пятница, 27 мая 2011 г.

Новые стандарты: ориентация на личность

C 1 сентября в начальных классах школ области началась апробация новых федеральных государственных стандартов общего образования.
Образование, полученное в начальной школе, служит базой, фундаментом для последующего обучения. Основными задачами государственных образовательных стандартов нового поколения являются определение современных требований и обеспечение качества начального образования.

Упор на самостоятельную деятельность Приоритетами начального общего образования было и остается формирование общеучебных умений и навыков. И это очень важно. Российская школа всегда стремилась дать ученикам знания, умения и навыки по обозначенным в учебном плане дисциплинам, однако этого недостаточно.
Мониторинг системы образования выявил, что к концу обучения в школе умения пользоваться компьютером и другими техническими средствами сформированы лишь у 11,5% учащихся, а умения по проектированию - у 22,3%. У большинства школьников доминирует не интеллектуальная, а эмоциональная сфера. Почти у 40% из них не развито абстрактное мышление, более 30 % учеников испытывают утомление во время учебного процесса, а почти половина – недосыпает в период учебы.
Однако мониторинг обозначил проблемы не столько выпускников общеобразовательных школ, сколько всей структуры и содержания общего образования. Стала очевидной необходимость создания новых стандартов, которые бы определяли помимо предметных умений и навыков самостоятельные виды деятельности, включающие практическое использование полученных знаний, накопленных в процессе образования. Новые стандарты предполагают переход от простой репродукции, воспроизведения знаний к их продуктивному использованию, механическое заучивание должно уступить место учению как процессу интеллектуального развития; ориентация на среднего ученика - дифференцированным и индивидуальным программам обучения.
Таким образом, важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированный подход. Происходящая смена образовательной системы предполагает обновление содержания образования и использование новых технологий. Особая роль отводится духовному воспитанию личности, формированию нравственного облика человека. В содержание образования закладываются новые умения, такие как самостоятельно заниматься своим обучением и получать нужную информацию; работать в группе и принимать решения; использовать новые технологии информации и коммуникации.
  Концепция стандартов второго поколения, которые сейчас внедряются в практику начальной школы, базируется на принципах непрерывности образования; учета возрастных возможностей ребенка и его индивидуальных особенностей; здоровьесбережения и взаимосвязи с окружающим миром; развития творческой, активной личности; доступности и достаточности; духовно-нравственного воспитания; психологической адаптации; взаимодействия семьи и педагога.
Отличия новых стандартов от предыдущих: новые стандарты определяют, прежде всего, требования к системе образования, а не к ученику, как это было раньше. Авторы проекта новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) выделяют следующие характеристики основных результатов начального образования:
- сформированное умение предметно мыслить. Как показывает практика, отсутствие именно этого умения затрудняет дальнейшее образование выпускников школ;
- воспитание способности учиться самостоятельно;  индивидуальные достижения в основных сферах личностного развития - эмоциональной, познавательной, саморегуляции; желание и умение учиться, готовность к образованию в основном звене школы и самообразованию; инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности.
Нетрадиционным для педагогов является то, что новые ФГОС предлагают дифференцированные предметные программы. Требования к ним определяют структуру учебной деятельности, включающую формирование умений организовать учебный процесс, практически определить его цели и задачи, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей, практически оценивать достигнутые результаты.
В федеральных государственных образовательных стандартах общего образования второго поколения выделены ключевые умения, такие как обобщенные способы решения учебных задач, умение работать с разными источниками информации - учебной, художественной, научно-популярной, справочной литературой.
Особое место в новых стандартах отведено "универсальным учебным действиям" (УУД) в системе начального образования. Их суть заключается в умении учиться, то есть способности учащегося к саморазвитию и совершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В этом учебном году будет проходить апробация базисного учебного плана. В отличие от ныне действующего, в новом БУПе занятия второй половины дня называются не внеурочной, а внеучебной работой, которая также входит в сетку часов. На внеучебную работу отводится 10 часов в каждом классе на спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое и другие направления.
Особенность ФГОС начальной ступени школы как комплексного новшества состоит в том, что его структура задана не жестко. У школы есть возможность учесть образовательные потребности и интересы учащихся, а также потребности и запросы родителей в рамках вариативного компонента учебного плана при организации 6-дневной недели, а также во внеучебной деятельности. ФГОС второго поколения предусмотрено введение нового содержания контроля и оценки знаний учащихся, соответствующего новым целям и программам обучения, а также использование новых форм и технологий оценки. Система оценки, предлагаемая в новых ФГОС, включает в себя описание планируемых результатов образования, перечень показателей достижения планируемых результатов и инструментарий для оценки их достижения.
Уже сейчас можно сказать об актуальности и своевременности проводимых мероприятий. Каким станет процесс их реализации, покажет практика. Конечно, многое зависит от педагогов. Ведь им придется пересмотреть свою работу, освоить новые методы, практически осуществить то, о чем всегда говорилось (научить самостоятельной деятельности), но не оценивалось в качестве одного из основных компонентов успеваемости учащихся. Удастся ли это сделать в начальной школе, учитывая, что младшие школьники только начинают учиться? Появление федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения - новый шаг в образовании. Добиться положительных результатов от нововведения поможет активный диалог его авторов и педагогов-практиков.






Балдазер Н.И., методист начальной школы
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий