вторник, 21 ноября 2017 г.

Урок по окружающему миру в 4 классе «Свойства воды и их использование»

Исакова Елена Николаевна,
учитель начальных классов,
                                                                                                                             МБУ" Школа № 5 "
Тема урока: Свойства воды и их использование.
Тип урока: Изучение нового материала.
Форма урока: Урок-исследование.
Образовательные технологии: игровая, ИКТ, метод исследования, элементы критического мышления.
Цель урока: Формирование знаний учащихся о свойствах воды и применении их в жизни человека.
Задачи:
  1. Сформировать у учащихся представления о свойствах воды, понятие о выталкивающей силе, понятие о законе сообщающихся сосудов;
  2. Развивать практические умения работать с лабораторным оборудованием, ставить опыты, вести наблюдение, делать выводы; решать экономические и жизненные задачи; умение работать в команде, в паре; адекватно оценивать свою работу и работу других.
  3. Воспитывать бережное отношение к водным богатствам нашей планеты, толерантное отношение к окружающим, гуманную, творческую, социально активную личность.
Оборудование:  компьютер, экран, сказочный герой «Капелька», карточки с названиями свойств воды, мишень, «патроны», таблицы, инструкции для проведения опытов, бейджи, халаты.
Оборудование для проведения опытов: Прибор сообщающихся сосудов, термометры, 8 стаканов с чистой холодной водой, 2 пустых стакана, 2 стакан с горячей водой, коробочка с солью, коробочка с сахаром, коробочка с глиной, 1 баночка гуаши, 2 листа бумаги, 2 шприца без иглы, 6 термометров, вата, 8 палочек или ложек.
 Ход урока
I. Организационный момент.
а) Эмоциональный настрой.
Залог хорошего настроения это  доброжелательная улыбка. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь своему соседу, соприкоснитесь пальчиками и пожелайте друг другу успеха. Готовы! Тогда начинаем наш урок.
 II. Проверка домашнего задания.
 - Какую тему изучали на прошлом уроке? (Свойства воздуха и их использование)
Какое задание вы выполняли дома?  (Выучить  свойства воздуха, сделать модели ветряного колеса, парашюта и планера)
а) Выставка поделок.
Какие свойства воздуха использует парашют, ветряное колесо, планер?
б) Индивидуальная работа по карточкам (1 группа)
в) Выполнение теста (2,3,4 группы) с сигнальными карточками.
Проблемная ситуация.  Представьте, что выбудете строить завод. Где лучше разместить завод, чтобы город меньше пострадал от вредных веществ.  Вот условные знаки:
            
                        Направление ветра
                                         


Лесополоса
Завод
Город




У.  Благодаря чему человек приобрёл такие знания?
Вывод: С тех пор, как у человека появился разум, успешный опыт каждого становился достоянием всего общества. Общественный опыт стал главным условием развития человека.
III. Актуализация знаний.
А теперь я вас приглашаю в научную лабораторию. На время урока вы станете маленькими учёными.
В нашей лаборатории работают четыре научные группы. Выберите в своих группах:
старшего научного сотрудника (проводит опыты) (ученик получает бейдж)
помощника (читает задание)
Все остальные – эксперты (наблюдают, делают записи)
А я буду руководителем ваших лабораторий.

а) Формулирование темы урока учащимися.
Тема научной работы заключена в загадке, предлагаю вам её разгадать:
Слайд 1.
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли, чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды –
Жить нельзя нам без…. (Воды)
б) Сообщение цели урока.
Сегодня мы будем говорить о воде, о её свойствах воды, о том, как человек использует эти свойства, чтобы плавали корабли, варились кисели и т.д.

III. Систематизация знаний.
а) Повторение ранее изученного (беседа)
- Для чего нужна вода живым организмам? (человек использует воду в быту, употребляет в пищу, вода – часть человека; растения без воды погибнут, животные пьют воду, рыбы живут в воде и т.д.)
- Какие природные явления связаны с переходом воды из одного состояния в другое?
(дождь, снег, туман, мороз, облака, тучи, испарение)

Слайды 2-7. У. Вся жизнь и деятельность человека, большинство явлений природы связаны с водой. Вода необходима для жизни всего живого на Земле. Наше тело состоит на 2/3 из воды. Тело животного наполовину состоит из воды.
Вода часть растений. Вода необходима для производства строительных материалов, красок, стекла, керамики. Вода содержит минералы, полезные для здоровья человека. Поэтому полезно пить минеральную, родниковую воду.
Вот какое огромное значение имеет вода в природе и в нашей жизни.


б) Работа над новым материалом.
Вода занимает ¾ поверхности земного шара.
Земли, включающая все воды, находящиеся в жидком, твёрдом и газообразном состояниях называется Гидросферой. Вспомните, какие свойства мы уже исследовали в предыдущих классах?
На доске появляется запись: (ответы детей)
Три состояния воды: газообразное, жидкое, твёрдое)
Бесцветная. Прозрачная. Без запаха. Текуча. Не имеет формы
Как человек использует эти свойства? (в быту)
А сейчас я готова с вами поспорить.

