понедельник, 30 мая 2011 г.

Беречь здоровье ученика – задача каждого учителя


От правильной организации урока, уровня его гигиенической рациональности во многом зависит состояние учащихся в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное утомление.
    На многих уроках, особенно русского языка, учащимся приходится много писать. Значительную нагрузку испытывают органы зрения  и слуха, мышцы спины и работающей руки. Если учащимся дать возможность отдохнуть, переключиться на другой вид деятельности, то усталость отступит.  Наиболее эффективно в этих случаях проведение физкультминуток.
    Лучше физкультурную минутку проводить на 20-25 минуте после начала урока. Снять наступающее утомление, восстановить работоспособность, повысить эффективность урока помогут физкультминутки, которые включают упражнения для снятия общего утомления, кистей рук, глаз, улучшения слуха, коррекции осанки и др.
Упражнения для снятия общего или локального утомления : различные физкультминутки со словами «Буратино», «Лягушки», «Котёнок» (котёнок крадётся – движение на цыпочках, котёнок бежит- движение с пятки на носок, котёнок танцует- различные танцевальные движения).
Упражнения для кистей рук : «Аплодисменты», «Бабочка»(сказка).
Гимнастика для глаз: «Филин»; «Весёлые рожицы»;  «Далеко-близко» (учитель называет вначале удалённый предмет, а через 2-3 с -предмет, расположенный близко. Учащиеся быстро отыскивают предметы и называют их ; «Рисование носом» (посмотреть на табличку и запомнить слово или букву. Затем закрыть глаза. Представить себе, что нос стал таким длинным, что достаёт до таблички. Написать носом выбранный элемент. Открыть глаза,  посмотреть на табличку.)
Упражнения, корректирующие осанку : «Самокоррекция»; «Кузнечики» ; «Дыхательная медитация» (Сядьте прямо. Закройте глаза. Представьте, что вы вдыхаете аромат цветка..  Нежный аромат цветка…Старайтесь вдыхать его не  только носом ,  но и всем телом. Вдох. Выдох. Тело превращается в «губку»: на вдохе оно впитывает через поры кожи воздух, а на выдохе просачивается наружу. Вдох. Выдох.
Музыкальные скороговорки. Скороговорки используются для актуализации каких- либо орфограмм или как элемент дыхательной гимнастики. Нужно глубоко вдохнуть и произнести скороговорку на одном дыхании.
Музыкальный алфавит.
А, б, в,г,д,е,ё;
Ж,з,и,й,к;
Л,м,н,о,п,р,с;
Т,у,ф,х,ц,ч,ш,щ;
Мягкий знак и твёрдый знак, э,ю,я!
Наизусть весь алфавит знаю я!
Дыхание переводим после каждой строчки; дыхание переводим через строчку;дыхание переводим после произнесения всего алфавита под музыкальное сопровождение. Повторить несколько раз.
Во избежание усталости учащихся на уроке необходимо чередовать виды работ: самостоятельную работу, работу с учебником (устно и письменно), творческие задания.
Не менее важным является эмоциональный климат урока. Он во многом зависит от доброжелательного тона учителя. Хороший смех дарит здоровье. Учитель без чувства  юмора лишается своей педагогической и личностной привлекательности. Улыбка, искренний смех учителя и ученика на уроке стоят не меньше, чем проведение физкультминутки. Добрый смех - мощный противовес подкрадывающемуся состоянию утомления. Несколько уместных и умных шуток в течение урока, забавная скороговорка- показатель его качества. Критерий для оценки.
      Основная задача школы – дать необходимое образование, не менее важная задача - сохранить в процессе обучения здоровье детей.
     Принцип «Не навреди!" должен стать основополагающим в работе не только врачей, но и педагогов.

Дождикова В.Б., учитель начальных классов

Комментариев нет:

Отправить комментарий