Учитель начальных классов: Дождикова В.Б.
Любая непосредственная образовательная деятельность,
не связанная с движением, является тяжелой нагрузкой на организм школьников.
Происходит утомление. Накапливаясь, оно может перерасти в переутомление и стать
причиной нервных расстройств.
Взрослые должны предупредить возникновение утомления
у учеников. Одним из самых эффективных
способов предупреждения утомления и улучшения общего состояния учащихся
считаются физические упражнения, так
называемые физкультминутки.
Учащимся нравятся несложные упражнения,
сопровождающиеся стихами. Главное, чтобы движения были просты, доступны и
интересны. Они должны быть достаточно интенсивными, влиять на многие группы
мышц. В последнее время в начальной школе все чаще проводятся электронные и
анимационные физкультминутки. Они интересны и разнообразны по сюжету, удачно
вписываются в содержание уроков. Здоровый и неутомленный школьник активен, он
быстрее и легче включается в учебную деятельность.
Танцевальные.
Они выполняются под музыку. Движения
учащихся в одних физкультминутках произвольны: все танцуют, как умеют. Другие
физкультминутки требуют четкого исполнения элементов.
Физкультурно-спортивные. Это традиционная гимнастика, которая
выполняется строго под счет, с равномерным чередованием вдохов и выдохов. Упражнения
включают бег, прыжки, приседания, ходьбу на месте.
Подражательные. Можно предложить учащимся изобразить движения и
звуки машин, паровозиков, животных, движения лягушек, обезьянок, кузнечиков,
пчел и т.д.
Двигательно-речевые.
Учащиеся хором читают небольшие веселые стихи и одновременно выполняют
соответствующие тексту движения.
Мимические.
Выполняются упражнения мимической гимнастики. Например: Вытянуть губы
трубочкой. Растянуть губы как можно шире. Сделать удивленные глаза. Зажмурить
глаза как можно сильнее. Подвигать нижней челюстью вправо, влево. Поднять, опустить
брови, сморщить лоб. Сделать лицо добрым и веселым. Сделать лицо удивленным и
радостным. Свести и развести брови. Сильно прищурить глаза — широко открыть
глаза. Растянуть губы в широкой улыбке, а затем поджать их. Вытянуть шею, а
затем опустить. Плечи максимально свести и развести. Обнять себя руками,
погладить плечи и улыбнуться.
Пример. Двигательно-речевая физкультминутка «Солнце». Представьте себя солнышком. Ночь
подходит к концу. Солнышко еще сладко спит. Сторож месяц отправился отдыхать и
по пути постучался к солнышку, чтобы разбудить его. Услышало солнышко, что в
дверь постучали. Открыло свои глаза, а за окошком темно. Не хочется вставать. Солнышко
зевнуло и снова крепко закрыло свои
глазки. Хочется ему еще поспать, но пора вставать: надо будить землю. Солнышко
потянулось и встало с кровати. Умыло глазки, щечки, ушки. Расчесало свои
золотые лучики. Лучики распрямились, ярко засияли. Солнышко выкатилось на небо.
Вдохнуло свежий воздух и улыбнулось.
В конце хотелось бы вспомнить слова К.Д. Ушинского:
«Дайте ребенку немного подвигаться, и он вознаградит вас снова десятью минутами
живого внимания, а десять минут живого внимания, когда вы смогли их
использовать, дадут вам в результате больше целой недели полусонных занятий».
Комментариев нет:
Отправить комментарий