в) Создание проблемной ситуации.
1 противоречие. Вода солёная, мутная, красная, ароматная.
Вы согласны со мной?  (Да) Мы только что с вами утверждали, что вода (показываю на запись -  бесцветная), а теперь говорим совершенно  обратное. Возникло противоречие.
2 противоречие. Может ли вода течь вверх? (Нет)
Тогда как же она поднимается на 5 этаж? Опять противоречие.
3 противоречие.
Ответьте, железо тонет? (Да). Тогда почему корабль не тонет в воде? Это происходит, благодаря удивительным свойствам воды. Так давайте же, исследуем эти свойства.
Физминутка.
IV. Исследование свойств воды:
а) Правила работы в группе: 1. Уметь не только слушать, но и слышать.
2. Каждый высказывает свое мнение. 3. Каждый выслушивает мнение товарища.
4. Каждый умеет защищать свой выбор. 5. Придя к общему мнению, умейте его доказать.

б) Правила работы в лаборатории: Слайд 8 1. Запрещается пробовать на вкус любые вещества; 2. С осторожностью определить запах; 3. Сыпучие вещества разрешается брать только ложкой или палочкой. 4. Что не понятно, спроси у учителя.

д) Практическая работа (исследование).  Работа в группах. После проведения опытов, группы делают выводы и рассказывают о своих результатах.
Опыт №1 (1 группа)
Проблема: Почему крупинки сахара исчезают в воде?
Цель: доказать, что вода хороший растворитель.
Инструкция по проведению опыта. Набери в ложку сахар и положи в стакан с водой, размешай. То же проделай с солью в другом стакане. Что произошло с сахаром, солью? Как человек использует это свойство? Вывод.

Опыт № 2   (2 группа)
Проблема: Как загрязнённую воду снова сделать чистой?
Цель: доказать, что воду можно очищать от примесей (фильтровать)
Инструкция по проведению опыта.
1. Палочкой разведи немного глины в воде. То же самое сделай с красками. Что ты увидел? 2. Возьми бумагу и сделай кулёчек. Вставь готовый кулёчек в пустой стакан. Положи на дно кулёчка вату. Налей в кулёк с ватой воду с глиной. Что ты увидел?
3. То же проделай с подкрашенной водой. Что ты увидел? Как человек использует это свойство воды. Вывод.

Опыт № 3     (3 группа)
Проблема: Если в шприц закачивать воду через маленькое отверстие, поршень будет выходить из шприца, несмотря ни на какие преграды. Почему это происходит?
Цель: доказать, что вода не сжимается.
Инструкция по проведению опыта № 3.
Набери в шприц воды. Зажми отверстие для иглы пальцем и, не отпуская пальца, осторожно дави на поршень. Что ты наблюдаешь? Как человек использует это свойство?     Вывод.
Опыт № 4
Проблема: Что заставляет крышку кастрюли греметь и подпрыгивать, когда она стоит на огне? Почему бутылка с водой при замораживании лопается?
Цель: Доказать, что вода при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается.
Инструкция по проведению опыта:
Положи термометр в стакан с горячей водой. Что произошло со столбиком термометра? Переложи термометр в стакан с холодной водой.  Что ты наблюдаешь?  Почему бутылка с водой при замораживании лопается? Где человек использует это свойство? Вывод.

Опыт № 5 (показывает учитель)
Цель: Доказать, что вода обладает выталкивающей силой.
Что происходит с грузом?
(он растягивает резинку под действием силы ли веса)
Что произошло с грузом, когда поместили его в банку с водой? (Груз вытеснил из стакана равный ему объём воды. Резинка растягивается слабее)
Какой можно сделать вывод? (На гирю действует выталкивающая сила).

Опыт № 6 (показывает учитель)
Цель: Доказать закон сообщающихся сосудов.
Что произошло с водой в сообщающихся сосудах? (Во всех сосудах её стало поровну)
Если направить на воду ещё одну силу, например атмосферное давление или подсоединить одну трубку к водонапорной башне, то вода будет подниматься одинаково во всех открытых сосудах. По закону сообщающихся сосудов устроены водопроводные трубы в наших квартирах.

Результаты исследований фиксируются в таблицу:
№ п/п
Свойства воды
Как человек использует свойства воды
1
Растворимость

2
Фильтрация

3
При нагревании расширяется

4
При охлаждении сжимается

5
Несжимаемость

6
Текучесть


Первичное закрепление по учебнику. (Стр. 83, статья № 1, статья 2)
Физминутка для глаз.
Закрепление в игровой форме
  1. Блиц-опрос (фронтальный опрос): Что заставляет воду подниматься на этаж дома, в котором ты живёшь?
Что произойдёт с банкой консервов, если её, не вскрывая, поставить разогреваться на плиту?
Почему корабль не тонет в воде?
Какие приспособления позволяют людям использовать силу текущей воды?
  1. Экономическая задача: В квартире неисправен кран, из которого за час вытекает 1 стакан воды. Сколько чистой воды вытечет за неделю?
  2. Соображай-ка
На каком рисунке Мише удастся наполнить ведро, когда он отпустит палец

Комментариев нет:

Отправить комментарий