суббота, 24 марта 2012 г.

Инклюзивное образование как современная модель образования и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья


Автор статьи Леванова И.А
учитель I категории МБУ школы №5

Проблема воспитания и обучения дошкольников и младших школьников с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) в наше время очень актуальна. Это обусловлено тем, что количество детей с проблемами в развитии год от года возрастает. Причины отставания в нервно-психическом и физическом развитии могут быть разные.

Согласно современным научным представлениям, дети дошкольного и младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья, прежде всего в нервно-психическом развитии, при определенных психолого - педагогических условиях способны постепенно «догонять» своих нормально развивающихся сверстников (Г. В. Грибанова, Г. Б. Шаумаров, Е. А. Морщинина). Большинство специалистов не склонны абсолютизировать оптимистичный прогноз психологической коррекции временного отставания в развитии каждого ребёнка (С. С. Мнухин, Е. С. Иванов, Т. А. Власова, В. В. Лебединский, М. С. Певзнер, В. В. Ковалев).
Своевременная организация коррекционного воздействия является основным фактором, обуславливающим социальную адаптацию и реабилитацию проблемного ребенка. На сегодняшний день в научных исследованиях убедительно показано и подтверждено практикой, что наибольшие педагогические возможности для преодоления недостатков в развитии ребёнка имеются в период раннего и дошкольного детства, т. к. в этот период психика наиболее пластична. Накопленные научные сведения и результаты опытно-экспериментальной работы по обучению и воспитанию этой категории детей в специальных школах, классах и в дошкольных образовательных учреждениях, обеспечили научную основу для введения в структуру специального образования нового типа школ (1981) и дошкольных учреждений (1990) для детей с ОВЗ.
В настоящее время учеными предлагается инклюзивная форма образования, как более современная модель. Одновременно с этим остается  организация коррекционно-педагогической помощи дошкольникам с ОВЗ в условиях специального детского сада.
Интеграция (инклюзия) в образовании рассматривается как право выбора каждого учащегося места, способа и языка обучения; для учащихся с особыми образовательными потребностями в случае их выбора в качестве места обучения и воспитания учреждение общего назначения – создание условий, адекватных по качеству специальных образовательных услуг возможностям специального образовательного учреждения, и полное включение в образовательный процесс массового образовательного учреждения (инклюзия).
Инклюзия признана более развитой, гуманной и эффективной системой образования и воспитания детей с ОВЗ. Инклюзия дает право на образование каждому независимо от соответствия или несоответствия критериям образования. Образовательное учреждение выполняет не только образовательные функции, но и является основной сферой жизнедеятельности ребенка. Через уважение и принятие индивидуальности каждого из них происходит формирование личности, имеющей свою собственную образовательную траекторию. Инклюзивное образование расширяет личностные возможности всех детей, помогает выработать такие качества, как гуманность, толерантность, готовность к помощи. Такая форма обучения и воспитания является принципиально новой системой, где педагоги и учащиеся работают над общей целью – доступным и качественным образованием для всех без исключения детей.
Отечественная концепция интегрированного обучения строится на трех основных принципах интеграции: через раннюю коррекцию; через обязательную коррекционную помощь каждому ребенку; через обоснованный отбор детей для интегрированного обучения. Существующие модели интеграции определяются с учетом уровня развития каждого ребенка, который дозирует доступную и полезную для него «долю интеграции».
Интеграция — процесс, который имеет определенные ограничения с точки зрения возможности и эффективности его реализации. Такими ограничениями являются условия интеграции — внешние и внутренние. К внешним относятся:
— раннее выявление нарушений и проведение коррекционной работы с первых месяцев жизни;
— желание родителей обучать ребенка вместе со здоровыми детьми, их стремление и готовность помогать ребенку в процессе его обучения;
— наличие возможности оказывать интегрированному ребенку квалифицированную помощь;
— создание условий для реализации вариативных моделей интегрированного обучения.
К внутренним условиям отнесены:
— уровень психофизического и речевого развития, соответствующий возрастной норме или близкий к ней;
— возможность овладения общим образовательным стандартом в предусмотренные для типично развивающихся детей сроки;
— психологическая готовность к интегрированному обучению.
Существуют проблемы, связанные с возможностью реализации внешних условий интеграции.
