Учитель начальных классов: Бакшаева Э.А
Формирование логического мышления – это важная
составная часть педагогического процесса. Помочь в полной мере проявить свои
способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал — одна
из основных задач современной школы. Успешная реализация этой задачи во многом
зависит от сформированности у учащихся логического мышления.
Нестандартные задачи требуют
повышенного внимания к анализу условия и построения цепочки взаимосвязанных
логических рассуждений. Приведу примеры таких задач, ответ на которые
необходимо логически обосновать:
1.
В коробке лежат 5 карандашей: 2 синих и 3 красных.
Сколько карандашей надо взять из коробки, не заглядывая в не, чтобы среди них
был хотя бы 1 красный карандаш?
2.
Батон разрезали на 3 части. Сколько сделали разрезов?
3.
Бублик разрезали на 4 части. Сколько сделали разрезов?
4.
Четыре мальчика купили 6 тетрадей. Каждому мальчику
досталось не меньше одной тетради. Мог ли купить какой – нибудь мальчик 3
тетради?
Нестандартные задачи вводят уже с 1
класса. Использование таких задач расширяет математический кругозор младших
школьников, способствует математическому развитию и повышает качество
математической подготовленности.
Предлагая учащимся нестандартные
задачи, мы формируем у них способность выполнять логические операции и
одновременно развиваем их. Критерием отбора таких задач является их учебное
назначение; соответствие теме урока или серии уроков. Такие задачи можно решать
и при объяснении нового материала, и при закреплении пройденного.
Например: 1 класс.
1.
У Оли было орехов больше 3, но
меньше 7. Сколько орехов было у Оли? (4,5,6)
2.
Бабушка дала Серёже журнал «Ералаш» со 2
номера по 8. Сколько журналов у него?(7)
3.
Расставить 6 книг на две полки так,
чтобы на одной было на 2 книги больше, чем на другой.(4 и 2)
4.
В люстре 5 лампочек. Через некоторое время 3
лампочки перегорели. Сколько лампочек придется заменить?
1. На веревке завязали 4 узла так, что
концы веревки остались свободными. На сколько частей разделилась веревка? (на
5)
2. В коробке умещается 10 красных и 6 синих
бусинок. Какие бусинки мельче: красные или синие? (красные)
3. В парке 4 зеленых и коричневые скамейки.
Зеленых скамеек больше. Сколько скамеек каждого цвета? (3 зеленые и 1
коричневая)
4. Петя и Паша живут в девятиэтажном доме. Петя
живет выше Паши. Паша живет в квартире на 7 этаже. На каком этаже живет Петя?
(на 8 или 9)
3 класс.
1. Незнайка посадил 50 горошин. Из
каждого десятка не взошло 2 горошины. Сколько всего семян не взошло? (10 семян)
2. Кусок проволоки 12 см согнули так, что
получилась рамка. Какими могут быть стороны рамки? (12 : 2 = 6, значит 3 и 3, 5
и 1, 4 и 2)
3. Нина написала четырехзначное число.
Вычла 1 и получила трехзначное число. Какое число написала Нина? ( 1000 – 1 ==
999 )
4. Женя решил прогуляться и пошел по левому
берегу ручья. Во время прогулки он 3 раза перешел ручей. На левом или на правом
берегу находится Женя? (на правом )
4 класс.
1. Незнайка решил искупаться. Он
разделся, сложил одежды и поплыл. « Сейчас переплыву реку три раза и оденусь, и
пойду домой». Как вы думаете, нашел ли Незнайка свою одежду? Объясни ответ.
(нет, т.к. три раза это значит оказаться на другом берегу ).
2. К числу 5 приписать справа и слева цифру 5.
Во сколько раз увеличилось число? ( в 111 раз )
3. Анна — дочь Марии. Мария — дочь Светланы. Кем
приходится Светлана Анне? ( бабушка )
4. Каждая из девочек Саша и Маша пошли
в кино с мамой. Сколько человек пошли в кино? ( или 3, или 4)
Также, на уроках
математики, для развития логического мышления, используют различные задания:
логические цепочки, магические квадраты, задачи в стихах, головоломки,
математические загадки, кроссворды, геометрические задания со счётными
палочками, логические задачи со временем, весом, комбинаторные задачи.
Комментариев нет:
Отправить комментарий