пятница, 27 мая 2011 г.

Приёмы рефлексивных технологий в начальной школе


Рефлексия – 1) Размышление о себе, самонаблюдение, самопознание; 2) форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их закономерностей. По сути, рефлексия – это самоанализ. Рефлексия – неотъемлемый компонент любой деятельности.
Прежде всего, рефлексивные технологии направлены на повышение эффективности познавательной деятельности, её контроля и самоконтроля, что в свое время приводит к саморазвитию – активному, последовательному качественному изменению личности. Именно начальная школа может научить ребенка азам критического мышления, т.е. умению оценить, осмыслить, приблизить его к реальной жизни.
Приемы, выработанные рефлексивными технологиями обучения:
Прием «Верно – неверно» чаще используют на стадии закрепления пройденного материала, но эффективность его на этапе актуализации, когда дети выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт, многократно возрастет: «Верно ли, что за Полярным кругом живут и работают только полярники?», «Верно ли, что пингвины живут на северном полюсе?» и т.д. Изучив материал, можно вернуться к подобным вопросам, чтобы выяснить, какие утверждения были изначально верны. Применяя этот прием, можно научить детей выделять ключевые моменты темы; кроме того, прием помогает удерживать внимание младших школьников.
Прием «Знание о незнании» не только учит размышлять на заданную тему, но и активизировать собственный жизненный опыт, анализировать его. На этапе изучения нового, когда известны лишь направление или общая тема урока, попросите учащихся сформулировать свое незнание с помощью семи основных вопросов: «что?», «как?», «где?», «когда?», «почему?», «если?», «какие?»
Общие и существенные свойства предметов и явлений поможет установить прием «Гипотеза». При изучении на уроках по предмету «окружающий мир» в 1 классе темы «Птицы», когда донаучные знания детей о птицах не согласуются с новым определением этого понятия, полезно выдвинуть предположение, что если птицы – это животные, которые летают, то муха – птица, а страус и курица – нет. В процессе доказательства первоклассники выявляют существенные признаки, которые делают птицу птицей. Такой прием учит не только точности формулировок и определений, но и помогает овладевать понятиями и осознанно применять их.
Связь между отдельными понятиями поможет установить прием «Таблица». Например, на уроке обобщения знаний о частях речи будет полезно предложить учащимся самостоятельно составить таблицу «Части речи», а не использовать готовую, предложенную в учебнике.
Прием «Отсроченный контроль» учит школьников анализировать собственные действия. Самостоятельная работа учеников проверяется без выставления оценок, но с пометками на полях ошибок, которые он ищет и исправляет сам. Применение этого приема способствует развитию усидчивости и концентрации внимания.
Прием «Знаки» включает ребенка в контрольно – оценочную деятельность. И неважно, какие знаки при этом используются: человек на лесенке, который показывает, как ученик оценивает собственный вклад в общее дело или просто зеленый карандаш, который помогает сравнить написание собственной буквы с образцом. Этот прием учит осмысливать ход рассуждений, а это уже элемент рефлексивного управления.
Прием «Составление памятки» (телеграммы) учит отбирать важную информацию. Минимизировать ее, учит лаконичности и четкости формулировок.
Приемы «Зигзаг» и «Ты – мне, я – тебе», не только учат детей работать в группе, но и приучают их согласовывать знания и мнения. Прием «Письмо по кругу» помогает размышлять на заданную тему, согласовывать и сопоставлять собственный опыт с опытом другого.
Даже такое краткое описание приемов, развивающих рефлексию, показывает, что применение их помогает развивать мышление, вносит разнообразие в урок, учит детей принимать решения, отказаться от стереотипов, приучает детей к убедительной аргументации.
Приемы рефлексивных технологий актуализируют творческий потенциал ребенка, так как самоанализ способствует самоактуализации, что повышает уровень креативности, т.е. умение находить нестандартные решения и осуществлять нечто принципиально новое.
Балдазер Н.И., учитель начальных классов

Комментариев нет:

Отправить комментарий