четверг, 30 ноября 2017 г.

Приёмы формирования фонематического слуха у учащихся начальных классов

Локтева Наталья Викторовна,
учитель начальных классов 
Фонетические знания и умения являются предпосылкой формирования всех 4 видов речевой деятельности: понимания, говорения, чтения и письма. Действительно, чтобы адекватно воспринимать слышимую речь, нужно иметь развитый фонематический слух, благодаря которому мы различаем слова по их звучанию. Под фонематическим слухом принято понимать тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка (Т.Б. Филичева). Фонематический слух отличается от физиологического слуха и является его составной частью.
Фонематический слух необходим не только для успешного обучения, но и для выработки орфографического навыка: в русском языке большое количество орфограмм связано с необходимостью соотнесения буквы с фонемой в слабой позиции. Навык чтения формируется у ребёнка только после овладения слиянием звуков речи в слоги и слова.
В работе по развитию фонематического слуха и фонематического восприятия младших школьников принято выделять следующие этапы:
  • упражнения в различении неречевых звуков;
  • упражнения в различении одинаковых звуков, слогов, слов, предложений, произносимых разным по высоте, силе и тембру голосом;
  • упражнения  в различении похожих звуков, слогов, слов, различающихся одним звуком;
  • упражнения, направленные на формирование и развитие навыков звукового анализа и синтеза.
 С первых уроков обучения грамоте учу  слышать и различать неречевые звуки, например: шум ветра, гул машин, журчание ручья, шелест листьев, щебетание птиц, лай собак.
Углубляя работу по развитию фонематического восприятия, учу  сначала различать звуки по твердости-мягкости, а затем по глухости-звонкости. Как правило, для того чтобы сформировать у детей понятие о твердости и мягкости согласных звуков, использую  и различные игровые персонажи, один из них «произносит» звук твердо, а другой – мягко; отрабатывается дифференциация звуков в слогах, словах. Буквы парные по мягкости и твёрдости мы в классе решили называть твёрдый – «Старшим братцем», мягкий –« Младшим братцем». Знакомя детей со звонкими и глухими согласными звуками, объясняю детям, что при произнесении звонких звуков «горлышко дрожит», и предлагаю, положив руку на переднюю поверхность шеи, произнести звонкий звук; а при произнесении глухих согласных звуков «в горлышке тихо», что тоже можно проверить, положив руку на шею и произнеся глухой звук. Для обозначения твердых и мягких, звонких и глухих согласных на ленте букв  введены  картинки-символы.
Работа по формированию навыков звукового анализа и синтеза включает несколько этапов. Дети делят слова на слоги, определяют количество звуков, их очередность, дают характеристику каждому звуку. Полезны упражнения по подбору слов с заданным количеством слогов, звуков, с заданной последовательностью звуков, дети подбирают слова к данным слоговым и звуковым схемам или готовые схемы к словам.
Приёмы и упражнения для формирования фонематического слуха:


Задания, направленные на тренировку артикуляционного аппарата и выработку правильного дыхания. В начале занятия проводится упражнения «Лошадка», «Грибок», «Улыбка», «Трубочка» и другие.
Задания, направленные на дифференциацию смешиваемых звуков.
•        На что похожи эти звуки?
•        Определение на слух пары звуков (работа с сигнальными карточками).
•        Шутки - чистоговорки.
Ал-ал-ал-пенал на пол упал,
•        Игра «Не торопись, подумай, что не так».
Серый вол (волк) в лесу ходит злой, голодный.
Задания, направленные на развитие языкового анализа и синтеза.
•        Игра «Скажи дальше».
Заяц скакал.
Заяц белый скакал.
Заяц белый скакал за лыком.
Заяц белый скакал за лыком зимой.
Заяц белый скакал по лесу за лыком зимой.
•        Выделите из текста предложение с определенным количеством слов.
•        Поднимите карточку с цифрой, которая соответствует количеству слов в предложении.
•        Составьте схему предложения.
•        Слово.
Разложите картинки (луна, астра, каша, ручка, мука) под определенным сочетанием гласных: А...А, У...А.
•        Выделите из предложения слова, состоящие из определенного количества слогов, букв.
•        Вставьте нужный слог (ма...на, ..шина).
•        Изменяя один звук слова, составьте новое слово (сом-сок, суп-сук, точка-бочка, балка-палка, макет-пакет).
•        Составьте слова из букв одного слова (машина - шина, Маша, ниша).
•        Добавьте звуки к слогу, чтобы получились новые слова: ли-(к), ли-(са), ли-(мон), ли-(сица).
•        Составьте цепочку слов так, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего.
•        Выделите из предложения, рассказа слова с заданным звуком.
Задания, направленные на корректировку грамматического оформления речи.
•        Измените слова по образцу
Листья березы – березовые листья
Нора лисы – лисья нора
Шаль бабушки – бабушкина шаль
Задания, направленные на предупреждение и устранение ошибок при чтении.
•        Найди неправильно написанную букву (о, а, р, э, q).
•        Отгадайте, какое это слово? (верхняя или нижняя половина слова закрывается листом бумаги).
•        Чтение и составление слов отличающихся одной буквой
плач - плащ
зачищать - защищать
чёлка - щёлка.
•        Наращивание слов
То - сто - стол - столб - столбик.
•        «Эхо».
Ученики читают вслед за учителем.
•        «Жужжащие чтение».
Чтение одновременно с учителем.
С помощью данных приемов и упражнений по развитию фонематического слуха ошибок при письме становится намного меньше.


Комментариев нет:

Отправить комментарий