четверг, 28 января 2016 г.

Учебный диалог как средство формирования коммуникативных навыков

Учитель начальных классов: Локтева Наталья Викторовна
Почему меня заинтересовала эта тема?
Сегодня уже стали общеупотребительными слова о том, что у детей необходимо развивать  универсальные учебные действия, среди которых особенно выделяют коммуникативные навыки. Под этими навыками подразумевают хорошо развитую речь, умение вести диалог, работать в группе, высказывать свою точку зрения  и отстаивать её, принимать чужую точку зрения.  Я до определённого времени была уверена, что  формирую у учащихся эти навыки. А как может быть иначе? Ведь я постоянно вела работу по развитию речи, а значит, была уверена, что смогу вывести детей на уровень  свободного общения в диалоге. Но при всём этом я получала следующие результаты: активность учащихся в диалоге была  низкой, отсутствовала самостоятельность в суждениях. 
Прослушав курс лекции по данной теме, я поняла. Что всё это время развивала речь детей. А нужно было развивать речевую деятельность. Давайте сравним два понятия: «развитие речи», «развитие речевой деятельности». Как бы вы их охарактеризовали. Видите ли вы общее и различное в их содержании?
Развитие речи (обогащение словарного запаса; работа над употреблением синонимов, антонимов; обучение построению различных типов текста устных, письменных - описание, рассуждение, повествование).
Речевая деятельность - форма коммуникативно - общественной деятельности (вербального общения) представляющая собой взаимодействие людей при помощи речи.
А вот теперь согласитесь, коллеги, что наше привычное развитие речи - это лишь способ и средство реализации речевой деятельности.
А вот вам и ответ, чтобы учащиеся имели развитую речь, умели работать в группе, высказывали свою точку зрения  и отстаивали её, принимали чужую точку зрения, нужно учить их вести учебный диалог.
Учебный диалог - это одна из составляющих технологии диалогового обучения. В основе моего опыта лежат теоретические положения доктора психологических наук, профессора Каминской Маргариты Владимировны  о типологии учебного диалога; доктора психологических наук, профессора, ведущего научного сотрудника Психологического института РАО Цукерман Галины Анатольевны об организации учебной работы детей, формирующих умение учиться.
По Маргарите Владимировне  Каминской различают следующие  типы учебного диалога:
-диалог беседа (учитель в роли героя - действователя);
- диалог – диспут (учитель в роли героя – помощника);
- диалог – дискуссия (учитель герой – побудитель).
Последний диалог это диалог высшего уровня. В нём различают следующие виды:
-диалог продуктивного непонимания (диалог оценочного характера);
- диалог продуктивного действия (преобразование действием).
В своей работе я часто использую диалог  продуктивного непонимания.  Ставлю такие учебные задачи, которые заставляют детей сомневаться, не принимать всегда на веру слова взрослого или сверстника, спорить с ним, спорить  с учебным материалом, который изучается. Иными словами «продуктивно не понимать», оценивать себя – ЧТО и ПОЧЕМУ  я не понимаю и не знаю.
Учебную задачу ставлю таким образом, чтобы она помогла ученику выйти за пределы его знаний. А принять учебную задачу - это значит отказаться  от  старого способа действия, поиск нового.  Галина Анатольевна Цукерман  «Учебная задача - это всегда новая задача, в которой невозможно воспроизвести какой – либо привычный стереотип действия». Чтобы организовать полноценную учебную деятельность, школьники, по словам Василия  Васильевича Давыдова должны систематически  решать учебные задачи. В ходе учебных задач и возникает учебный диалог. Учебный диалог  можно вести в любом классе на любом предмете. Дети овладевают знаниями на любом уроке (русского языка, математики, литературного чтения и окружающем др.) через речевую деятельность (внутреннюю или внешнюю), составляющим компонентом, которого является учебный диалог.   Диалог – это особая среда, в которой многие учащиеся чувствуют себя раскрепощено и комфортно. В дружественной, принимающей атмосфере они обогащают друг друга новыми мыслями, раскрывают свой творческий потенциал, личностно развиваются.
Обучение учащихся ведению учебного диалога включает в себя 3 этапа:


