воскресенье, 22 ноября 2015 г.

Активизация познавательной деятельности обучающихся начальных классов, способствующая формированию познавательных УУД через игровую деятельность на уроках русского языка.

      Из опыта работы учителя начальных классов
МБУшколы №5 г.о. Тольятти 
Дождиковой Вероники   Борисовны.
             
Начальная школа – наиболее ответственный период в жизни человека. В начальной школе закладывается то, что будет развиваться и укрепляться с возрастом. 
Основные задачи каждого урока, в контексте введения ФГОС: общекультурное и личностное развитие; развитие познавательных мотивов, инициативы и интересов учащихся; формирование умения учиться;развитие     коммуникативной компетентности.                                                                                                     
Работать над активизацией познавательной деятельности - это, значит, формировать положительное отношение школьников к учебной деятельности, развивать их стремление к глубокому познанию изучаемых предметов. Формирование познавательной активности возможно при условии, что деятельность, которой занимается ученик, ему интересна. Элементы занимательности выступают как  важнейшее средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках.
Игры на уроках русского языка.
Огромные возможности для развития творческой познавательной активности ребят, самореализации, самовыражения имеет русский язык, который содержит задания, направленные на развитие этих качеств. Учебный материал русского языка организует познавательную деятельность учащихся, систематизирует знания, формирует орфографические навыки, развивает речь, способствует нравственному и эстетическому воспитанию. Лучшему усвоению материала на уроках русского языка способствуют средства наглядности, опорные схемы, таблицы. Большое значение на уроках русского языка в развитии познавательной активности имеют загадки, пословицы, скороговорки, игры, стихи. Все эти формы,  которые я применяю на уроках русского языка, помогают в развитии мышления, сообразительности, воображения, обогащают речь и память детей.
Использование на уроках русского языка тематических кроссвордов помогают повысить грамотность учащихся, развивать у них интерес к предмету, активизировать внимание, разнообразить урок. В своей работе широко использую загадки.
Особый интерес у ребят появляется, если они эти задания выполняют не в простой тетради, а на красочных рисунках или фигурках в виде листков деревьев, огурчиков, картинки деревца, т.е. в зависимости от того, с какой темой переплетается задание. Все это позволяет заинтересовать детей значением изучаемых слов, обогащая словарный запас и формировать осознанный навык написания и правильного употребления трудных слов в устной и письменной речи.
До поступления в школу ведущим видом деятельности ребенка была игра. С началом систематического обучения в школе на смену приходит учебная деятельность. Но все же игра не утрачивает своей актуальности, она становится не только средством, но и одной из форм обучения младших школьников.
Однако игра  должна служить средством развития интереса к предмету, поэтому при ее организации придерживаюсь следующих требований:
1) Правила игры должны быть простыми, точно сформулированными. Материал игры должен быть посилен для всех детей.
2) Дидактический материал должен быть прост и по изготовлению, и по использованию.
3) Игра интересна в том случае, если в ней участвует каждый ребенок.
4) Подведение результатов игры должно быть справедливым и четким.
Следует помнить, что основная цель проведения игр на уроках русского языка - обучающая, поэтому игра должна быть посильной и обязательно служить максимальной активизации мыслительной деятельности учеников, для чего стараюсь, как можно чаще разнообразить, менять условия, правила социальных отношений, которые получает ребенок в ролевой нестандартной ситуации.
       Игра помогает формированию фонематического восприятия слова, обогащает ребенка новыми сведениями, активирует мыслительную деятельность, внимание, а главное - стимулирует речь. В результате чего у детей появляется интерес к русскому языку. Не говоря уже о том, что дидактические игры по русскому языку способствуют формированию орфографической зоркости младшего школьника.
    Игры  провожу на разных эта­пах урока. В начале урока цель игры - ор­ганизовать и заинтересовать детей, стиму­лировать их активность. В середине урока дидактическая игра должна решить задачу  усвоения темы. В конце урока игра  носит поисковый характер, используется для закрепления материала.
Разные игры помогают формировать УУД
«Игра в слова».
Участники игры работают в группах. Ведущий определяет тему, например: весёлые неодушевлённые слова. Первый игрок произносит «Цирк», второй «радость», третий «Смех» и т.д. игра движется по кругу до тех пор, пока слова не иссякнут.
                                                                        (формирую коммуникативные УУД)
 Игра «Снежинка».
(помогает формировать познавательные, регулятивные и коммуникативные УУД)
Работа в парах. На парте у учащихся лежат ёлочки, на которых написаны слова. Снежинка упала на слово и растаяла вместе с буквой.  Нужно вставить пропущенные буквы в словах: к.лючая, б.льшая, з..лёная, ч..десная, пуш..стая.  
 Игра «Раскрашивание».
Использую при подготовке к описанию природы (тема «Имя прилага­тельное»). Учащимся предлагаю две репродукции: сначала черно-белая, за­тем цветная. Ребята «раскрашивают» чёрно-белую репродукцию, затем срав­нивают её с цветной.
 Наиболее часто на уроках использую загадки, ребусы, шарады, логогрифы, анаграммы, метаграммы и кроссворды. Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение. А творческая деятельность, по мнению ученого, делает человека существом, обращенным к  будущему, созидающим и  видоизменяющим свое настоящее.
Для реализации этой идеи я использую приемы создания сказки, которые позволяют развивать творческое начало моих учеников «учиться быть писателями». Техника фантастических гипотез.

