Дидактические игры на уроках математики.
Одно из эффективных
средств развития интереса к учебному предмету, наряду с другими методами и
приемами, используемыми на уроках, - дидактическая игра. Еще К.Д. Ушинский
советовал включать элементы занимательности, игровые моменты в учебный труд
учащихся для того, чтобы процесс познания был более продуктивным.
Игра
занимает значительное место в первые годы обучения детей в школе в начале
учащихся интересует только сама форма игры, а затем уже и тот материал, без
которого нельзя участвовать в игре.
В
ходе игры учащиеся не заметно для себя выполняют различные упражнения, где им
самим приходится сравнивать, выполнять арифметические действия, тренироваться в
устном счете, решать задачи. Игра ставит учащихся в условия поиска, пробуждает
интерес к победе, следовательно, дети стремятся быть быстрыми,
находчивыми, четко выполнять
задания, соблюдать правила игры.
В играх, особенно
коллективных, формируются и нравственные качества ребенка. В ходе игры дети
учатся оказывать помощь товарищам, считаться с мнением и интересами других,
сдерживать свои желания. У детей развивается чувство ответственности,
коллективизма, воспитывается дисциплина, воля,
характер.
Включение
в урок игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и
занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление
трудностей в освоении учебного материала.
Разнообразные
игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача,
усиливает интерес детей к предмету, к
познанию ими окружающего мира.
Приемы слуховой,
зрительной, двигательной наглядности, занимательные вопросы, задачи-шутки,
моменты неожиданности способствуют активизации мыслительной деятельности.
Очень
многие дидактические игры заключают в себя вопрос, задание, призыв к действию,
например: "Кто быстрее ?",
"Не зевать !", "Отвечай
сразу.", "Кто вернее ?" и
так далее.
Значительная
часть игр дает возможность сделать то или иное обобщение, осознать правила,
которые только что изучили, закрепить, повторить полученные знания в системе,,
в новых связях, что содействует более глубокому усвоению пройденного.
Например,
при закреплении учащимися знания таблицы сложения с переходом через десяток
часто используют игру "Поймай
рыбку".
На
доске висит таблица на которой изображен аквариум с рыбками. На каждой рыбке записан один из следующих
примеров:
7+8 9+3
9+6 14-6
9+7 15-7
16-8 18-9
13-6 8+5
Двое
учащихся выходят к доске и по команде начинают решать выражения, остальные
учащиеся выполняют задания в тетради. По истечении времени отведенного на
вычисление, ученики сверяют свои ответы с доской. Тот из учеников у доски, кто
решил большее количество выражений, поймал больше рыбок. Он считается лучшим
рыбаком в данной игре.
Для закрепления знаний таблиц сложения и
вычитания в пределах 10 можно использовать игру
"Самый быстрый почтальон".
Учитель раздает пяти ученикам по одинаковому числу
карточек, на обратной стороне
которых записано выражение
на сложение и вычитание.
Дети, сидящие за партами, изображают дома с номерами (они держат в руке
разрезанные цифры, обозначающие числа
от 0 до 10) .
Почтальоны
должны быстро определить на конверте номер дома(найти значение выражения) и
разнести письма в соответствующие дома (отдать детям, у которых карточки с
цифрами, обозначающие ответы выражений, записанных на конвертах).
Кто быстро и правильно
разнесет письма по назначению, тот самый быстрый почтальон.
Эти игры простые, но
они позволяют в игровой форме повторить таблицу сложения и вычитания, внести в
урок элемент соревнования, что еще более способствует активизации деятельности
учащихся, обязывает их быть более четкими, собранными, быстрыми.
Многие
и упражнения можно строить на материале различной трудности это дает
возможность осуществлять индивидуальный подход, обеспечивать участие в одной
игре учащихся с разным уровнем знаний.
Например,
можно дать самостоятельную работу в виде игры
"Кто первый добежит до финиша
?". А раз это игра, учащиеся чувствуют себя свободно, поэтому уверенно
и с интересом приступают к работе.
Каждый получает карточку с заданием - задачей. Задача у всех одна и та же, но степень помощи
к ее решению для каждого ученика разная.
Например, хорошо
подготовленным учащимся предлагается решить задачу по краткой записи, составив
по ней выражение. Слабо успевающим ученикам - составить задачу по краткой
записи и закончить ее решение. Тот, кто решит задачу быстро и правильно, может
считать себя спортсменом.
На
таких уроках ставиться цель привить любовь к математике учащимся с разными
математическими способностями. Все стараются выполнить задания, все хотят быть
спортсменами. В завершении задании на доске пишутся фамилии учащихся
справившихся с задачей. А тем, кому не удалось решить задачу, дается
индивидуальная помощь, чтобы в следующий раз смелее приступали к работе.
Следовательно,
включение в учебный процесс игры или игровой ситуации приводит к тому, что
учащиеся, увлеченные игрою, не заметно для себя приобретают определенные
знания, умения и навыки по математике.
Однако
игра не должна быть самоцелью, а должна служить средством развития интереса к
предмету, поэтому при ее организации следует придерживаться следующих требований:
1.Правила игры должны быть простыми, точно
сформулированными. Материал игры
должен быть посилен для всех детей.
2.Дидактический материал должен быть прост
по изготовлению, и по использованию.
З.Игра интересна в том случае, если в ней
участвует каждый ребенок.
4.Подведение
результатов игры должно быть справедливым и четки
Комментариев нет:
Отправить комментарий