1       1 этап - обучение учащихся постановке вопросов
С этой целью используются задания – ловушки. Пример На доске записано число. Я проговариваю его орфографически      « Шестнадцатое декОбря – проверочное слово «кобра». И выдерживает паузу. Или вопрос «Какое слово длиннее «кит» или «акула»?
А также использую задачи, не имеющие решения. Пример: В период обучения грамоте я прошу поставить пальчик на схему, подходящую к слову «кот» может быть и другое слово, а в учебнике данной схемы нет. Часть детей «слушаются»: ставят пальчик  на какую – нибудь схему. Другие отказываются  от выполнения задания, сообщают мне, что подходящей схемы нет. Очень важно, чтобы ученик отказался от решения учебной задачи и начал искать новый способ решения этой задачи. Например, предложить  построить новую схему.  Обучать детей отказу от выполнения невыполнимых заданий хорошо в группе, а не в одиночку. На уроках так же использую задачи с недостающими данными.  Здесь ученики должны не только отказаться от выполнения, но и задать вопрос для выяснения недостающих данных. Пример: В период обучения грамоте ставлю следующую учебную задачу «Я задумала слово. Оно начинается на букву М.  Какой первый звук моего слова?» Ответить на этот вопрос однозначно невозможно, так как неизвестна следующая буква. Детям придётся запросить информацию у меня  об этой букве, то есть запросить недостающую информацию. Этап обучению детей умению ставить вопросы является для ребёнка мотивирующим.    « Эти задания развивают потребность в «умном спрашивании».  Возраст учащихся начальных классов самый благоприятный для подхватывания  и развития  стремления спрашивать. Детская вопросительность мотивированна естественным образом, эту мотивацию нужно укреплять. Я считаю, что современной школе нужны учащиеся не «хорошо отвечающие», а «хорошо спрашивающие».
2       2этап - обучение учащихся работе в парах, группах
Обучение детей умению работать в парах, группах  я начинаю с организации совместных действий. Особое внимание детей обращаю на  умение не только слушать друг друга, но и слышать. Пары и группы могут быть постоянного и сменного состава.  С 1 класса стараюсь создать атмосферу доверия в паре и группе.  Равноправный диалог возможен только в обстановке доброжелательности.  Для установления доверительных эмоциональных связей использую различные игры и приёмы. Уже с первых дней учу детей продуктивному взаимодействию друг с другом: учу смотреть друг на друга во время диалога,  высказывать свою точку зрения «Я думаю, что ..»,  учу соглашаться  или возражать  «Я  с тобой согласен (не согласен) потому что…», а также учу использовать  знаки согласия и несогласия при помощи пальцев(«+», «-»).  Практически никогда не спешу оценивать ответы и действия детей, а обращаюсь к  учащимся с просьбой оценить ответ товарища.  Стараюсь высказывать своё мнение как равноправный участник диалога «Пожалуй, соглашусь с вами!  «Мне бы хотелось уточнить…» и др. При обучении детей  умению работать в парах и группах внимательно наблюдаю за взаимодействием детей, выделяю удачные и конфликтные способы  построения взаимодействия.  Прошу детей,  работавших наиболее слаженно и содержательно, продемонстрировать свой стиль работы.  Постепенно, вместе с учащимися  выстраиваются  правила работы в группе, последовательность работы. Учащиеся рассказывают, что им понравилось в работе пары (группы), что они хотели бы использовать в работе своих групп. Разбор не результата работы, а хода взаимодействия – одно из правил групповой работы.
3       этап - обучение учащихся ведению групповой и общеклассной дискуссии.
Этот этап хорошо реализуется в 3 и 4 классах, когда многие учебные задачи учащиеся вполне способны решать самостоятельно. Класс делится на группы разными способами. Нецелесообразно создавать группы с рядом сидящими детьми: и без того они общаются и сотрудничают между собой. В каждой  группе собираются ученики с разным уровнем знаний, с разным темпераментом и характером, которые заданную проблему рассматривают с разных точек зрения. Тем самым появляется возможность самореализации каждого ученика.
Эта работа проводится  мною  поэтапно, при этом в содержание каждого следующего этапа обучения входит  содержание предыдущего, но на более высоком уровне.
1 класс
-Обучение умению задавать вопросы учителю, запрашивая недостающую информацию (разграничение области знания и незнания – первичная рефлексия);
-работа в парах: диалог учащихся между собой при выполнении совместных действий;
-обучение устному высказыванию: элементарное рассуждение.
   2 класс
- Обучение умению задавать вопросы учителю, товарищам;
- работа в парах: планирование совместных действий, само - и взаимооценка;
- работа в группах по 3-4 человека по поводу совместного решения учебной задачи (под руководством учителя);
- обучение связному устному (рассуждение) и письменному высказыванию (описание, повествование)                     
 3 класс
-Самостоятельная постановка вопросов по содержанию учебной проблемы;
-работа в парах по решению учебной задачи: планирование, выполнение, контроль и оценка совместных действий, само- и взаимооценка;
-самостоятельная работа в группах по поводу решения учебной задачи;
-обучение связному высказыванию (рассуждение, высказывания смешанного типа)
 4 класс
-Работа в группах, самостоятельный диалог учащихся между собой по поводу решения учебной задачи (планирование, распределение ролей, выполнение, контроль и оценка совместных действий);
- ведение групповой, общеклассной дискуссии;
- устный монолог-рассуждение, монолог-доказательство

Предложенная последовательность работы над учебным диалогом  – не догма, она подвижна в зависимости от особенностей ваших учеников и особенностей вашей профессиональной деятельности.
Диалог как своеобразный коммуникативный навык приходится проектировать  многопланово, многовариантно.  Ход диалога непредсказуем и может не соответствовать задуманному учителем. Поэтому при подготовке к уроку важно составлять не план урока и проект. Проект должен быть прогностичным – в идеале должен предвидеть все возможные сценарии разворачивания событий. В центре проекта – деятельность учащихся, а не учителя.
Используя  учебный диалог в работе со своими  учащимися, я добилась положительных результатов. Прежде всего, на уроках  исчезли страх и безразличие, у детей появился интерес к учёбе, они стали активными участниками учебного процесса. Сильный ученик старается  сделать как можно больше, а слабый тянется за ним, сильный учит «слабого». Детям очень нравится групповая форма работы, работа в парах. Мои учащиеся становятся  «не хорошо отвечающими», а «хорошо спрашивающими».







Комментариев нет:

Отправить комментарий