воскресенье, 27 мая 2012 г.

Духовно - нравственное воспитание школьников.


Важность темы духовно - нравственного воспитания наших детей признают все: и общество, и родители, и школа. И в новых ФГОС второго поколения духовно-нравственное воспитание школьников является ключевым требованием. Конечно, воспитательный процесс  в школе всегда был направлен на воспитание нравственной личности. Но почему мы тогда не достигаем желаемых результатов? А нет их потому, что духовно - нравственное воспитание – это не отдельная образовательная область. Оно должно пронизывать весь образовательный процесс: и предметный урок, и внеурочную деятельность, и дополнительное образование, и проведение родительского собрания.
Каждый шаг школьника должен организовываться в первую очередь как его духовно - нравственное становление. А ориентиром в этом процессе должны стать уроки духовно нравственной направленности. Её цель – облагородить сердца ребят, обогатить их духовный мир и мотивировать детей к учению в образовательном пространстве, построенном на вере в доброту каждого участника этого процесса.


Задачи программы:
– способствовать развитию у учащихся потребности в нравственном самосовершенствовании;
– ориентировать на человеческие ценности;
– создать благоприятные условия для активизации речевой деятельности;
– формировать положительную мотивацию к учению в широком смысле   этого  слова  (учению  жизни).
Программа «Уроки духовности»
отличается законченностью (она рассчитана на 4 года по 1 часу в неделю)
и целостностью, так как все её содержательные линии пронизаны единым смыслом.
Гуманизация педагогического процесса, его направленность на развитие духовно нравственных качеств – главное условие, при котором реализуется духовно нравственное развитие личности. За основу взят урок, превратив его в урок «живого знания». Он позволяет включить учащихся в осмысление понятий, связанных с гуманизмом, духовностью, нравственностью.
Выделены следующие отличительные особенности урока духовности:
а) Это урок «живого знания».
б) Содержание знания обращено внутреннему миру ученика и развивает систему эмоциональных отношений к тайнам жизни, бытия, к миру добра и красоты, к нравственным ценностям.
в) Особая организация взаимодействия учителя и ученика с целью познания смысла духовных ценностей побуждает учащегося к поступкам, само проявлению, духовному общению, взаимному творению.
Стать участником процесса «духовного делания» означает, прежде всего - создать в своей душе необходимый уровень внутренней жизни.
Уроки духовности организовать сложнее, чем предметные.  Во - первых,  для этого необходимы глубокие знания психологии вообще и возрастной психологии младшего школьника в частности. Во-вторых, уроки духовности отличаются по методике организации деятельности учащихся: это не столько выполнение чьих-то команд (откройте тетради, запишите число, выполните упражнение и т.п.), сколько совместное рассуждение, отыскивание смысла философских категорий (добро, зло, жизнь, правда и т.д.), личностное осознание каждым учеником значимости той или иной духовно нравственной ценности. И в - третьих, учитель должен обладать духовным потенциалом.
Это:  прежде всего вопрос его сердечности, умения принять ребёнка таким, каков он есть, и помочь ему стать лучше.
На уроках духовности учитель на каждом этапе обучения вынужден играть разные роли, учитывать возрастные особенности своих учеников.
В начальной школе – это наставник, открывающий детям духовные знания.
Задачи  обучения:
1.       сформировать у учащихся понятие «Я – человек»;
             – создать мотивацию необходимости знаний;
            – сформировать положительное отношение к окружающим;
            – воспитать у них качества: сопереживание, сочувствие, сострадание.
С первых дней пребывания в школе учащиеся лучше узнают себя: они понимают, что любят, что умеют и не умеют, о чём мечтают и т.д. Дальше ребята знакомятся с культурой общения. И здесь важно, что акцент делается на слове и способности выразить через него свои мысли, своё отношение. Большое внимание уделяется воспитанию чувства заботы и сострадания к окружающим и таких качеств, как сочувствие, сопереживание и т.д.
        2. «Становление человека в мире людей»:
             – развить у учащихся умения соотносить свои дела с поступками других людей;
            – сформировать у них умение проявлять добрые чувства к тем, кто находится с
               ними рядом.
В ходе деловой игры дети учатся прислушиваться к мнению окружающих, сотрудничать с другими людьми, находить компромиссы.
2.       «Счастье семьи».
 В результате  у детей формируется понимание,  что семья – это в первую очередь тёплая атмосфера, в которой человек учится делать добро, проявлять заботу. В ходе дискуссий учащиеся узнают, что включает в себя понятие «счастливая семья» и какие необходимы условия для того, чтобы семья была счастлива.
 «Становление нравственной личности».
Игровые и творческие задания должны помочь решить одну из важнейших задач воспитания: научить ребят смотреть на мир глазами сердца. А это означает, прежде всего -видеть в окружающих достоинства, а не недостатки; дорожить нравственной чистотой жизни; стремиться к равновесию ума и сердца. Поэтому содержание всех уроков этого раздела способствует становлению нравственной личности.
Отдельная категория нравственности – это отношение к природе.
В процессе выполнения игровых и творческих заданий на примере растительного и животного мира учащиеся понимают, какие сокровища заключены в человеке. При этом они должны почувствовать всю неповторимость нашей земли, осознать себя в качестве малой частицы единого живого организма – природы.
3.      «Мир твоей души».
 Игровые и творческие задания подталкивают ребят к самопознанию и саморазвитию. Во втором разделе внимание уделяется развитию волевых усилий в человеке.
           Детям предлагается подумать над вопросом «Что такое счастье?».
А.Н. Леонтьев подчёркивал, что учение – это скачок духовной жизни ребёнка. Сами по себе знания менее важны, чем то, какое место они заняли в сознании ученика, какой личностный смысл приобрели для него и как вооружили для жизни. Зависит это от учителей и методистов, ибо авторы учебников, к сожалению, ещё не задумались об этом. Д.И. Менделеев утверждал, что знания без души как меч над нашей головой в руках безумца.


 Дождикова В. Б.




Комментариев нет:

Отправить комментарий