пятница, 27 мая 2011 г.

Дифференцированная работа в начальной школе


Дифференцированным считается такой учебно-воспитательный процесс, для которого характерен учёт типичных индивидуальных различий учащихся. 

Организация учителем внутриклассной дифференциации включает в себя несколько этапов:

1.      Определение критерия, на основе которого выделяются группы учащихся для дифференцированной работы;

2.      Проведение диагностики по выбранному критерию;

3.      Распределение детей по группам с учётом результатов диагностики;

4.      Выбор способов дифференциации, разработка разноуровневых заданий для созданных групп учащихся;

5.      Реализация дифференцированного подхода на различных этапах урока;

6.      Диагностический контроль за результатами работы учащихся, в соответствии с которым может измениться состав группы и характер дифференцированных заданий.

Дифференциация содержания учебных заданий

*  По уровню творчества.               *  По уровню трудности.

*  По объёму учебного материала.            *  По степени самостоятельности учащихся.

*  По характеру помощи учащимся.          *  По форме учебных действий.

Способы дифференциации могут сочетаться друг с другом, а задания могут предлагаться ученикам на выбор.

Дифференциация по уровню творчества

Различия в заданиях между группами в характере познавательной деятельности. 1 группе даются репродуктивные задания (работа по образцу, выполнение тренировочных упражнений). 2 – 3 группам даются продуктивные задания (творческие упражнения, отличающиеся от стандартных).

Дифференциация учебных заданий по уровню трудности

Предполагаются усложнения задания для наиболее подготовленных учащихся: 

1.      1 – 2 группы записать однозначные числа, 3 – двухзначные числа.

2.      Увеличение количества действий в выражениях или в решении задачи: 1 – 2 группа задача в три действия, 3 – в четыре действия.

3.      Выполнение операции сравнения в дополнение к основному заданию: 3 группа – записать данные выражения в порядке увеличения их значений.

4.      Использование обратного задания вместо прямого.

5.      Использование условных символов вместо чисел или отдельных цифр.

Дифференциация заданий по объёму учебного материала

Обусловлено разным темпом работы учащихся. Предполагается, что 2 и 3 группы выполняют кроме основного ещё и дополнительное задание, аналогичное основному.

Дифференциация по степени самостоятельности учащихся

Все дети выполняют одинаковые задания, но одни это делают под руководством учителя, а другие самостоятельно. Учащиеся сами определяют, на каком этапе им следует приступить к самостоятельному решению.

Дифференциация по характеру помощи учащимся

Все учащиеся сразу приступают к самостоятельной работе, но тем, кто испытывает затруднения, учитель оказывает дозированную помощь в виде: вспомогательных заданий, подготовительных упражнений; «подсказок» (карточки – помощницы, карточки – консультации).

Различные способы дифференциации обычно используются в сочетании друг с другом, на основе организации учебного сотрудничества в парах постоянного и сменного состава.

Балдазер Наталья Ивановна,

учитель начальных классов

Комментариев нет:

Отправить комментарий