Всем известна пословица «Повторение – мать учения».
Опыт работы в школе показал, что необходимость в повторении знаний учащихся обусловлена многими причинами.
Во – первых, неизбежен процесс забывания, что приводит к утрате чёткости, уменьшению объёма знаний, к затруднениям и ошибкам.
Во – вторых, при возвращении к ранее изученному материалу, создаются предпосылки для получения новых знаний, прочного закрепления и углубления старых.
В – третьих, повторение даёт возможность учителю скоординировать работу по ликвидации пробелов в знаниях учащихся. В наше время ученику надо много знать и многое помнить, значит необходимо тренировать память.
Память – это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение того, что мы раньше воспринимали, переживали или делали. Если ребёнок, повторяя материал, просто открывает учебник и заново прочитывает всё по книжке – это пассивное повторение. Гораздо более высокий результат даёт активное повторение, когда человек пытается сам, никуда не заглядывая, вспомнить материал.
Человек учится, воспроизводит представления – этот процесс психической деятельности предшествует мышлению. Значение активного повторения в обучении огромно. К.Д. Ушинский давал такой совет учителям: не подсказывать нетерпеливо ученику, старающемуся припомнить материал, так как полезен сам процесс припоминания – то, что удалось припомнить самому ребёнку, будет в дальнейшем помниться хорошо и долго. Каждое новое повторное воспроизведение способствует лучшему запоминанию того, что было выучено раньше.
Так уроки русского языка можно начинать с «минутки повторения», которая является организационным моментом урока.
На каждом уроке школьники воспроизводят правила или термины из нового раздела русского языка. Например, в понедельник – это морфемика, во вторник – лексика, в среду – морфология, в четверг – орфография, в пятницу – синтаксис и пунктуация. Например, раздел морфемика:
Что такое корень? Что такое окончание? Что такое суффикс? Что такое приставка? Как отличить приставку от предлога?
На уроках математики «минутки повторения» включаются в устный счёт, где также берутся задания на ранее изученные темы.
Не обходятся без этих минуток и уроки ознакомления с окружающим миром. На каждом уроке мы обязательно вспоминаем то, что было пройдено давно и совсем недавно. Модным стало помещать на доску плакат «Это я знал давно», «Это я узнал недавно», «Это я хочу узнать».
Важным является то, что при повторном воспроизведении той или иной информации учащиеся учатся выделять существенное, обрабатывая второстепенное.
Повторение ставит ученика в условия, когда ему необходимо, осмыслив материал, выделить самое главное. Одновременно при активном повторении учебного материала, знания углубляются, расширяются, вырабатываются интеллектуальные умения и навыки.
Таким образом, обеспечивается необходимая прочность усвоения, устраняются причины появления пробелов в знаниях учащихся и создаются благоприятные условия для повышения эффективности изучения программного материала.
Дождикова В.Б, учитель начальных классов
Комментариев нет:
Отправить комментарий