вторник, 10 мая 2016 г.

Развитие внимания младших школьников.

Проблема развития внимания является актуальной на протяжении всего обучения ребёнка в школе, но наиболее значима она в начальной школе, когда идёт формирование всех познавательных процессов. Особую актуальность обозначенная проблема приобретает и в условиях реализации ФГОС НОО. Одним из требований ФГОС является планомерное и целенаправленное формирование у учащихся универсальных учебных действий (УУД). Умение быть внимательным  отнесено к познавательным УУД. Внимание как личностное качество востребовано при формировании и регулятивных УУД (способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения),  и коммуникативных УУД (умения слушать и слышать собеседника, обосновывать  свою позицию, высказывать свое мнение).  В данной статье рассмотрим, как можно способствовать развитию внимания.
            Нередко родители, приводя ребенка в школу, говорят учителю: «Он у нас такой невнимательный, часто отвлекается, вертится, ничего не слышит с первого раза». Количество детей с синдромом дефицита внимания с каждым годом возрастает. На первый взгляд, не очень значительная, проблема внимания может стать основной причиной неуспеваемости и «потянуть» за собой целый ряд других проблем.
            Что же такое  «внимание»? Это сосредоточение деятельности ребенка на объектах, имеющих для него определённую значимость. Непроизвольное и произвольное – вот основные виды внимания. Если непроизвольное внимание – это внимание биологическое и возникает как бы сама собой, без сознательных волевых усилий, то произвольное внимание - продукт социальный. Оно формируется у детей только в общении со взрослыми. Развитие произвольного внимания у маленького человека вначале поможет ему достигать целей, поставленных перед ним взрослыми, а затем и тех, которые он самостоятельно для себя определит.
            Внимание  - основа любой интеллектуальной деятельности. Опытному и знающему педагогу понятно, как нужно построить свою работу с ребенком, чтобы сделать его успешным учеником. Чем выше уровень развития внимания, тем выше эффективность обучения. К сожалению, процесс обучения не всегда является для ребенка увлекательным и непринуждённым, поэтому он должен  уметь управлять своим вниманием, для этого необходимо его тренировать. Ребёнок сам ещё не может заставить себя быть внимательным, ему необходима помощь взрослого. Достичь хороших результатов в учёбе при обучении в условиях ФГОС НОО можно только при хорошем развитии уровня внимания учеников. Развитию внимания способствует сама технология формирования УУД – проживание учащимися таких этапов урока, как целеполагание, решение проектных и творческих задач, оценивание, качественная рефлексия. Действия целеполагания сразу же мобилизуют внимание учащихся, которое и дальше будет поддерживаться в течение урока. Чтобы при изучении нового материала внимание детей не ослабевало,  решение учебных задач должно опираться на жизненный опыт учащихся, их интерес, на включение обучающихся в активные виды продуктивной деятельности. Развитию внимания способствует самооценивание, взаимооценивание, рефлексия о достигнутых на уроке результатах.
          
  Внимание можно совершенствовать, улучшать при регулярном использовании тренировочных упражнений на уроках и внеурочной деятельности в начальной школе. Решение проблемы развития внимания будет эффективным только при постоянной систематической работе педагога, направленной на внедрение в учебный материал упражнений, развивающих отдельные свойства внимания. Подобные упражнении необходимо вводить в уроки регулярно, сочетая их с темой и общими задачами. Это могут быть не только основные предметы, но и физкультура, трудовое обучение, музыка, рисование. Форма организации работы по развитию внимания может быть различной: групповая, работа в парах, индивидуальная. В зависимости от типа упражнения оно должно соответственно занимать своё место в определённой части урока: в организационном моменте, на этапе повторения и закрепления знаний, физминутке или итоге урока.
              Необходимо и родителям знать, как помочь сыну или дочери преодолеть эту проблему. Родительская помощь может состоять в организации совместных игр, способствующих развитию внимания. Такие игры можно проводить дома, используя самый простой материал.
Предлагаем вам описание некоторых игр:
  • Предложите своему ребенку посмотреть на таблицу, где записаны слова, содержащие от 4 до 9 букв, и попросите его записать их. Если в слове, которое он запомнил больше 5 букв, то ребёнок выиграл. Пусть он получит приз. (В процессе тренировок количество букв увеличивается. Время, на которое открывается табличка, наоборот сокращается от 1 до 0,5 секунды.)
  • Аналогично для более старших детей можно предложить работу с предложениями, содержащими от 5 до 15 букв. Например: Я бегу. Дай мне. Дым идет. Двор чист. И т.д. по возрастающей.
  • Начертите на листе бумаги «шахматку» 3 на 3 клеточки, разместите на ней в произвольном порядке цифры от 1 до 9. Обязательно дайте ребёнку инструкцию: нужно как можно быстрее показать и назвать цифры в порядке убывания или возрастания.
  • Игра «Муха». Перед ребёнком лежит лист, расчерченный на клеточки. По этому полю летает муха, она может двигаться вверх, вниз, вправо, влево. Вы даёте команды, а ребёнок мысленно двигает муху по полю в нужном направлении. Делать это надо мысленно, водить пальчиком по полю нельзя. Через несколько ходов спросите: «Где сейчас муха?» (Если ребёнку трудно, пусть для начала помогает себе, делая движения в воздухе.) Начните с поля в 16 клеточек, постепенно увеличивая его.
  • Выложите перед ребенком на столе  в ряд несколько предметов или мелких игрушек. Пусть он их запомнит, пока вы считаете до 5, затем закроет глаза. Вы  тем временем переставите местами игрушки, уберёте / добавите одну. По команде «открыть глаза» ребёнок  должен  определить, что изменилось.
  • Хорошо применять упражнения на прорисовку достаточно сложных, но повторяющихся узоров. Это задание потребует от ребёнка выполнения нескольких последовательных действий: анализ каждого элемента узора, правильное его воспроизведение, удержание последовательности в течение некоторого времени. Узоры нужно изображать на клетчатой бумаге.


