Проблема
развития внимания является актуальной на протяжении всего обучения ребёнка в
школе, но наиболее значима она в начальной школе, когда идёт формирование всех
познавательных процессов. Особую актуальность обозначенная проблема приобретает
и в условиях реализации ФГОС НОО. Одним из требований ФГОС является планомерное
и целенаправленное формирование у учащихся универсальных учебных действий
(УУД). Умение быть внимательным отнесено
к познавательным УУД. Внимание как личностное качество востребовано при
формировании и регулятивных УУД (способности
ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать
и оценивать свои достижения), и коммуникативных УУД (умения
слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать
свое мнение). В данной статье
рассмотрим, как можно способствовать развитию внимания.
Нередко родители, приводя ребенка в школу,
говорят учителю: «Он у нас такой невнимательный, часто отвлекается, вертится,
ничего не слышит с первого раза». Количество детей с синдромом
дефицита внимания с каждым годом возрастает. На первый взгляд, не очень
значительная, проблема внимания может стать основной причиной неуспеваемости и
«потянуть» за собой целый ряд других проблем.
Что
же такое «внимание»? Это сосредоточение
деятельности ребенка на объектах, имеющих для него определённую значимость.
Непроизвольное и произвольное – вот основные виды внимания. Если непроизвольное
внимание – это внимание биологическое и возникает как бы сама собой, без
сознательных волевых усилий, то произвольное внимание - продукт социальный. Оно
формируется у детей только в общении со взрослыми. Развитие произвольного
внимания у маленького человека вначале поможет ему достигать целей,
поставленных перед ним взрослыми, а затем и тех, которые он самостоятельно для
себя определит.
Внимание - основа любой интеллектуальной деятельности.
Опытному и знающему педагогу понятно, как нужно построить свою работу с
ребенком, чтобы сделать его успешным учеником. Чем выше уровень развития
внимания, тем выше эффективность обучения. К сожалению, процесс обучения не
всегда является для ребенка увлекательным и непринуждённым, поэтому он должен уметь управлять своим вниманием, для этого
необходимо его тренировать. Ребёнок сам ещё не может заставить себя быть
внимательным, ему необходима помощь взрослого. Достичь хороших результатов в
учёбе при обучении в условиях ФГОС НОО можно только при хорошем развитии уровня
внимания учеников. Развитию внимания способствует сама технология формирования
УУД – проживание учащимися таких этапов урока, как целеполагание, решение
проектных и творческих задач, оценивание, качественная рефлексия. Действия
целеполагания сразу же мобилизуют внимание учащихся, которое и дальше будет
поддерживаться в течение урока. Чтобы при изучении нового материала внимание
детей не ослабевало, решение учебных
задач должно опираться на жизненный опыт учащихся, их интерес, на включение
обучающихся в активные виды продуктивной деятельности. Развитию внимания
способствует самооценивание, взаимооценивание, рефлексия о достигнутых на уроке
результатах.
Внимание можно совершенствовать, улучшать при регулярном использовании тренировочных упражнений на уроках и внеурочной деятельности в начальной школе. Решение проблемы развития внимания будет эффективным только при постоянной систематической работе педагога, направленной на внедрение в учебный материал упражнений, развивающих отдельные свойства внимания. Подобные упражнении необходимо вводить в уроки регулярно, сочетая их с темой и общими задачами. Это могут быть не только основные предметы, но и физкультура, трудовое обучение, музыка, рисование. Форма организации работы по развитию внимания может быть различной: групповая, работа в парах, индивидуальная. В зависимости от типа упражнения оно должно соответственно занимать своё место в определённой части урока: в организационном моменте, на этапе повторения и закрепления знаний, физминутке или итоге урока.
Необходимо и родителям знать, как
помочь сыну или дочери преодолеть эту проблему. Родительская помощь может
состоять в организации совместных игр, способствующих развитию внимания. Такие
игры можно проводить дома, используя самый простой материал.
Предлагаем
вам описание некоторых игр:
- Предложите своему ребенку посмотреть на таблицу, где записаны слова, содержащие от 4 до 9 букв, и попросите его записать их. Если в слове, которое он запомнил больше 5 букв, то ребёнок выиграл. Пусть он получит приз. (В процессе тренировок количество букв увеличивается. Время, на которое открывается табличка, наоборот сокращается от 1 до 0,5 секунды.)
- Аналогично для более старших детей можно предложить работу с предложениями, содержащими от 5 до 15 букв. Например: Я бегу. Дай мне. Дым идет. Двор чист. И т.д. по возрастающей.
- Начертите на листе бумаги «шахматку» 3 на 3 клеточки, разместите на ней в произвольном порядке цифры от 1 до 9. Обязательно дайте ребёнку инструкцию: нужно как можно быстрее показать и назвать цифры в порядке убывания или возрастания.
- Игра «Муха». Перед ребёнком лежит лист, расчерченный на клеточки. По этому полю летает муха, она может двигаться вверх, вниз, вправо, влево. Вы даёте команды, а ребёнок мысленно двигает муху по полю в нужном направлении. Делать это надо мысленно, водить пальчиком по полю нельзя. Через несколько ходов спросите: «Где сейчас муха?» (Если ребёнку трудно, пусть для начала помогает себе, делая движения в воздухе.) Начните с поля в 16 клеточек, постепенно увеличивая его.
