четверг, 10 ноября 2016 г.

Организация различных форм работы с логическими задачами.

          Учитель начальных классов:   Подобедова О.Ю.                                                                                                

Основная работа для развития логического мышления должна вестись с задачей. В любой задаче заложены большие возможности для развития логического мышления. Так, при решении задачи ученик выполняет анализ: отделяет вопрос от условия, выделяет искомые и данные числа; намечая план решения, он выполняет синтез, пользуясь при этом конкретизацией (мысленно рисует условие задачи), а затем абстрагированием (отвлекаясь от конкретной ситуации, выбирает арифметические действия); в результате решения задач ученик обобщает знание связей между данными в условии задачи.
Нестандартные логические задачи – отличный инструмент для такого развития.
Наибольший эффект при этом может быть достигнут в результате применения различных форм работы над задачей:
1. Объяснение готового решения задачи (повторный анализ - это путь к выработке твердых знаний по математике).
2. Представление ситуации, описанной в задаче и ее моделирование:
а) с помощью отрезков. Например:
_________Б_________Б_________Б_______
Бом выше Бима, Бим выше Бама. Кто из гномов выше всех?
б) с помощью рисунка. Например:
На грядке сидели 6 мышек. К ним подбежали ещё 3. Кот подкрался и схватил одну. Сколько мышек осталось на грядке?

в) с помощью чертежа. 
3. Решение задач с помощью таблицы.
4.
 Построение дерева возможностей.
От Бабы –Яги До Кощея ведут 3 дороги, а от Кощея до Кикиморы – 4 дороги. Сколькими способами можно дойти от Бабы- Яги до Кикиморы, если надо зайти к Кощею.
Кощей
Кикимора
6. Объяснение хода выполнения решения задачи, используя слова “если не…,то”.
7. Самостоятельное составление задач учащимися.
8. Решение задач с недостающими или лишними данными.
Работа над задачей с недостающими и лишними данными воспитывает у детей привычку лучше осмысливать связи между искомым и данными.
В первом букете ромашки. Это на 12 ромашек больше, чем во втором букете. Сколько ромашек в двух букетах.
Что ещё можно спросить?
9. Постановка или изменение вопроса задачи.
Такие упражнения помогают обобщению знаний о связях между искомым и данными, при этом дети устанавливают, что можно узнать по определенным данным.
10. Использование приема сравнения задач и их решений.
11. Закончить решение задачи.
12. Составление аналогичной задачи с измененными данными.
Существует несколько приемов поиска решения задач, способствующих формированию и развитию логического мышления младших школьников.
Прием 1.
- О чем спрашивается в задаче? 
- Берем любые два данных. Задаем вопрос: “ Зная это… и это…, что можно найти?” 
- Что достаточно знать, чтобы ответить на вопрос задачи? 
- Отвечаем на вопрос, выбираем ответ, приближающийся на ответ задачи. 
- Получаем ответ и грамотно оформляем его.
Прием 2.
- Подумай, что обозначает в задаче каждое число.
- Выбери форму краткой записи (таблица, схема, чертеж, знаковая, и т.д.) 
- Найди в задаче пары чисел связанных между собой.
- Что можно узнать по этим данным.
- Составь из данных пар чисел выражения. 
- Запиши пояснения к этим выражениям.
- Отбери выражения, которые нужны для решения задачи. 
- Определи порядок их записи и действия.
- Выбери способ записи решения задачи ( выражением, уравнением, по действиям, с пояснением, с вопросами)
- Реши задачу другим способом или составь обратную, с целью проверки. 
- Правильно и подробно запиши ответ. 
           Важнейшей задачей математического образования является вооружение учащихся общими приемами мышления, пространственного воображения, развитие способности понимать смысл поставленной задачи, умение логично рассуждать, усвоить навыки алгоритмического мышления. Каждому важно научиться анализировать, отличать гипотезу от факта, отчетливо выражать свои мысли, а с другой стороны - развить воображение и интуицию (пространственное представление, способность предвидеть результат и предугадать путь решения). Именно математика предоставляет благоприятные возможности для воспитания воли, трудолюбия , настойчивости в преодолении трудностей, упорства в достижении целей.


Комментариев нет:

Отправить комментарий