среда, 11 декабря 2019 г.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПТИМИЗМ КАК ОСНОВА ГУМАНИСТИЧЕСКИХ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ

Учитель начальных классов: Винокурова О.Б.

Ключевые слова: воспитание, гуманизация, педагогический оптимизм, личность.
Анализируя различные процессы, происходящие в последнее время в обществе, можно отметить, что оно подошло к переломному этапу своего развития: происходит глубокая переоценка ценностей, прослеживаются тенденции гуманизации разнообразных сфер жизни и, в частности, образования. Гуманизация образования предполагает продвижение идей гуманизма в цели, содержание, формы и методы деятельности массовой школы, различных типов образовательных учреждений и других социальных институтов, в том числе семьи. Основу гуманизма составляет утверждение отношения к человеку как к высшей ценности бытия. Гуманизация образования - важнейший социально-педагогический принцип, отражающий современный общественный курс построения системы образования. Сегодня приоритетным направлением педагогики является "возвращение" к личности человека, ориентация педагогической деятельности на создание таких условий, которые бы способствовали свободному и гармоничному развитию личности ребенка. Именно в этом заключается суть принципа гуманизации образования. В.С. Безрукова раскрывает сущность данного принципа следующим образом: "Сущность принципа гуманизации состоит в очеловечивании отношений учащихся между собой и педагогами, в приоритетах человеческих ценностей над технократическими, производственными, экономическими, административными" [2].
На современном этапе развития страны особую актуальность приобретает проблема создания благоприятной среды для раскрытия и развития индивидуальных способностей, творческого потенциала ребенка, формирования целостной, всесторонне развитой личности и ее самореализации [1]. Становление такой личности является целью гуманистических воспитательных систем. Главная идея таких систем состоит в ориентации на личность ученика, его интересы и потребности. В основе всех гуманистических воспитательных систем лежит принцип педагогического оптимизма, авторство которого принадлежит                     А.С. Макаренко [3].

Во-первых, данный принцип предусматривает выражение доверия к воспитаннику, несмотря на его недостатки, возможные ошибки, проступки, плохие привычки и поведение. Школьники замыкаются, теряют веру в себя и свои силы, если им постоянно указывают на имеющиеся недостатки, неудачи или ошибки. Поэтому так важно поддерживать даже незначительные достоинства, успехи и достижения своих воспитанников, давать пережить им чувство радости, гордости за себя, верить в них.
Во-вторых, принцип педагогического оптимизма утверждает, что педагогически всегда выгоднее опираться на положительные качества и  интересы учеников. Естественно, что в характере каждого человека присутствуют положительные и отрицательные черты. Данный факт вытекает из всеми известного положения о "противоречивости" человеческой природы. Одной из задач педагога является достижение того, чтобы положительных качеств в воспитаннике было значительно больше чем отрицательных. Мудрые педагоги настойчиво ищут даже в плохо воспитанном ребенке те положительные качества, опираясь на которые можно добиться устойчивых успехов в формировании всех других, заданных целью воспитания качеств. Требования принципа опоры на положительное в воспитании просты: педагоги обязаны выявлять положительное в человеке и, опираясь на хорошее, развивать другие, недостаточно сформированные или отрицательно сориентированные качества, доводя их до необходимого уровня и гармонического сочетания. Рассматриваемый принцип связан с выбором ведущего звена в воспитательном процессе. Найти это звено в каждом конкретном случае - задача воспитателя [4]. Так если, например, у школьника есть пробелы в знаниях по литературе, но при этом он в совершенстве знает историю, то учитель должен использовать данное преимущество как точку соприкосновения для эффективного взаимодействия с учеником. Акцентируя внимание на имеющихся у ученика успехах преподаватель может донести до ребенка то, что последний способен добиться таких же по уровню, а возможно и больших результатов в других областях знаний и сферах деятельности.
В-третьих, важнейшим аспектом данного принципа является то, что воспитание осуществляется наиболее эффективно, когда создан комфортный морально-психологический климат. Действительно, взаимное уважение, поддержка в отношениях между воспитанниками и учителями является необходимым условием для реализации гуманизации. Гуманизацию учебно-воспитательного процесса невозможно представить без открытых и доверительных взаимоотношений между участниками процесса, без элементов сотрудничества, без взаимной ответственности. Благоприятная эмоциональная обстановка создает положительный воспитательный фон. Безусловно ведущая роль в установлении контакта, диалога с ребенком и в последующем развитии двухсторонних взаимоотношений принадлежит педагогу: первоначально именно учитель создает оптимистический климат, настроение жизнерадостности, устанавливает допустимые границы в общении. Спокойная, деловая атмосфера, взаимное уважение, чувство такта, проявление терпимого отношения друг к другу способствует развитию личностных качеств ребенка, а также его творческих и интеллектуальных способностей.
Одним из наиболее распространенных гуманных методов стимулирования поведения личности является метод поощрения. Поощрение - это способ выражения положительной оценки действий воспитанников. С помощью поощрения, одобрения можно закрепить положительные навыки, умения, привычки или поступки. Опытные педагоги поощряют детей, проектируя тем самым правильное поведение в будущем и внушая уверенность в возможность достижения высоких результатов.
Обобщая все вышесказанное, можно отметить, что успешному воспитанию подрастающего поколения способствует соблюдение следующих правил:
- в процессе воспитания необходимо создать благоприятную эмоциональную обстановку;
- в ходе педагогического процесса следует выявлять и опираться на положительные качества ученика;
- нужно отказаться от негативных форм воздействия на воспитанников, ущемляющих их гражданские права и унижающих достоинство личности;
- недопустимо сосредотачивать внимание на недостатках ребенка, его неудачах, проблемах в поведении.
Данные правила тесно взаимосвязаны с принципом педагогического оптимизма, лежащим в основе всех гуманистических воспитательных систем. Гуманизация учебно-воспитательного процесса характеризуется тем, что личность ребенка, его интересы, проблемы, потребности находятся в центре педагогического внимания. Гуманизация воспитания - многоаспектное явление, которое должно осуществляться на нескольких уровнях: в семье, в общественной системе и, конечно же, в практической образовательной деятельности педагогов. Только следуя этому и рассмотренным в данной работе принципам и правилам может быть реализована идея гуманистической направленности образования.
Использованные источники:
1. Ахметжанова Г.В. Технология формирования творческих качеств личности в современной образовательной среде // Вестник НовГУ. 2015. №5 (88) С.20-22.
2. Безрукова, В.С. Педагогика : учеб. для инженерно-педагогических специальностей / В.С. Безрукова. - Екатеринбург : Обл. Институт развития регионального образования, 1994. - 335 с.
3. Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса / Макаренко А.С. Педагогические сочинения: в 7 т.; ред. коллегия И.А. Каиров, Г.С. Макаренко, Е.Н. Медынский. – М.: Изд. АПН РСФСР, 1958. Т.5. –С. 9–98.
4. Подласый, И. П. Педагогика. Новый курс : учеб. для студ.пед.вузов: В 2 кн. Кн.2 : Процесс воспитания / И. П. Подласый. - М., 2004. - 256 с.

Комментариев нет:

Отправить комментарий