среда, 25 апреля 2012 г.

Нетрадиционные уроки окружающего мира в начальной школе.


 Нетрадиционные уроки окружающего мира в начальной школе.

                    Младший школьник имеет специфические возрастные особенности: неустойчивое внимание, преобладание наглядно-образного мышления, повышенную двигательную активность, стремление к игровой деятельности, разнообразие двигательных интересов. Всё это осложняет работу учителя. Для того, чтобы в течение урока поддерживать внимание детей, необходима организация активной и интересной мыслительной деятельности. Помогают в этом нетрадиционные уроки.
                     Наиболее распространёнными типами нетрадиционных уроков окружающего мира считаю уроки:



·         урок – КВН;
·         урок – сказка;
·         урок – путешествие;
·         урок – спектакль;
·         урок – викторина;
·         урок – ярмарка;
·         урок – игра;
·         урок – аукцион;
·         урок – лекция;
·         урок – экзамен;


·         коллективный урок;
·         урок – конференция;
·         урок – консультация;
·         урок – экспедиция;
·         урок – «Лесная газета»;
·         урок – соревнование;
·         урок – «Следствие ведут знатоки»;
·         интегрированный урок;
·         урок – деловая игра;
·         урок – эстафета;
·         урок – «Клуб почемучек»;
·         урок – «Эврика»;
·         урок – творчество»;
·         урок – встреча;
·         урок – конкурс.



                    В разряд нетрадиционных уроков попали некоторые типы занятий, которые в прежних классификациях фигурировали как внеклассные формы организации учебной работы, необычайные по замыслу и организации. Такие уроки нравятся учащимся больше, чем обычные уроки со строгой структурой и установленным режимом работы. Нетрадиционные уроки чаще имеют место при проверке и обобщении знаний учащихся. Но некоторые из них (путешествие, интегрированный, коллективный урок, лекция) можно использовать при изучении нового материала. Проводятся нетрадиционные уроки не чаще одного - двух раз в четверть, обычно при завершении какого – либо раздела естествознания, поэтому желательно ставить их по расписанию последними, так как дети увлекаются игрой, что может помешать проведению следующих уроков.
                     К данному виду урока готовится заранее не только учитель, но и весь класс, а иногда и родители. Дети могут смастерить наглядные пособия, подготовить доклады и сообщения по дополнительной литературе, оформить кабинет, пригласить и встретить гостей.
                    Предлагаю методику проведения некоторых нестандартных уроков:
             
