Учитель начальных классов: Исакова Е.Н.
«То, что дети могут сделать вместе
сегодня,
завтра каждый из них сможет сделать
самостоятельно».
Л.
С. Выготского.
В настоящее время актуальным становится использование в
образовательном процессе приёмов и методов, которые формируют умение
самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение
выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Но, к сожалению, в системе образования
существует ряд проблем, связанных с тем, что школьники не всегда эффективно
могут применять приобретённые умения и знания в различных ситуациях. Дело
в том, что школу приходят дети с разной
познавательной активностью и учебной мотивацией. Зачастую родители не в
состоянии помочь ребенку в формировании таких компетенций, как компетенция
решения проблемы, информационная и коммуникативная. Проектная и
исследовательская деятельность как раз и предполагает такие этапы деятельности,
как поиск, переработка, систематизация информации, постановка и решение
проблемы. Однако полноценная проектная
деятельность не соответствует возрастным возможностям младших школьников.
Переносить способы работы из основной школы в начальную школу, не подготовив
для этого необходимую почву, неэффективно и, как правило, вредно.
Прообразом
проектной деятельности для младших школьников являются проектные задачи,
применение которых становится возможным, начиная с 1 класса. В условиях реализации
ФГОС, данная система имеет огромную образовательную ценность, так как учит
ребенка занимать и отслеживать позицию деятеля на всех этапах своей
практической деятельности: от момента постановки проблемы и цели до этапа
оценки результата.
Основная идея
системы проектных задач заключается в том, что, решая их, младший школьник
фактически осваивает основы способа проектирования, а это поможет в дальнейшем
содержательно и грамотно осваивать проектную деятельность как ведущую в
основной школе. Решение проектных задач
не только работает на перспективу, но и способствует более высокому уровню
усвоения программного содержания начальной школы, способствует формированию
умений действовать в нестандартных
ситуациях, видеть проблему и находить
пути её решения; ставить цели и достигать их; анализировать; планировать свою
деятельность; проявлять инициативу, сотрудничать; рефлексировать и другим
умениям.
По сути, всё, что я перечислила,
является Универсальными Учебными Действиями (УУД).
Личностные – определяют
ценности и смыслы учения.
Регулятивные –
организуют учебную деятельность.
Познавательные
– осуществляют процесс познания.
Коммуникативные
– обеспечивают процесс сотрудничества.
Проектная
задача направлена на выпускника, на современного молодого человека, которого
школа должна подготовить к адаптации в социальной жизни.
Что мы понимаем под термином «Проектная
задача»?
«Это система или набор заданий, направленных
на поиск лучшего пути достижения результата в виде реального «продукта», в ходе
решения которой, происходит качественное
самоизменение группы детей» (Воронцов А.Б).
В чём отличие ПРОЕКТНОЙ ЗАДАЧИ от
ПРОЕКТА?
Отличие проектной задачи от проекта
заключается в том, что для решения этой задачи школьникам предлагаются все
необходимые средства и материалы в виде набора заданий и требуемых для их
выполнения данных.
Обучающиеся решают проектную задачу, без
помощи учителя, находят свой путь решения задачи и приходят к результату
сообща. Таким образом, проявляются скрытые способности ребёнка.
Структура проектной задачи такова:
1 Этап: погружение в проектную задачу.
Учитель – описывает идею, в которой кроется проблема;
Дети – анализируют, ставят задачи, планируют работу для выполнения заданий.
Детям предлагается замысел проектной задачи.
Учитель рассказывает сюжетную ситуацию и задаёт провокационный вопрос:
Справятся ли ребята? На этом этапе происходит переформулирование замысла в
проблему. Проблемная ситуация должна быть такой, чтобы путей её преодоления,
возможных вариантов конечного «продукта» было несколько. Но не всякая проблема
заставляет человека действовать. Тема проекта дана в общих чертах, а дети её
должны обсудить, домыслить, может быть переформулировать и даже тему проекта
выбрать самостоятельно, чтобы было бы интересно работать.
2 Этап: организация деятельности.
Учитель выдаёт задания.
