понедельник, 30 мая 2011 г.

Развитие воображения учащихся на уроках русского языка


          В психологии воображение рассматривается как одна из форм отражающей деятельности сознания. Эта высшая психическая функция отражает действенность не как реальность, а как возможность, вероятность. Многие авторы успешность обучения связывают с развитием у детей воображения. Так исследования отечественных психологов (Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Я.А. Пономарёва, Д.Б. Эльконина и др.) показали, что воображение не только способствует прочному усвоению учащимися нового материала, но и является условием творческого преобразования у детей знаний, способствует саморазвитию личности, определяет эффективность учебно – воспитательной деятельности в школе.

          «Обучение, ориентированное на развитие творческого воображения и мышления, - более осознанное, продуктивное и результативное».

«Недостаток воображения, отсутствие определённого запаса зрительских образов в умственном багаже или неумение их привлечь к работе в нужный момент – одна из причин низкого качества умственной работы».

Недостаток воображения отрицательно сказывается на усвоении всех школьных предметов.

           Возраст от 2 до 12 – благоприятный период для развития воображения.

Поэтому для стимулирования познавательных процессов важно включить учащихся в творчество, обеспечить развивающими играми на уроке.

Из всех форм творчества литературное, словесное творчество является самым характерным для школьного возраста. По мнению Л.С. Выготского, стремление детей к сочинительству является такой же деятельностью воображения, как игра. Учитывая психологию учеников начальной школы, родилась идея систематизировать упражнения, игры, задания, развивающие воображение на уроках русского языка.

             Изучая тему «Имя прилагательное» можно предложить ученикам такие задания:

1.     Представь, что ты видишь, трогаешь, слышишь мамин смех. Какой он? (Тёплый, нежный, мягкий, серебряный, васильковый, звонкий).

2.     Какой голос у папы, бабушки?

3.     Какой запах у счастья?

         Образное воображение развивает игра «Укрась  слова».

                 а) За 1 минуту подбери как можно больше имён прилагательных к словам

         погода, рассказ, улица.

                б) За 1 минуту вспомни объекты жёлтого цвета, чёрного цвета, горячие,

         интересные, прекрасные объекты.

                в) Подбери имена прилагательные, которые изображают добрую фею и

         злую колдунью.

4.     Подбери как можно больше слов для описания листьев.

5.     «Давайте говорить друг другу комплементы».

6.     Кто скажет друг другу больше добрых слов.



Словарные слова.

1.     Игра «Изобретатель» (комбинирование несовместимых объектов, используя слова с непроверяемыми безударными гласными в корне).

Детские изобретения:

Портфель – холодильник.

Портфель – телевизор.

Карандаш – точилка.

Сапоги – грелка для холодной погоды.

2.     Приём одухотворения неживых предметов.

Представь себя языком.

Как живёшь, что чувствуешь? О чём ты попросил хозяина?    

3.     Открой словарь, загадай профессию, назови несколько слов, связанных с ней.

Дорога, пассажир – хлебороб.

Ракета, планета, космос – космонавт.



Тема «Глагол».

1.     Вы любите фантазировать?

Что с вами будет через 20 лет?

Напиши мини - сочинение «Я через 20 лет».

2.     Напиши правила поведения на уроке.

Полезные советы.                 Вредные советы.



Тема «Предложение».

Найди границу предложения.




Очень – очень

Странный вид

Речка за окном

                Горит

Чей – то дом

Хвостом виляет

Пёсик

Из ружья стреляет

Мальчик

Чуть не слопал

Мышку



Кот в очках

Читает книжку

Старый дед

Влетел в окно

Воробей схватил

Зерно

Да как крикнет

Улетая:

«Вот что значит

Запятая!»

                          Б. Заходер.



    

     

3.     Перевёртыши ездока и коня.

Исправь ошибки.

      Э. Успенский.

«Ехал Ваня на коне,

  Вёл собачку на ремне.

  Ну, а кактус в это время

  Мыл старушку на окне..».

                 Развитию внутренних механизмов процесса воображения способствуют рисунки, чертежи, схемы.

               Эти необычные задания позволяют необычно начать урок, вызывают интерес к изучаемой теме, активизируют деятельность учащихся.

Развитию воображения способствуют загадки, ребусы, кроссворды, преобразования слов, деформированные тексты.

Творческое воображение развивают задания, которые дают право выбора в зависимости от желаний ребёнка.

                         - составление рассказов по серии рисунков – схем;

                         - придумывание названий к рассказам;

                         - придумывание продолжения сказки.



Так, при написании изложения на уроке можно использовать тексты без концовки, предложенные С.Бондаренко:

            - помни, что в сказке существуют волшебные предметы и происходят невероятные превращения, напиши продолжение сказки;

            - напиши, каким людям и для чего ты хотел бы рассказать эту сказку.



            В этих заданиях имеют место процессы комбинирования элементов, прошлый опыт преобразуется в новые образы, схемы, композиции.



            Преобразующее свойство – основа воображения, врождённая принадлежность мозга. И это свойство необходимо развивать и стимулировать в обучении.

          



 Дождикова В.Б., учитель начальных  классов 




Комментариев нет:

Отправить комментарий