Урок – путешествие.
                    Урок проводится в форме воображаемого путешествия. Этапами урока являются остановки по пути следования. Экскурсоводом (инструктором) может быть учитель или заранее подготовленный ученик.
                     Учащимся предлагается маршрутный лист, по которому они определяют положение изучаемого ландшафта. Затем дети выбирают транспорт, снаряжение, одежду – всё, что необходимо для путешествия.
                      Урок построен в виде практических исследований, работы с наглядными изобразительными пособиями, бесед и докладов об объектах природы, «встречающихся» на остановках во время путешествия. Остановки учитель планирует заранее. Например, во время кругосветного путешествия по теме «Материки и океаны» учащиеся совершают остановки на каждом континенте и узнают отличительные особенности природы Америки, Африки, Австралии и т.д.
                      Во время путешествия учащиеся выполняют путевые заметки, зарисовки, заполняют маршрутный лист (в виде контурной карты). По окончании путешествия составляют отчёт об «увиденных» объектах природы.
Урок – сказка.
                      Такой вид нетрадиционного урока проводится в I – II классах при обобщении и систематизации любой сезонной темы: «Лето», «Осень», «Зима», «Весна».
                     Урок строится по сказкам В.Бианки, М.Пришвина, по русским народным сказкам, или учитель сочиняет новую сказку
                      Как и в любой сказке, на таком уроке должны быть положительные герои (Зимушка- зима, Старик-годовик, Учёный-эколог, любой зверёк или птица) и отрицательные (Злой Холодный ветер, Баба Яга, Браконьер). В сказке должна быть завязка:  проблемный вопрос, необычная ситуация (например, в зимнем лесу слышится голос кукушки), загадка, появление героя сказки в необычном костюме.
                      Далее следует  развитие сюжета, где обязательны борьба добра и зла, необычные новые сведения о героях сказки, споры, шутки, преодоление трудностей и т.д. Во время этого этапа урока дети незаметно для себя отвечают на вопросы учителя по прошедшему материалу, узнают новый дополнительный материал по теме урока.
                     Заканчивается урок-сказка развязкой, победой добра над злом, знания над незнанием. Урок завершается всеобщей радостью, удовлетворением, учитель называет лучших знатоков природы, ставит отметки, вручает призы.
Фрагмент урока
Реализация изучения растительного мира водоёмов, занесённых в Красную книгу в инсценировке «Кубышка и кувшинка».
Цели инсценировки: учить распознавать водные растения; развивать творческое воображение учащихся; воспитывать бережное отношение к природе.
КУБЫШКА. Мои красивые жёлтые цветки видели многие. Названы они так потому, что похожи на круглый сосуд с очень коротким и узким горлышком. Листья мои крупные, плотные, похожи на сердечко, с блестящей глянцевой поверхностью.
КУВШИНКА. Мои цветки чисто  белые, имеют приятный тонкий аромат. У меня есть одна удивительная способность: я могу предсказать погоду. Мои цветки всплывают на поверхность в 6 – 7 часов утра, к вечеру, в 18 – 19 часов, они закрываются и прячутся под воду. Но так бывает только при хорошей, устойчивой погоде. Если же погода будет меняться, то цветки или вовсе не показываются, или прячутся раньше времени.
КУБЫШКА. Наши красивые цветки люди стремятся сорвать, поэтому нас становится всё меньше и меньше.
КУВШИНКА. Мы даже попали в Красную книгу.
КУБЫШКА. Если ты настоящий друг природы, не срывай нас. Удержи от этого и других.
Вопросы. Что же это за водные растения? Что ты о них узнал нового? С кем бы ты хотел поделиться полученными знаниями?
Урок – КВН.
                     Проводится в форме соревнований между командами. Этапами урока являются задания для команд: разминка, практические задания, поединок капитанов, физкультминутки.
                     Каждая команда в начале урока выбирает название (лучше всего по теме урока) и капитана команды. Приглашается жюри (родители, учителя).                         
                     Вопросы и задания по содержанию носят познавательный, обучающий, проблемный характер, а по форме могут быть занимательными, шуточными, игровыми.
Урок – викторина.
                       Урок похож на урок – КВН, разница только в том, что учащиеся работают не по командам, а индивидуально. Урок – викторина  и урок – КВН проводятся с целью повторения учебного материала.  
Вариант заданий викторины «Зелёная аптека»
1. Я и сорняк, и лекарственное растение одновременно. Моё русское  название происходит от древнерусского слова «коприна» - шёлк. Из моих стеблей получают волокно для выработки тканей. Даже в сказках об этом говорится. Вспомните сказку Андерсена «Дикие лебеди». Я могу прекрасно останавливать кровотечение, насытить ваш организм витаминами. Вот почему весной, когда витаминов мало, из меня можно приготовить не только вкусные, но и полезные блюда. (Крапива)
2. Это растение используют в медицине как отхаркивающее средство при кашле. Кто бывал на торфяных болотах в жаркий летний день, наверняка помнит сильный одурманивающий запах. Источник – листья одного из растений. Название его произошло от старинного слова «багулить» - отравлять (Багульник ) и т.д
Урок – игра.
                      Названный вид урока может быть проведён в форме игры «Что? Где? Когда?», «Поле чудес», «Крестики – Нолики» и др. Учебная задача данных уроков -  обобщение и систематизация знаний учащихся.
                      Первые две игры проводятся по аналогии с одноименными телепередачами. Остановимся подробнее на третьей игре.
                     Этапами урока-игры «Крестики – Нолики» являются конкурсы, которые записаны на доске в виде игрового поля.
                      Конкурсы могут быть сокращены или изменены в зависимости от возраста учащихся и от темы.
1. Домашнее задание
4. Конкурс эрудитов
7. Конкурс географов
10. Конкурс пародистов
2. Конкур «Зелёных»
5. Конкурс ботаников
8. Конкурс зоологов
11. Фольклорный конкурс
3. Конкурс фантазёров
6. Физкультминутка
9. Конкурс художников
12. Литературный конкурс

