понедельник, 30 мая 2011 г.

Работа с одарёнными детьми


Одарённые дети – будущее нашей страны, её научно – технический прогресс, культура. Задача школы – выявление и развитие творческой одарённости, способности продуцировать, выдвигать новые идеи, изобретать.
Обучение детей с высоким умственным потенциалом связано с изменением скорости обучения, а не его содержания. Обогащение обучения даёт возможность детям учиться в одном классе со сверстниками и одновременно развивать свои интеллектуальные способности.
Одной из главных задач, стоящих перед коллективом учителей начальной школы, является выявление детей, проявляющих повышенный интерес к изучению учебных предметов.
Учитель в ходе работы выявляет и берёт на заметку группу учащихся своего класса (со 2-го по 4-ый класс). В первом классе список таких одарённых детей можно взять у психолога после тестирования.
Одарённые дети – это дети, обладающие врождёнными высокими интеллектуальными, физическими, художественными, творческими, коммуникативными способностями.
Оптимальным способом выявления и поддержки таких детей является организация и проведение школьных предметных олимпиад по русскому языку и математике. Они включают в себя 3 этапа:
1 этап – внутри класса (олимпиада в классе). Могут участвовать все желающие.
2 этап – школьная олимпиада для победителей и призёров внутри классных олимпиад.
3 этап – отборочный. В ходе которой отбираюся ученики для участия в районнной предметной олимпиаде.
  В начальной школе – при обучении и развитии одарённых детей важную роль играют уроки творчества, работа в кружках (художественных, технического творчества) развивающие экскурсии, творческие конкурсы, интеллектуальные игры.
Чем отличаютя одарённые дети?
  У них отличная память, способность классифицировать информацию и распределять по категории.
Одарённые дети умеют пользоваться накопленными знаниями, имеют большой словарный запас, имеют в речи новые слова, сами их придумывают, предпочитают чтение словарей и интеллектуальные игры.
         У некоторых учащихся доминируют математические способности, которые
         добавляют интерес к чтению. Им характерна повышенная концентрация, они
        упорны в достижении результата.
2.     Одарённые дети отличаются развитым чувством справедливости, личностной системой ценностей, ярко развитым воображением.
Чувством юмора они пытаются решить проблемы, которые им «пока не по зубам». В дальнейшем эти дети будут сами пытаться найти ответ на проблему, интересующий их вопрос.
Багодаря многочисленным умениям они способны лучше других заняться самостоятельной деятельностью,  быстро выделить наиболее значимые сведения.
Формы выявления одарённых детей.
- Наблюдение.
- Общение с родителями.
- Работа психолога (тестирование, беседа, анкетирование).
- Ведение Портфолио ученика.
- Олимпиады, конкурсы, соревнования, конференции, выставки.
Выявление одарённых учащихся работа не только классных руководителей, но и учителей предметников (ИЗО, музыки, физической культуры).
Каковы принципы работы с одарёнными детьми?
·        Индивидуализация обучения (наличие индивидуального плана обучения – высший уровень).
·        Принцип опережения обучения.
·        Принцип комфортности обучения.
·        Принцип разнообразия предполагаемых возможностей для реализации способностей учащихся.
·        Возрастание роли внеурочной деятельности.
·        Принцип развивающего обучения.
·        Внедрение новых педагогических технологий в образовательный процесс (технология проектов, где учащиеся раскрываются более полно, конечно с руководящей ролью  учителя).
Формы работы с одарёнными детьми.
v Творческие мастерские.
v Групповые занятия по параллелям  с сильными учащимися .
v Факультативы, кружки по интересам (дополнительное образование).
v Конкурсы («Кенгуру», «Русский медвежонок», «Британский бульдог», «Фактор  роста» ,  фестиваль детского творчества).
v Интеллектуальный марафон.
v Участие в олимпиадах.
v Развивающий час.
v Работа по индивидуальным планам (на каждого сильного ученика).
Литература:
1.     Клименко В.В. Как воспитать вундеркинда. СПб. «Кристалл», 1996.
2.     Бейнарович Е.Л. Под знаком индиго. Одесса, Астропринг, 2009.
3.     Ходова Т.В. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. Нач. школа. 2-4 классы. 20010.
4.     Мастерская речевого творчества. Рабочая тетрадь. 3 класс. Играем, мечтаем, рассказываем. 2010.
5.     Учимся решать логические задачи. Истомина Н.Б. 2010.
6.     Математика – задания повышенной сложности. Рудницкая В.Н., Юдачёва Т.В.

Дождикова В.Б., учитель начальных классов 

Комментариев нет:

Отправить комментарий