А можно дать ребёнку возможность «проверить» ваш узор, в котором вы намеренно допустили какую-то ошибку. При этом у ребенка обязательно должен быть образец.


  • Сейчас, когда почти в каждой семье есть компьютер, следующее задание не составит родителям большого труда.
- Среди буквенного текста «спрятались» слова, необходимо их найти и подчеркнуть:
бсолнцеитранвстолрюджыметокнопрстырозагпщрыбай
и т.д.
- Находить и подчеркивать какую-то одну букву в тексте или наборе букв (например, только А или К), затем задание усложнять – одну букву подчеркнуть, а другую вычеркнуть.
  • Очень хорошо использовать задания типа: «Найди отличия в 2-х похожих картинках».
  • Следующее задание занимательного характера. От одного предмета к другому ведут запутанные линии. Необходимо определить, где чей подарок, кто где живет, кто что кушает. Первоначальное количество пар 5-8. Сначала можно разрешить детям помогать себе карандашом или пальчиком, а затем переходить к слежению только глазами.
Практика показывает, что дети с большим интересом и старанием относятся к таким заданиям. Через некоторое время в результате использования подобных игр призыв к ребёнку «быть внимательным» способен вызвать у него состояние концентрации внимания на нужном объекте. Для развития внимания учителю необходимо создавать оптимальные условия обучения, которые сформулируем в виде советов коллегам-педагогам:
     
·          Нe допускайте, чтобы ребенок скучал во время занятии. Если ребенку весело учиться, oн учится лучше. Интерес - лучшая из мотиваций, он делает детей по-настоящему творческими личностями и дает им возможность испытывать удовлетворение от интеллектуальных занятий!
·         Повторяйте упражнения. Развитие умственных способностей ребенка определяется временем и практикой. Если какое-то упражнение не получается, сделайте перерыв, вернитесь к нему позднее или предложите ребенку более легкий вариант.
·         Не проявляйте излишней тревоги по поводу недостаточных успехов и недостаточного продвижения вперед или даже некоторого регресса.
·         Давайте ребёнку только одно задание на определённый отрезок времени, чтобы он мог его завершить.
·         Будьте терпеливы, не спешите, не давайте ребенку задания, превышающие его интеллектуальные возможности.
·         В занятиях с ребенком нужна мера. Не заставляйте ребенка делать упражнение, если он вертится, устал, расстроен; займитесь чем-то другим. Постарайтесь определить пределы выносливости ребенка и увеличивайте длительность занятий каждый раз на очень небольшое время. Предоставьте ребенку возможность иногда заниматься тем делом, которое ему нравится.
·         Дети плохо воспринимают строго регламентированные, повторяющиеся, монотонные занятия. Поэтому, при проведении занятий лучше выбирать игровую форму.
·         Поощряйте ребёнка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (рисование узоров, выкладывание пазлов, чтение…).
·         Развивайте в ребенке навыки общения, дух сотрудничества и коллективизма; научите ребенка дружить с другими детьми, делить с ними успехи и неудачи: все это ему пригодится в социально сложной атмосфере общеобразовательной школы.
·         Избегайте неодобрительной оценки, находите слова поддержки, чаще хвалите ребенка за его терпение, настойчивость и т.д. Никогда не подчеркивайте его слабости в сравнении с другими детьми. Формируйте у него уверенность в своих силах.
·         Поддерживайте четкий режим дня.
·         Оберегайте ребёнка от утомления, оно приводит к снижению самоконтроля.
·         Давайте ребёнку возможность расходовать избыточную энергию, ему полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе – длительные прогулки, спортивные занятия.
В соответствии с профессиональным стандартом педагога учитель должен быть готов к принятию разных детей, вне зависимости от их реальных учебных возможностей, в том числе и детей с дефицитом внимания. Профессиональная установка на оказание помощи учащимся в развитии внимания   потребует от учителя   педагогического мастерства и творчества.       
Литература

1.Алборова К. А. Развитие внимания средствами легкоатлетических упражнений // Молодой ученый. — 2013. — №5. — С. 654-656.
2.Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008.
3.Волкова Т. Н. Развитие памяти и внимания. - М., 2006.
4.Гаяьперин П.Я. Экспериментальное формирование внимания. - М.; Педагогика, 1974.
5. Кикоин Е. И. Младший школьник: возможности изучения и развития внимания. – М.:

Академия, 1998. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий