суббота, 21 октября 2017 г.

Словарная работа на уроках русского языка как средство повышения орфографической грамотности

Учитель начальных классов: Подобедова О.Ю.

Знакомство со словарными словами начинаю с первого класса. Так на страницах азбуки, в учебниках математики, предмета «Окружающий мир» можно встретить такие слова как: корова, сорока, малина и др.  – однако, в силу возраста детей понятие словарные слова не вводится. В этот период обучения своим ребятам на уроках письма, чтения предлагаю такие задания:
- из предложенных слогов вставьте подходящий, слова запишите:
 ..рова, ..рона,  .. рока.
 Во, со, ко
При знакомстве ребят с новым словом пользуюсь алгоритмом по его введению.
1-й этап      Представление слова
Ребята могут самостоятельно определить новое слово:
·        с помощью  загадки
Стоишь на белой ножке
 На веточках серёжки
 Нас соком угощаешь.
 Тебя всегда узнаешь.(берёза)
·        демонстрацию картинки с изображением предмета.
·        разгадывание ребуса, шифровки, шарады.        
Мышление учащихся начальных классов носит наглядно-образный характер, поэтому я обратила внимание на зрительное запоминание слов. 
·        Одним из приёмов, представления и  запоминания, является:
 метод графических ассоциаций.
Суть данного метода в том, что запоминаемая буква зашифровывается в виде графического образа – картинки. 

2-этап Лексическое значение слова.
Заменить предложение 1 словом.
3-этап Повторное чтение слова орфографически,  орфоэпически и запись его в словарик.
 На этом этапе можно предложить ребятам стихотворные «запоминалки-рифмовки».
Берёза так была бела,
Что буква е из слова «белый»
К ней незаметно перешла
И уходить не захотела.       
В дальнейшем вся работа направлена на закрепление правописания словарного слова. На этом этапе применяются различные виды работы:
·        Игра
·        Творческая работа
·        Поисковая работа
·        Задание на внимание
Многие задания  дают возможность для взаимообучения, так как предполагают групповые формы работы, работу в парах
Поэтому моя работа по закреплению правописания словарных слов   направлена на накопление, систематизацию и применение этих различных видов работы.
1 Лексические упражнения
         В связи с изучением грамматики проводятся лексические упражнения, т.е. дети объясняют значения слов как прямые, так и переносные, выясняют многозначность слов, составляют с ними словосочетания и предложения.
·        Приѐм «создание свободной ассоциации» – процесс творческий. Ценность этого приёма является наличие у каждого словарного слова своего ассоциативного образа.
г_А.зета - бум_А.га,
к_А.рман - дыр_А.,
к_О.нцерт - н_О.та,
·         К  словарным словам  подбираем синонимы и антонимы.
·        Многообразие переносных значений слов хорошо показать на  примерах:
Золотое сердце.
Золотые руки.
Золотой человек.
         Чтобы яснее было различие в значениях подобных слов, к ним подбирают синонимы.                                      
 Золотое, доброе сердце.
Золотые, умелые руки.
Золотой, хороший человек
·        Традиционно использую тематические кроссворды

2. Упражнения для формирования фонетических понятий.
1. Игра «Догадайся, что за слово»
Раздаю карточки - таблицы, на которых написаны  буквы нужного слова
Предлагаю выполнить это задание в парах     
О
О
О
О
О
О
О
О
О
О

2. Игра   «Угадай слово».
Показываю карточки, на которых написан первый или  последний  слог нужного слова. Учащиеся записывают составленные слова.
ГО (город, горох, гореть, горизонт).
НИЦА (учительница, ученица, пшеница, лестница)
3.  Орфографические упражнения.
         Большое значение придаю работе над составом слова. В результате этого совершенствуется умение распознавать и подбирать однокоренные слова, развивается умение точно употреблять в письменной речи словарные слова с приставками и суффиксами. Эти умения вырабатываются путем разнообразных упражнений. 
·        Образование родственные слова.
·        Подбор слов к данным схемам.
∩;   ∩^□;  ¬∩
·        Нахождение различий однокоренных слов и форм одного и того же слова.
·        Нахождение  в тексте однокоренных слов.
4 Морфологические упражнения   являются частью работы над словарными
словами.
·        Выборочная работа со словарём
·        Работа с крылатыми выражениями
·        Подбор однокоренные слов разных частей речи.
Например: адрес (адресный, адресок, адресовать; ветер ( ветерок, ветреный, обветрить).
4 Синтаксические упражнения
В процессе синтаксических упражнений тоже работаю со словарными словами, включая их в задания.
·        Предлагаю ребятам со словарными словами составить  предложения, различные по цели высказывания.
Сегодня вечером будет праздник.
Сегодня вечером будет праздник?
Сегодня вечером будет праздник!
·        Составить предложения со словосочетаниями.       
Высокую эффективность развития орфографической грамотности  показал  метод  орфографического чтения.
Облегчают запоминание словарных слов и небольшие рассказы с их использованием. 
В городе Орооло есть огород, где растёт горох. К воротам огорода ведёт хорошая дорога. На воротах сидят ворона и сорока, воробей и соловей. Они охраняют огород от коровы, которая даёт молоко.
Как известно, запоминается то, что чаще мелькает перед глазами. Поэтому для своих ребят я разработала такой приём работы, который назвала «Солнечные лучики». 
Солнышко собираем из 5-7 лучиков. На протяжении некоторого времени они размещаются в классе на доске. После этого дети пишут словарный диктант с использованием этих слов.
Настоящим открытием для меня стала игра «Изографы».

Изографы- это слова, которые изображены буквами, изображение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь.
Задачей ребенка является составление слова из найденных в изографе букв, зарисовка изографа, составление своего изографа.  Задания такого вида предлагаются для работы в группе.
 Конечно, такая работа требует от учителя затрата сил, времени, наличие наглядного материала. Поэтому работу над словарными словами я планирую и на занятиях по внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС «Грамотейке».
Видя первые результаты моих учеников, с уверенностью можно сказать, что я иду в правильном направлении.


Комментариев нет:

Отправить комментарий