                      Класс делится на две команды: «Крестики» и «Нолики». Выбирается или приглашается жюри. Первыми ходят согласно жеребьёвке, например, «Крестики» и выбирают любой конкурс. Учитель называет задание или вопрос по этому конкурсу. Обе команды выполняют задание, жюри оценивает, клетка игрового поля закрывается «+» или «0» в зависимости от того, кто победил. Следующий ход делает победившая команда.
                      Физкультминутка проводится в середине урока, когда командам необходим отдых после напряжённой работы.
                      После выполнения учащимися всех заданий урока – игры жюри подсчитывает количество «крестиков» и «ноликов», называет победившую команду: если на игровом поле больше «крестиков», то побеждает команда «Крестики» и наоборот.
                      Предлагаю примерные задания по конкурсам к теме «Животные и растения леса»:
Конкур «Зелёных»
Рассказать об охране какого – либо животного или растения в Магаданской области.
Конкурс фантазёров
Придумать сказку, необычную историю о любом животном или растении леса, в рассказе должны присутствовать научные сведения  об этом организме.
Конкурс ботаников
Конкурс зоологов
Учитель задаёт вопросы о взаимосвязях животных и растений леса.
Конкурс географов
Задание выполняется по картам, планам, глобусу, контурным картам. Например, показать на карте Магаданской области, где расположены леса.
Художественный конкурс
Нарисовать одному из учеников зверя или птицу леса, а команда должна отгадать, кого изобразил художник.
Конкурс пародистов
Показать с помощью мимики и жестов какой – либо живой организм леса, а команда должна его отгадать.
Фольклорный конкурс
Предлагаются приметы, загадки, пословицы по народным  месяцесловам, связанные с животными или растениями леса; учащиеся должны их отгадать или объяснить.
Литературный конкурс
Учащиеся читают стихи, рассказывают сказки, вспоминают отрывки из книг о лесе (Н.Сладков, В.Бианки, К. Паустовский, А.Пушкин, М.Пришвин, С.Есенин, И.Бунин и др.)
  Вариант заданий «Экологические рассказы – задачи»
Рассказ – задача «Ежата весной».
        Наступила весна. У ежихи появились маленькие ежата. Мягкие, пушистые – совсем на ежей не похожи. У них ещё даже колючек нет. Холодно малышам. Когда мама рядом, она их греет своим теплом. А без мамы совсем холодно. Вот сидит ежиха и думает:
- Надо за едой  идти, да ежат страшно оставлять. Вдруг замёрзнут. Можно остаться с ежатами, погреть их, но тогда они голодные будут.
         Что делать? Как еду добыть и ежат согреть? Помогите ежихе. Как ей согреть ежат, когда она пойдёт добывать корм? Использовать ресурсы леса. Ежата сами себя греют. Как?
Предполагаемые ответы. Ежата греются, прижавшись, друг к другу; ежиха заворачивает ежат в сухие листья.
Урок – лекция.
                             Проводится в 3 или 4 классе при условии высокого интеллектуального  развития школьников.
                             Материал должен быть интересным, сопровождаться показом наглядных пособий, содержать много примеров из личного опыта учителя и школьников. Лекция проводится в течение 30 мин, а в остальное время урока 
можно провести самостоятельную работу по проверке усвоения материала или провести этап закрепления и систематизации знаний.  
                             Данный этап нетрадиционного урока можно использовать при изучении тем природоведения в разделах «Рациональное использование и охрана природы человеком», «Организм человека и охрана здоровья»
Коллективный урок.
                           Используется при изучении несложного нового материала. Класс делится на несколько групп по 5 – 6 человек. В одну из групп выбираются наиболее сильные учащиеся. В начале урока каждая группа выполняет проверочное задание по домашней работе (письменные задания по карточкам, перфокартам; устные - по ребусам, кроссвордам, учебникам).
                           Учитель в это время работает с группой сильных школьников, объясняет им новую тему, закрепляет материал, даёт инструкции, выполняет схемы, рисунки, таблицы. Подготовленные «учителя» подсаживаются по одному к другим группам и объясняют новую тему одноклассникам. Учащиеся сразу проводят в своих группах закрепление материала, выполняют в классных тетрадях рисунки и схемы. В конце урока учитель проверяет знания школьников либо устно, либо письменно. Оценивается работа «учителей» и их «учеников».                           Коллективная форма обучения довольно сложна для учащихся начальных классов. К подобному уроку детей необходимо готовить постепенно, вводя элементы групповой работы и на других предметах. Многое зависит от продуманности заданий (инструкций и опорных схем) при объяснении нового материала группе сильных школьников.
Урок – конкурс.
                    Такие уроки проводятся  в природе на лучшую композицию из природных материалов (листьев, мха, плодов, семян, веток, и др.). Названия своим произведениям учащиеся придумывают сами.
Урок – конференция.
                    Такой урок можно проводить по разделу «Природа родного края». Программа урока включает литературную композицию, рассказы о растениях, выставку детских рисунков, фильм об охране природы, экологическую игру. Такая
форма урока позволяет не только расширить и углубить знания детей о природе родного края, но и повысить их познавательную активность.
             
            Эффективность нетрадиционных уроков уже изначально заложена в том, что учащиеся общаются с природой, могут наблюдать изменения  в жизни окружающего мира более целенаправленно, чем при других обстоятельствах. Необычность данных уроков повышает работоспособность учащихся, активизирует их интерес к познанию, воспитывает экологическую культуру. Все эти показатели благотворно воздействуют на психику школьника, на его состояние физического и психического здоровья.




1 комментарий:

  1. Ирина Ивановна, полностью с вами согласна. Такие уроки нужно проводить. По новым стандартам ребёнок должен овладеть универсальными учебными действиями. Интегрированные уроки дают ребёнку возможность проявлять свои творческие и умственные способности, умение преподносить себя, общаться, анализировать и делать выводы, давать оценку своим действиям и действиям соих сверстников.

    ОтветитьУдалить