среда, 25 апреля 2012 г.

Дидактические игры на уроках математики


       Дидактические игры на уроках математики.

     Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету, наряду с другими методами и приемами, используемыми на уроках, - дидактическая игра. Еще К.Д. Ушинский советовал включать элементы занимательности, игровые моменты в учебный труд учащихся для того, чтобы процесс познания был более продуктивным.
     Игра занимает значительное место в первые годы обучения детей в школе в начале учащихся интересует только сама форма игры, а затем уже и тот материал, без которого нельзя участвовать в игре.
     В ходе игры учащиеся не заметно для себя выполняют различные упражнения, где им самим приходится сравнивать, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи. Игра ставит учащихся в условия поиска, пробуждает интерес к победе, следовательно, дети стремятся быть быстрыми, находчивыми,  четко выполнять задания,  соблюдать правила игры.
     В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества ребенка. В ходе игры дети учатся оказывать помощь товарищам, считаться с мнением и интересами других, сдерживать свои желания. У детей развивается чувство ответственности, коллективизма,  воспитывается дисциплина,  воля,  характер.
     Включение в урок игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в освоении учебного материала.
     Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, усиливает интерес детей к предмету,  к познанию ими окружающего мира.
     Приемы слуховой, зрительной, двигательной наглядности, занимательные вопросы, задачи-шутки, моменты неожиданности способствуют активизации мыслительной деятельности.


     Очень многие дидактические игры заключают в себя вопрос, задание, призыв к действию, например: "Кто быстрее ?", "Не зевать !",  "Отвечай сразу.",  "Кто вернее ?" и так далее.
     Значительная часть игр дает возможность сделать то или иное обобщение, осознать правила, которые только что изучили, закрепить, повторить полученные знания в системе,, в новых связях, что содействует более глубокому усвоению пройденного.
     Например, при закреплении учащимися знания таблицы сложения с переходом через десяток часто используют игру "Поймай рыбку".
     На доске висит таблица на которой изображен аквариум с рыбками.  На каждой рыбке записан один из следующих примеров:
7+8  9+3
9+6  14-6
9+7  15-7
16-8  18-9
13-6  8+5
      Двое учащихся выходят к доске и по команде начинают решать выражения, остальные учащиеся выполняют задания в тетради. По истечении времени отведенного на вычисление, ученики сверяют свои ответы с доской. Тот из учеников у доски, кто решил большее количество выражений, поймал больше рыбок. Он считается лучшим рыбаком в данной игре.
Для закрепления знаний таблиц сложения и вычитания в пределах 10 можно использовать игру "Самый быстрый почтальон".
         Учитель  раздает пяти ученикам по одинаковому числу карточек, на   обратной  стороне   которых  записано  выражение  на   сложение  и вычитание.  Дети,   сидящие за партами,  изображают дома с номерами (они держат в руке разрезанные цифры,   обозначающие числа от  0 до 10) .
     Почтальоны должны быстро определить на конверте номер дома(найти значение выражения) и разнести письма в соответствующие дома (отдать детям, у которых карточки с цифрами, обозначающие ответы выражений, записанных на конвертах).
     Кто быстро и правильно разнесет письма по назначению, тот самый быстрый почтальон.
     Эти игры простые, но они позволяют в игровой форме повторить таблицу сложения и вычитания, внести в урок элемент соревнования, что еще более способствует активизации деятельности учащихся, обязывает их быть более четкими, собранными,  быстрыми.
     Многие и упражнения можно строить на материале различной трудности это дает возможность осуществлять индивидуальный подход, обеспечивать участие в одной игре учащихся с разным уровнем знаний.
     Например, можно дать самостоятельную работу в виде игры "Кто первый добежит до финиша ?". А раз это игра, учащиеся чувствуют себя свободно, поэтому уверенно и с интересом приступают к работе.  Каждый получает карточку с заданием - задачей.  Задача у всех одна и та же, но степень помощи к ее решению для каждого ученика разная.
     Например, хорошо подготовленным учащимся предлагается решить задачу по краткой записи, составив по ней выражение. Слабо успевающим ученикам - составить задачу по краткой записи и закончить ее решение. Тот, кто решит задачу быстро и правильно, может считать себя спортсменом.
     На таких уроках ставиться цель привить любовь к математике учащимся с разными математическими способностями. Все стараются выполнить задания, все хотят быть спортсменами. В завершении задании на доске пишутся фамилии учащихся справившихся с задачей. А тем, кому не удалось решить задачу, дается индивидуальная помощь, чтобы в следующий раз смелее приступали к работе.
     Следовательно, включение в учебный процесс игры или игровой ситуации приводит к тому, что учащиеся, увлеченные игрою, не заметно для себя приобретают определенные знания, умения и навыки по математике.
     Однако игра не должна быть самоцелью, а должна служить средством развития интереса к предмету, поэтому при ее организации следует придерживаться следующих требований:
1.Правила игры должны быть простыми, точно сформулированными.         Материал игры должен быть посилен для всех детей.
2.Дидактический материал должен быть прост по изготовлению, и по использованию.        
З.Игра интересна в том случае, если в ней участвует каждый ребенок.      
4.Подведение результатов игры должно быть справедливым и четки

Комментариев нет:

Отправить комментарий