход за
пределы аудитории (организация мест демонстрации успешности учащихся, участие в
планируемых школой делах и мероприятиях, выход за пределы ОУ, выход в
Интернет);
- портфель
достижений школьника.
Предлагаю посмотреть пояснительную записку к моей авторской программе "Математика - Заниматика"
Данная
программа направлена на развитие творческого и логического мышления. В
настоящее время одной из тенденций улучшения качества образования становится
ориентация на развитие творческого потенциала личности ученика на всех этапах
обучения в школе, на развитие его творческого мышления, на умение использовать
эвристические методы в процессе открытия нового и поиска выхода из различных
нестандартных ситуаций и положений.
Математика
– это орудие для размышления, в ее арсенале имеется большое количество задач,
которые на протяжении тысячелетий способствовали формированию мышления людей,
умению решать нестандартные задачи, с честью выходить из затруднительных
положений.
К
тому же воспитание интереса младших школьников к математике, развитие их
математических способностей невозможно без использования задач на
сообразительность, задач-шуток, математических фокусов, числовых головоломок,
арифметических ребусов и лабиринтов, дидактических игр, стихов, задач-сказок,
загадок и т.п. Чем разнообразнее образовательная среда, тем легче раскрыть
индивидуальность личности ученика, а затем направить и скорректировать развитие
младшего школьника с учётом выявленных интересов, опираясь на его природную
активность. В основу данной программы «Математика - заниматика» заложен принцип
развивающего обучения.
Предлагаемый
курс дает возможность интенсивно развивать познавательные способности детей,
интеллект, творческое начало, развивать все виды мыслительной деятельности, как
основы для развития других психических процессов: памяти, внимания,
воображения, математической речи и способностей; формировании основ общих
учебных умений и способов деятельности, связанных с методами познания
окружающего мира (наблюдения, измерения, моделирования), приёмов мыслительной
деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение).
Актуальность данной программы состоит в том, что ведущей стороной
умственного развития младшего школьника является развитие логического мышления.
Для его формирования ребенок должен овладеть определенным минимумом логических
знаний и умений, т. е. приобрести так называемую логическую грамотность. В
данной программе значительная роль отводится на развитие логического и
творческого мышления.
Педагогическая
целесообразность программы «Математика -
заниматика», состоит в том, что дети практически учатся сравнивать объекты,
выполнять простейшие виды анализа и синтеза, устанавливать связи между родовыми
и видовыми понятиями. Предлагаемые логические упражнения заставляют детей
выполнять правильные суждения и приводить несложные доказательства, проявлять воображение,
фантазию; формируют творческое и логическое мышление. Все задания носят
занимательный характер, поэтому они содействуют возникновению интереса у детей
к мыслительной деятельности и к уроку математики.
Цель курса:
развитие творческого и логического мышления, формирование устойчивого интереса
к математике.
Задачи курса:
Познавательный аспект: формировать и развивать различные виды
памяти, внимания и воображения;
- формировать и
развивать общеучебные умения и навыки;
- формировать общую
способность искать и находить новые решения нестандартных задач, необычные способы
достижения требуемого результата, раскрывать причинно-следственные связи между
математическими явлениями;
Развивающий аспект: развивать мышление в ходе усвоения приёмов
мыслительной деятельности (анализ, сравнение, синтез, обобщение, выделение
главного, доказательство, опровержение);
- развивать
пространственное восприятие, воображение, геометрические представления;
- развивать
творческие способности и креативное мышление; умения использовать полученные
знания в новых условиях;
- развивать
математическую речь;
Воспитывающий аспект: воспитывать ответственность, творческую
самостоятельность, коммуникабельность, трудолюбие;
- воспитывать
познавательную активность, смелость суждений, критическое мышление;
- воспитывать
устойчивый интерес к изучению предмета;
Срок реализации
курса - 4 года
Возраст детей -
7 -11лет
Форма занятия:
внеурочное занятие
Режим занятий
– 1 час в неделю. Для проведения занятий планируется свободный набор в группы в
начале учебного года. Состав группы – постоянный. Периодичность занятий – 1 раз
в неделю (34 часа в год). Количество детей в группе 10-15 человек.
Основные формы работы: Занятия рассчитаны на коллективную, групповую и
индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности
сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и
менее утомительной.
Всю программу можно посмотреть в журнале
"Управление начальной школой" №6 2012г.
Комментариев нет:
Отправить комментарий