Важность темы духовно - нравственного воспитания наших детей
признают все: и общество, и родители, и школа. И в новых ФГОС второго поколения
духовно-нравственное воспитание школьников является ключевым требованием.
Конечно, воспитательный процесс в школе
всегда был направлен на воспитание нравственной личности. Но почему мы тогда не
достигаем желаемых результатов? А нет их потому, что духовно - нравственное
воспитание – это не отдельная образовательная область. Оно должно пронизывать
весь образовательный процесс: и предметный урок, и внеурочную деятельность, и
дополнительное образование, и проведение родительского собрания.
Каждый шаг школьника должен организовываться в первую очередь
как его духовно - нравственное становление. А ориентиром в этом процессе должны
стать уроки духовно нравственной направленности. Её цель – облагородить сердца
ребят, обогатить их духовный мир и мотивировать детей к учению в
образовательном пространстве, построенном на вере в доброту каждого участника
этого процесса.
Задачи программы:
– способствовать развитию у учащихся потребности в
нравственном самосовершенствовании;
– ориентировать на человеческие ценности;
– создать благоприятные условия для активизации речевой деятельности;
– формировать положительную мотивацию к учению в широком
смысле этого слова
(учению жизни).
Программа «Уроки духовности»
отличается законченностью (она рассчитана на 4 года по 1 часу
в неделю)
и целостностью, так как все её содержательные линии пронизаны
единым смыслом.
Гуманизация педагогического процесса, его направленность на
развитие духовно нравственных качеств – главное условие, при котором
реализуется духовно нравственное развитие личности. За основу взят урок,
превратив его в урок «живого знания». Он позволяет включить учащихся в
осмысление понятий, связанных с гуманизмом, духовностью, нравственностью.
Выделены следующие отличительные особенности урока
духовности:
а) Это урок «живого знания».
б) Содержание знания обращено внутреннему миру ученика и
развивает систему эмоциональных отношений к тайнам жизни, бытия, к миру добра и
красоты, к нравственным ценностям.
в) Особая организация взаимодействия учителя и ученика с
целью познания смысла духовных ценностей побуждает учащегося к поступкам, само проявлению,
духовному общению, взаимному творению.
Стать участником процесса «духовного делания» означает,
прежде всего - создать в своей душе необходимый уровень внутренней жизни.
Уроки духовности организовать сложнее, чем предметные. Во - первых, для этого необходимы глубокие знания
психологии вообще и возрастной психологии младшего школьника в частности.
Во-вторых, уроки духовности отличаются по методике организации деятельности
учащихся: это не столько выполнение чьих-то команд (откройте тетради, запишите
число, выполните упражнение и т.п.), сколько совместное рассуждение,
отыскивание смысла философских категорий (добро, зло, жизнь, правда и т.д.),
личностное осознание каждым учеником значимости той или иной духовно нравственной
ценности. И в - третьих, учитель должен обладать духовным потенциалом.
Это: прежде всего
вопрос его сердечности, умения принять ребёнка таким, каков он есть, и помочь
ему стать лучше.
На уроках духовности учитель на каждом этапе обучения
вынужден играть разные роли, учитывать возрастные особенности своих учеников.
В начальной школе – это наставник, открывающий детям духовные
знания.
Задачи обучения:
1. – сформировать
у учащихся понятие «Я – человек»;
– создать
мотивацию необходимости знаний;
–
сформировать положительное отношение к окружающим;
– воспитать
у них качества: сопереживание, сочувствие, сострадание.
С первых дней пребывания в школе учащиеся лучше узнают себя:
они понимают, что любят, что умеют и не умеют, о чём мечтают и т.д. Дальше
ребята знакомятся с культурой общения. И здесь важно, что акцент делается на
слове и способности выразить через него свои мысли, своё отношение. Большое внимание
уделяется воспитанию чувства заботы и сострадания к окружающим и таких качеств,
как сочувствие, сопереживание и т.д.
2. «Становление
человека в мире людей»:
– развить
у учащихся умения соотносить свои дела с поступками других людей;
–
сформировать у них умение проявлять добрые чувства к тем, кто находится с
ними
рядом.
В ходе деловой игры дети учатся прислушиваться к мнению
окружающих, сотрудничать с другими людьми, находить компромиссы.
2. «Счастье
семьи».
В результате у детей формируется понимание, что семья – это в первую очередь тёплая
атмосфера, в которой человек учится делать добро, проявлять заботу. В ходе
дискуссий учащиеся узнают, что включает в себя понятие «счастливая семья» и какие
необходимы условия для того, чтобы семья была счастлива.
«Становление
нравственной личности».
Игровые и творческие задания должны помочь решить одну из
важнейших задач воспитания: научить ребят смотреть на мир глазами сердца. А это
означает, прежде всего -видеть в окружающих достоинства, а не недостатки;
дорожить нравственной чистотой жизни; стремиться к равновесию ума и сердца.
Поэтому содержание всех уроков этого раздела способствует становлению
нравственной личности.
Отдельная категория нравственности – это отношение к природе.
В процессе выполнения игровых и творческих заданий на примере
растительного и животного мира учащиеся понимают, какие сокровища заключены в
человеке. При этом они должны почувствовать всю неповторимость нашей земли,
осознать себя в качестве малой частицы единого живого организма – природы.
3. «Мир твоей души».
Игровые и творческие
задания подталкивают ребят к самопознанию и саморазвитию. Во втором разделе
внимание уделяется развитию волевых усилий в человеке.
Детям
предлагается подумать над вопросом «Что такое счастье?».
А.Н. Леонтьев подчёркивал, что учение – это скачок духовной
жизни ребёнка. Сами по себе знания менее важны, чем то, какое место они заняли
в сознании ученика, какой личностный смысл приобрели для него и как вооружили
для жизни. Зависит это от учителей и методистов, ибо авторы учебников, к
сожалению, ещё не задумались об этом. Д.И. Менделеев утверждал, что знания без
души как меч над нашей головой в руках безумца.
Комментариев нет:
Отправить комментарий