Дети – выполняют задания по инструкции и моделируют результаты.
Решение проектной задачи требует
коллективно-распределительной деятельности учащихся – работы в малых группах. У
детей проявляются умения (или неумения): планировать ход решения задачи,
распределять работу между членами группы, осуществлять взаимопомощь и
взаимоконтроль. На этом этапе происходит
вживание в ситуацию. Принятие, уточнение и конкретизация цели и задач,
решается, каким будет проектный продукт, что будет создано, чтобы цель проекта
была достигнута. Когда появилось чёткое представление о проблеме и ясна её
цель, ребята начинают планировать работу. Планирование представляет для многих
детей определённую трудность. Здесь нужно ребёнку помочь, а не планировать
вместо него. Каждая группа получает текст с заданиями, альбомный лист и набор
картинок. Дети работают самостоятельно. Учитель может помочь советом, если к
нему обратятся, как к эксперту, но ограничивает детей во времени. Лидер
распределяет между членами группы задания. Разработать план своего проекта
помогает памятка с вопросами. Отвечая на эти вопросы, ученики определяют
задачи, способы работы, выявляют имеющиеся и недостающие ресурсы.
Учитель наблюдает за тем, распределены ли
задания между учащимися адекватно их возможностям, каковы формы работы внутри
группы, оказывают ли ученики - «эрудиты» помощь, не возникают ли конфликтные
ситуации. По необходимости (по запросу учащихся) учитель оказывает
консультативную помощь каждой группе, подбадривает, указывает на мобильность
других групп. Ничто так не расширяет кругозор ребёнка, не воспитывает и не
сплачивает детский коллектив, как совместное дело – решение проектной задачи
3 Этап: осуществление деятельности.
Учитель предлагает итоговое задание.
Дети – выполняют итоговое задание (получение продукта).
Этот этап – кульминация всего учебного блока.
Учащиеся работают активно и самостоятельно: каждый в соответствии со своими
ролями и сообща. Консультируются по необходимости, «добывают» недостающие знания, подготавливают
презентацию результатов.
4 этап – презентация продукта и рефлексия.
Таким образом, в ходе решения системы
проектных задач у младших школьников (1-5 классы) могут быть сформированы
следующие способности:
- рефлексировать (видеть
проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось,
видеть трудности, ошибки);
- целеполагать (ставить и
удерживать цели);
- планировать (составлять план
своей деятельности);
- моделировать (представлять
способ действия в виде схемы-модели, выделяя все существенное и главное);
- проявлять инициативу при
поиске способа решения задачи;
- вступать в коммуникацию
(взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или
аргументировано отклонять точки зрения других).
Проектная задача глобально
работает на формирование УУД и направлена на выпускника, на современного
молодого человека, которого школа должна подготовить к адаптации в социальной
жизни. Решая проектную задачу, учащиеся видят реальное применение своих знаний,
понимают, как много, оказывается, они еще не знают и им предстоит узнать, у них
появляется чувство ответственности перед товарищами, так как, если кто-то из
них не выполнит часть своей работы, то пострадают все, и необходимый результат
не будет достигнут. Кроме того, они видят, что жизненные проблемы не имеют
только однозначного решения, вариантов может быть несколько, и в этом случае
проявляются творческие способности ребят. Готовясь к защите своего проекта,
ребята должны выстроить свое выступление так, чтобы оно было максимально
аргументированным, четким и логичным, что развивает, помимо логики и мышления,
культуру речи. То, что «открыто» самими детьми, требует меньших затрат на
отработку, и эти знания отличаются более высоким уровнем качества, чем
полученные традиционным преподаванием. В заключение хочется сказать, что
инновации могут быть успешными только при условии, если они носят системный
характер, затрагивают многие стороны образовательного процесса, вызывая
необходимость его модернизации в целом.
Источники информации:
1.
Воронцов, А. Б. Проектные задачи в начальной школе:
пособие для учителя / А. Б. Воронцов, В. М. Заславский, С. В. Егоркина. – 3-е
изд. – М.: Просвещение, 2012. – 176 с.
Комментариев нет:
Отправить комментарий