пятница, 27 мая 2011 г.

Исследовательская деятельность – путь к формированию творческих компетентностей и познавательных мотивов учащихся начальной школы


В современном мире необходимым условием выживания является быстрое освоение новейших технологий. Компетентностное обучение выходит на первое место, так как только при таком подходе учебная деятельность приобретает практико - ориентированный характер. Требуется не обучать знаниям, а обучать творческим умениям их приобретения и исследовательская деятельность помогает развивать эти творческие умения. Поэтому занятия исследовательской деятельностью приобретают особую важность и актуальность. Условия формирования исследовательских умений младших школьников: Целенаправленность и систематичность. Мотивированность. Творческая среда. Психологический комфорт. Учет возрастных особенностей.

Мною была адаптирована к реализации в начальной школе технология развития исследовательских умений младших школьников, подразумевающая соблюдение данных условий. В  основе технологии развития исследовательских умений лежат идеи гуманистической педагогики, личностно – ориентированного и деятельностно – ориентированного подходов. Цель технологии – осуществить пропедевтическую работу по развитию исследовательских умений, необходимых при дальнейшем обучении. 

Виды учебных исследований, проводимых в начальной школе: по количеству участников (индивидуальные, групповые, коллективные); по месту проведения (урочные, внеурочные); по времени (кратковременные, долговременные); по теме (предметные, свободные).

Умения, формирующиеся в процессе исследовательской деятельности: Умения и знания исследовательского характера. Умения работать с информацией. Умения представить результат своей работы. 

Основные этапы выполнения научно – исследовательских работ учащихся: 1. Мотивация. 2. Выбор направлений исследований. 3. Постановка задачи.4. Фиксация и предварительная обработка данных. 5. Обсуждение результатов исследований, выдвижение и проверка гипотез. 6. Оформление результатов работы. 7. Грамотное представление исследовательской работы. 

Я считаю, что научно – исследовательская деятельность  в 1 – 4 классах должна вестись следующими средствами: в 1 классе работа ведется проблемным, частично – поисковым обучением под руководством учителя; уроком – исследованием.  Со 2 класса продолжается работа по проведению кратковременных исследований. Используются проблемные и поисковые методы, происходит знакомство с некоторыми понятиями о методах  исследования. В 3 классе учащимися проводятся самостоятельные долговременные исследования. Ход исследований обсуждается, учителем оказывается консультативная помощь, предлагаются задания по обучению приемам наблюдения и описания. В 4 классе внимание уделяется умениям работать с источниками информации, обрабатывать тексты, представлять результат своей работы. Формы представлений результатов исследования могут быть как выступления для одноклассников, учащихся параллельных классов, конференции, выставка достижений, презентации, на которых привлекательно представляются достижения учеников.

Таким образом, описанные организационно – педагогические условия, реализуясь в учебном процессе, позволяют решить задачи развития исследовательских умений младших школьников и овладеть новыми способами добывания знаний.


Балдазер Наталья Ивановна,
учитель начальных классов

Комментариев нет:

Отправить комментарий