Первое условие — раннее выявление отклонений — требует создания и законодательного оформления системы ранней помощи, функционирующей в рамках междисциплинарного командного подхода к работе специалистов.
Данная система обязательно должна включать комплекс специалистов медицинского, социального, психолого-педагогического и дефектологического профиля.
Второе условие связано с недостаточной информированностью, а также готовностью мотивационного-когнитивного и практического планов родителей детей с ОВЗ, для которых не всегда открыт доступ к информации о возможностях интегрированного образования, условиях и формах его реализации.
Третье условие связано как с нехваткой специалистов, так и с неготовностью и нежеланием педагогов массовых образовательных учреждений работать с особыми детьми. По данным Б. В. Белявского, число педагогов со специальным дефектологическим образованием, не превышает   15 % общего числа педагогов специальных (коррекционных) учреждений. Поэтому чрезвычайно важна подготовка кадров, ориентированных на интеграцию, информированных в вопросах сопровождения детей с ОВЗ в массовых группах и классах.
Четвертым внешним условием является создание вариативных моделей интегрированного обучения, предполагающее разработку программ, технологий, организационных форм и условий, обеспечивающих эффективную реализацию интеграции ребенка с ОВЗ в пространство общего образования.
Признавая важность и значимость интеграции как инновационного процесса в системе образования, важно отметить те негативные тенденции, которые связаны с невозможностью интеграции всех детей в широкое социокультурное пространство.
Прежде всего, это «уровень психофизического и речевого развития, близкий возрастной норме». Очевидно, что данное условие является сегрегирующим, то есть делающим невозможным объединение всех детей с ОВЗ. Другим непреодолимым препятствием интеграции являются темповые характеристики образовательного процесса. Очевидно, что время далеко не всегда является главным критерием успешности ребенка. Даже самый «нормальный» ребенок может иметь темпы усвоения материала, отличные от других типично развивающихся сверстников.
Говоря о «психологической готовности к интеграции» самого воспитанника, нужно понимать, что имеется в виду и мотивационная, и личностная и, возможно, некая специальная готовность. Наличие таких серьезных психологических новообразований позволяет утверждать, что из системы интегрированного образования будут вновь исключены некоторые категории детей: с тяжелыми двигательными нарушениями, особенностями поведения и эмоционально-волевой сферы, комплексными нарушениями развития и др.
Очевидно, что интеграция как процесс в системе образования особых детей имеет свои положительные стороны. Вместе с тем, понятно, что ограничения данного явления вновь делают систему помощи ориентированной на особые категории детей.
Снять эти ограничения позволяют процессы инклюзии, достаточно широко представленные на Западе и начинающие появляться в России.
Образовательное учреждение, избравшее путь инклюзивного образования должно претерпеть такие преобразования:
— изменения в сознании общества, прежде всего, педагогов, связанные с необходимостью и возможностью включающего образования всех детей;
— изменение архитектуры образовательных учреждений, приспосабливаемой под особые нужды;
— уменьшение размеров групп и классов;
— улучшение и обогащение оснащенности групп и классов оборудованием и различными пособиями;
— создание в каждом учреждении команды специалистов, помогающей педагогам общего образования приспособить методы к особенностям ребенка;
— реализация индивидуальных планов обучения, позволяющих детям осваивать общую программу в индивидуальном темпе.
Подводя итог, необходимо отметить, что инклюзия - это больше, чем интеграция. Это включение не только в образование, но и в жизнь всех без исключения, это учет сильных и слабых сторон каждого, это признание различий, это обогащение представлений о различиях как естественном явлении мира и общества, это возможность получения эффективного образования, благодаря постоянной поддержке и изменению образовательного пространства.
Литература.
1.     Данилова Е. В. Инклюзивное образование как долгосрочная стратегия // socpolitika.ru/rus/conferences/3985/3986/3988/document4065.shtml (20.09.10).
2.      Дети с задержкой психического развития / под ред. Г.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. - М., 1973.
3.     Диагностика и коррекция задержки психического развития. Под ред., С.Г. Шевченко. - М., 2001.
4.      Инклюзивное образование: методология, практика, технологии: Материалы международной научно=практической конференции (20-22 июня 2011, Москва) / Моск. гор. психол. пед. унт; Редкол.: С. В. Алехина и др. – М.: МГППУ, 2011. – 244 с.
5.     Малофеев Н. Н. Образование как институт социализации лиц с ОВЗ в современном обществе. — М., 2010.

Комментариев нет:

Отправить комментарий