Учитель начальных классов: Винокурова О.Б.
Ключевые слова: воспитание, гуманизация, педагогический
оптимизм, личность.
Анализируя различные процессы, происходящие в
последнее время в обществе, можно отметить, что оно подошло к переломному этапу
своего развития: происходит глубокая переоценка ценностей, прослеживаются
тенденции гуманизации разнообразных сфер жизни и, в частности, образования.
Гуманизация образования предполагает продвижение идей гуманизма в цели,
содержание, формы и методы деятельности массовой школы, различных типов
образовательных учреждений и других социальных институтов, в том числе семьи.
Основу гуманизма составляет утверждение отношения к человеку как к высшей
ценности бытия. Гуманизация образования - важнейший социально-педагогический
принцип, отражающий современный общественный курс построения системы
образования. Сегодня приоритетным направлением педагогики является
"возвращение" к личности человека, ориентация педагогической
деятельности на создание таких условий, которые бы способствовали свободному и
гармоничному развитию личности ребенка. Именно в этом заключается суть принципа
гуманизации образования. В.С. Безрукова раскрывает сущность данного принципа
следующим образом: "Сущность принципа гуманизации состоит в очеловечивании
отношений учащихся между собой и педагогами, в приоритетах человеческих
ценностей над технократическими, производственными, экономическими,
административными" [2].
На современном этапе развития страны особую
актуальность приобретает проблема создания благоприятной среды для раскрытия и
развития индивидуальных способностей, творческого потенциала ребенка,
формирования целостной, всесторонне развитой личности и ее самореализации [1].
Становление такой личности является целью гуманистических воспитательных
систем. Главная идея таких систем состоит в
ориентации на личность ученика, его интересы и потребности. В основе всех
гуманистических воспитательных систем лежит принцип педагогического оптимизма,
авторство которого принадлежит А.С. Макаренко [3].
Во-первых, данный принцип
предусматривает выражение доверия к воспитаннику, несмотря на его недостатки,
возможные ошибки, проступки, плохие привычки и поведение. Школьники замыкаются, теряют веру в себя и
свои силы, если им постоянно указывают на имеющиеся недостатки, неудачи или
ошибки. Поэтому так важно поддерживать даже незначительные достоинства, успехи
и достижения своих воспитанников, давать пережить им чувство радости, гордости
за себя, верить в них.
Во-вторых, принцип педагогического оптимизма
утверждает, что педагогически всегда выгоднее опираться на положительные
качества и интересы учеников. Естественно, что в характере каждого человека
присутствуют положительные и отрицательные черты. Данный факт вытекает из всеми
известного положения о "противоречивости" человеческой природы. Одной
из задач педагога является достижение того, чтобы положительных качеств в воспитаннике
было значительно больше чем отрицательных.
Мудрые педагоги настойчиво ищут даже в плохо воспитанном ребенке те
положительные качества, опираясь на которые можно добиться устойчивых успехов в
формировании всех других, заданных целью воспитания качеств. Требования
принципа опоры на положительное в воспитании просты: педагоги обязаны выявлять
положительное в человеке и, опираясь на хорошее, развивать другие, недостаточно
сформированные или отрицательно сориентированные качества, доводя их до необходимого
уровня и гармонического сочетания. Рассматриваемый принцип связан с выбором
ведущего звена в воспитательном процессе. Найти это звено в каждом конкретном
случае - задача воспитателя [4]. Так если, например, у школьника есть
пробелы в знаниях по литературе, но при этом он в совершенстве знает историю,
то учитель должен использовать данное преимущество как точку соприкосновения
для эффективного взаимодействия с учеником. Акцентируя внимание на имеющихся у
ученика успехах преподаватель может донести до ребенка то, что последний
способен добиться таких же по уровню, а возможно и больших результатов в других
областях знаний и сферах деятельности.
В-третьих, важнейшим аспектом данного принципа является то, что
воспитание осуществляется наиболее эффективно, когда создан комфортный
морально-психологический климат. Действительно, взаимное уважение, поддержка в
отношениях между воспитанниками и учителями является необходимым условием для
реализации гуманизации. Гуманизацию учебно-воспитательного процесса невозможно
представить без открытых и доверительных взаимоотношений между участниками
процесса, без элементов сотрудничества, без взаимной ответственности.
Благоприятная эмоциональная обстановка создает положительный воспитательный
фон. Безусловно ведущая роль в установлении контакта, диалога с ребенком и в
последующем развитии двухсторонних взаимоотношений принадлежит педагогу:
первоначально именно учитель создает оптимистический климат, настроение
жизнерадостности, устанавливает допустимые границы в общении. Спокойная,
деловая атмосфера, взаимное уважение, чувство такта, проявление терпимого
отношения друг к другу способствует развитию личностных качеств ребенка, а
также его творческих и интеллектуальных способностей.
Одним из наиболее распространенных гуманных
методов стимулирования поведения личности является метод поощрения. Поощрение -
это способ выражения положительной оценки действий воспитанников. С помощью
поощрения, одобрения можно закрепить положительные навыки, умения, привычки или
поступки. Опытные педагоги поощряют детей, проектируя тем самым правильное
поведение в будущем и внушая уверенность в возможность достижения высоких
результатов.
Обобщая все вышесказанное, можно отметить,
что успешному воспитанию подрастающего поколения
способствует соблюдение следующих правил:
- в процессе воспитания необходимо создать благоприятную
эмоциональную обстановку;
- в ходе педагогического процесса следует выявлять и
опираться на положительные качества ученика;
- нужно отказаться от негативных форм воздействия на воспитанников,
ущемляющих их гражданские права и унижающих достоинство личности;
- недопустимо сосредотачивать внимание на недостатках
ребенка, его неудачах, проблемах в поведении.
Данные правила тесно взаимосвязаны с
принципом педагогического оптимизма, лежащим в основе всех гуманистических
воспитательных систем. Гуманизация учебно-воспитательного процесса
характеризуется тем, что личность ребенка, его интересы, проблемы, потребности
находятся в центре педагогического внимания. Гуманизация воспитания - многоаспектное
явление, которое должно осуществляться на нескольких уровнях: в семье, в
общественной системе и, конечно же, в практической образовательной деятельности
педагогов. Только следуя этому и рассмотренным в данной работе принципам и
правилам может быть реализована идея гуманистической направленности
образования.
Использованные источники:
1. Ахметжанова Г.В. Технология
формирования творческих качеств личности в современной образовательной среде //
Вестник НовГУ. 2015. №5 (88) С.20-22.
2. Безрукова, В.С. Педагогика : учеб. для
инженерно-педагогических специальностей / В.С. Безрукова. - Екатеринбург : Обл.
Институт развития регионального образования, 1994. - 335 с.
3. Макаренко А.С. Методика организации
воспитательного процесса / Макаренко А.С. Педагогические сочинения: в 7 т.;
ред. коллегия И.А. Каиров, Г.С. Макаренко, Е.Н. Медынский. – М.: Изд. АПН
РСФСР, 1958. Т.5. –С. 9–98.
4. Подласый, И. П. Педагогика. Новый курс :
учеб. для студ.пед.вузов: В 2 кн. Кн.2 : Процесс воспитания / И. П. Подласый. -
М., 2004. - 256 с.
Комментариев нет:
Отправить комментарий