- Выложите перед ребенком на столе в ряд несколько предметов или мелких игрушек. Пусть он их запомнит, пока вы считаете до 5, затем закроет глаза. Вы тем временем переставите местами игрушки, уберёте / добавите одну. По команде «открыть глаза» ребёнок должен определить, что изменилось.
- Хорошо применять упражнения на прорисовку достаточно сложных, но повторяющихся узоров. Это задание потребует от ребёнка выполнения нескольких последовательных действий: анализ каждого элемента узора, правильное его воспроизведение, удержание последовательности в течение некоторого времени. Узоры нужно изображать на клетчатой бумаге.
А можно дать ребёнку возможность
«проверить» ваш узор, в котором вы намеренно допустили какую-то ошибку. При
этом у ребенка обязательно должен быть образец.
- Сейчас, когда почти в каждой семье есть компьютер, следующее задание не составит родителям большого труда.
- Среди
буквенного текста «спрятались» слова, необходимо их найти и подчеркнуть:
бсолнцеитранвстолрюджыметокнопрстырозагпщрыбай
и т.д.
- Находить и
подчеркивать какую-то одну букву в тексте или наборе букв (например, только А
или К), затем задание усложнять – одну букву подчеркнуть, а другую вычеркнуть.
- Очень хорошо использовать задания типа: «Найди отличия в 2-х похожих картинках».
- Следующее задание занимательного характера. От одного предмета к другому ведут запутанные линии. Необходимо определить, где чей подарок, кто где живет, кто что кушает. Первоначальное количество пар 5-8. Сначала можно разрешить детям помогать себе карандашом или пальчиком, а затем переходить к слежению только глазами.
Практика
показывает, что дети с большим интересом и старанием относятся к таким
заданиям. Через некоторое время в результате использования подобных игр призыв
к ребёнку «быть внимательным» способен вызвать у него состояние концентрации
внимания на нужном объекте. Для развития внимания учителю необходимо создавать
оптимальные условия обучения, которые сформулируем в виде советов
коллегам-педагогам:
·
Нe
допускайте, чтобы ребенок скучал во время занятии. Если ребенку весело учиться,
oн учится лучше. Интерес - лучшая из мотиваций, он делает детей по-настоящему
творческими личностями и дает им возможность испытывать удовлетворение от
интеллектуальных занятий!
·
Повторяйте упражнения. Развитие умственных
способностей ребенка определяется временем и практикой. Если какое-то
упражнение не получается, сделайте перерыв, вернитесь к нему позднее или
предложите ребенку более легкий вариант.
·
Не проявляйте излишней тревоги по поводу
недостаточных успехов и недостаточного продвижения вперед или даже некоторого
регресса.
·
Давайте ребёнку только одно задание на
определённый отрезок времени, чтобы он мог его завершить.
·
Будьте терпеливы, не спешите, не давайте ребенку
задания, превышающие его интеллектуальные возможности.
·
В занятиях с ребенком нужна мера. Не заставляйте
ребенка делать упражнение, если он вертится, устал, расстроен; займитесь чем-то
другим. Постарайтесь определить пределы выносливости ребенка и увеличивайте
длительность занятий каждый раз на очень небольшое время. Предоставьте ребенку
возможность иногда заниматься тем делом, которое ему нравится.
·
Дети плохо воспринимают строго
регламентированные, повторяющиеся, монотонные занятия. Поэтому, при проведении
занятий лучше выбирать игровую форму.
·
Поощряйте ребёнка за все виды деятельности,
требующие концентрации внимания (рисование узоров, выкладывание пазлов,
чтение…).
·
Развивайте в ребенке навыки общения, дух
сотрудничества и коллективизма; научите ребенка дружить с другими детьми,
делить с ними успехи и неудачи: все это ему пригодится в социально сложной
атмосфере общеобразовательной школы.
·
Избегайте неодобрительной оценки, находите слова
поддержки, чаще хвалите ребенка за его терпение, настойчивость и т.д. Никогда
не подчеркивайте его слабости в сравнении с другими детьми. Формируйте у него
уверенность в своих силах.
·
Поддерживайте четкий режим дня.
·
Оберегайте ребёнка от утомления, оно приводит к
снижению самоконтроля.
·
Давайте ребёнку возможность расходовать
избыточную энергию, ему полезна ежедневная физическая активность на свежем
воздухе – длительные прогулки, спортивные занятия.
В
соответствии с профессиональным стандартом педагога учитель должен быть готов к
принятию разных детей, вне зависимости
от их реальных учебных возможностей, в том числе и детей с дефицитом внимания.
Профессиональная установка на оказание помощи учащимся в развитии внимания потребует от учителя педагогического мастерства и творчества.
Литература
1.Алборова К. А. Развитие
внимания средствами легкоатлетических упражнений // Молодой ученый. — 2013. —
№5. — С. 654-656.
2.Асмолов А.Г., Бурменская Г.В.,
Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в
начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / Под ред. А.Г.
Асмолова. — М.: Просвещение, 2008.
3.Волкова Т. Н. Развитие памяти и
внимания. - М., 2006.
4.Гаяьперин
П.Я. Экспериментальное формирование внимания. - М.; Педагогика, 1974.
5.
Кикоин Е. И. Младший школьник: возможности изучения и развития внимания. – М.:
Академия,
1998.
Комментариев нет:
Отправить комментарий