Локтева Наталья Викторовна,
учитель начальных классов
Фонетические
знания и умения являются предпосылкой формирования всех 4 видов речевой
деятельности: понимания, говорения, чтения и письма. Действительно, чтобы
адекватно воспринимать слышимую речь, нужно иметь развитый фонематический слух,
благодаря которому мы различаем слова по их звучанию. Под
фонематическим слухом принято понимать тонкий, систематизированный слух,
позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка (Т.Б. Филичева).
Фонематический слух отличается от физиологического слуха и является его
составной частью.
Фонематический
слух необходим не только для успешного обучения, но и для выработки
орфографического навыка: в русском языке большое количество орфограмм связано с
необходимостью соотнесения буквы с фонемой в слабой позиции. Навык чтения
формируется у ребёнка только после овладения слиянием звуков речи в слоги и
слова.
В работе по
развитию фонематического слуха и фонематического восприятия младших школьников
принято выделять следующие этапы:
- упражнения
в различении неречевых звуков;
- упражнения
в различении одинаковых звуков, слогов, слов, предложений, произносимых
разным по высоте, силе и тембру голосом;
- упражнения
в различении похожих звуков, слогов, слов, различающихся одним звуком;
- упражнения,
направленные на формирование и развитие навыков звукового анализа и
синтеза.
С первых уроков обучения грамоте учу слышать и различать неречевые звуки, например:
шум ветра, гул машин, журчание ручья, шелест листьев, щебетание птиц, лай
собак.
Углубляя
работу по развитию фонематического восприятия, учу сначала различать звуки по твердости-мягкости,
а затем по глухости-звонкости. Как правило, для того чтобы сформировать у детей
понятие о твердости и мягкости согласных звуков, использую и различные игровые персонажи, один из них «произносит»
звук твердо, а другой – мягко; отрабатывается дифференциация звуков в слогах,
словах. Буквы парные по мягкости и твёрдости мы в классе решили называть твёрдый
– «Старшим братцем», мягкий –« Младшим братцем». Знакомя детей со звонкими и
глухими согласными звуками, объясняю детям, что при произнесении звонких звуков
«горлышко дрожит», и предлагаю, положив руку на переднюю поверхность шеи,
произнести звонкий звук; а при произнесении глухих согласных звуков «в горлышке
тихо», что тоже можно проверить, положив руку на шею и произнеся глухой звук.
Для обозначения твердых и мягких, звонких и глухих согласных на ленте букв введены картинки-символы.
Работа по
формированию навыков звукового анализа и синтеза включает несколько этапов.
Дети делят слова на слоги, определяют количество звуков, их очередность, дают
характеристику каждому звуку. Полезны упражнения по подбору слов с заданным
количеством слогов, звуков, с заданной последовательностью звуков, дети
подбирают слова к данным слоговым и звуковым схемам или готовые схемы к словам.
Приёмы и упражнения для формирования фонематического
слуха:
Задания, направленные на тренировку
артикуляционного аппарата и выработку правильного дыхания. В начале занятия проводится упражнения «Лошадка»,
«Грибок», «Улыбка», «Трубочка» и другие.
Задания, направленные на дифференциацию
смешиваемых звуков.
•
На что похожи эти звуки?
•
Определение на слух пары звуков (работа с сигнальными карточками).
•
Шутки - чистоговорки.
Ал-ал-ал-пенал
на пол упал,
•
Игра «Не торопись, подумай, что не так».
Серый вол
(волк) в лесу ходит злой, голодный.
Задания,
направленные на развитие языкового анализа и синтеза.
•
Игра «Скажи дальше».
Заяц скакал.
Заяц белый
скакал.
Заяц белый
скакал за лыком.
Заяц белый
скакал за лыком зимой.
Заяц белый
скакал по лесу за лыком зимой.
•
Выделите из текста предложение с определенным количеством слов.
•
Поднимите карточку с цифрой, которая соответствует количеству слов в
предложении.
•
Составьте схему предложения.
•
Слово.
Разложите
картинки (луна, астра, каша, ручка, мука) под определенным сочетанием гласных:
А...А, У...А.
•
Выделите из предложения слова, состоящие из определенного количества слогов,
букв.
•
Вставьте нужный слог (ма...на, ..шина).
•
Изменяя один звук слова, составьте новое слово (сом-сок, суп-сук, точка-бочка,
балка-палка, макет-пакет).
•
Составьте слова из букв одного слова (машина - шина, Маша, ниша).
•
Добавьте звуки к слогу, чтобы получились новые слова: ли-(к), ли-(са),
ли-(мон), ли-(сица).
•
Составьте цепочку слов так, чтобы каждое последующее слово начиналось с
последнего звука предыдущего.
•
Выделите из предложения, рассказа слова с заданным звуком.
Задания, направленные на корректировку
грамматического оформления речи.
•
Измените слова по образцу
Листья
березы – березовые листья
Нора лисы –
лисья нора
Шаль бабушки
– бабушкина шаль
Задания, направленные на предупреждение и устранение ошибок при чтении.
•
Найди неправильно написанную букву (о, а, р, э, q).
•
Отгадайте, какое это слово? (верхняя или нижняя половина слова закрывается
листом бумаги).
•
Чтение и составление слов отличающихся одной буквой
плач - плащ
зачищать -
защищать
чёлка -
щёлка.
•
Наращивание слов
То - сто -
стол - столб - столбик.
•
«Эхо».
Ученики
читают вслед за учителем.
•
«Жужжащие чтение».
Чтение
одновременно с учителем.
С помощью
данных приемов и упражнений по развитию фонематического слуха ошибок при письме
становится намного меньше.
Комментариев нет:
Отправить комментарий