(Приём даёт возможность работать над формированием  регулятивных, познавательных УУД)
 Суть этого приема заключается в постановке вопроса:
 — Что было бы, если…?
 Что было бы, если бы все люди стали волшебниками ? 
Что было бы, если бы игрушки ожили?
Что было бы, если бы деревья умели говорить?                                                                                                  
Что было бы, если бы люди, живущие на нашей планете, перестали улыбаться?
Игра «Сказка по цепочке»
Класс разбивается на небольшие группы по 5–7 человек. В группах каждый ученик пишет начало сказки и передает по цепочке. Затем пишется продолжение сказок и снова передается по цепочке. В результате в группе будет столько сказок, сколько в ней человек. После написания выбирается лучшая сказка в каждой из групп (по мнению ее членов), и продукт коллективного творчества предъявляется всему классу.
Примеры некоторых начал:
1.Однажды встретились урок с переменкой и поспорили, кто из них важнее…
2.  Жила-была кнопочка. Ее жизнь трудно было назвать радостной, но однажды…
 Как приятно быть фокусником! Ты можешь все: выполнить чье-то желание, неожиданно изменить затруднительную ситуацию, подарить минуты радости.

   Примеры некоторых концовок:
1). Веселье продолжалось целую неделю. Потом все устали от него и вернулись к своим повседневным делам.
 2).А как хотелось полетать еще раз! Но это уже было невозможно!
3) Оказывается, и волшебники нуждаются в дружбе, во взаимопомощи, в понимании близких и дорогих им людей.
Сочинить сказку, в которой все слова начинаются с одной буквы.
Одуванчик Однажды обезьянка Олеся, обходя огромное озе- ро, обнаружила одуванчик. «Одуванчик», — обрадовалась Олеся. Одуванчик отвернулся от обезьянки. «Отчего отвернулся одуванчик?» — озадаченно огляделась Олеся. «Одиноко одному», — ответил обреченно оду- ванчик. «Одному?» — отпрыгнула Олеся. «Оглянись! Оранжевые облака, ольха около озера, огромные озерные окуни». Окрыленный одуванчик огляделся. «Отлично!» — обрадовался он. «Одиночество окончилось», — отозвалась Олеся.
Слово открывается ребенку по-новому в  соседстве с другими словами. Дети превращают слова в игрушку, с помощью которой можно творить чудеса: стихи, загадки, шутки, поговорки. А творить эти чудеса можно только в атмосфере доверия, доброжелательности.
На этапе активизации можно использовать такие игры как:
«Мостик»
Тема «Анализ слов по составу» (урок-повторение).      
(регулятивные и коммуникативные УУД)
На доске изображение реки, по берегам с одной стороны суффиксы, с другой – слова. Задача как можно больше составить слов, тем самым строя мостик через речку. Такую игру лучше проводит в парах. Наглядные средства используются для привлечения внимания к игровому действию, обрисовки ситуации игры.
 «Составь текст»
Класс делится на две – три группы. Ребята получают набор слов. Их задача составить предложения, а из предложения текст. Прочитать и доказать, что это текст. Для того, чтобы решить поставленную задачу ученикам пришлось применить знания, полученные на уроках, вспомнить что такое предложение, текст. Объединение в группы способствует сплочению коллектива.
В своей практике  используются разнообразные игры, их много и все они разные. Но самые интересные игры для детей, это те, которые используются на протяжении нескольких лет обучения, но с усложнением правил.
Так, например, игра «Паровоз».
В первом классе – это выделение первых звуков в словах (например, названия животных) и посадка их в специальные вагоны. Если в слове «лиса» первый звук [ л ] – согласный, звонкий, мягкий, то картинку с изображением этого зверя мы посадим в вагон зелёного цвета, потому что мягкие согласные обозначаются на письме зелёным цветом.
Во втором классе эти же вагоны можно использовать при изучении темы «Состав слова». Цветными вагонами можно обозначить часть слова, Такая игра поможет ребенку закрепить знания о составе слова, научит видеть слово, которое отличается  от других по своему составу.
В эту игру можно применить при их учении частей речи. А в четвертом – при изучении спряжения глаголов.
Эффективными средствами активизации познавательной деятельности включения ребёнка в процессе творчества на уроке являются: игровая деятельность, создание положительных эмоциональных ситуаций, работа в парах, проблемное обучение.
            Я приготовила подборку игр. Это несколько слайдов. Игры использую на уроке и на внеурочной деятельности (кружок «Занимательная»). Компьютерные технологии приходят на помощь.  Но я ещё широко использую  раздаточный материал. Где на бумаге красочные задания. Ученики с большим желанием выполняют их (показываю раздаточный материал.)
Результативность опыта.
Применяемые мною игровые моменты и игры, помогли моим учащимся добиться опредёлённых результатов.
  Результаты тестирования уровня психологического развития детей, показали повышение познавательной активности и роста их успеваемости.
     Формирование  познавательной активности учащихся – неотъемлемая часть учебного процесса. Ребята учатся быть более самостоятельными в своих суждениях, имеют свою точку зрения и аргументировано отстаивают ее.  Но мне кажется, самое главное - это то, что у ребенка развиваются его познавательная деятельность и учебная мотивация. А если развиты эти качества, то будет развиваться и мышление. А думающий человек - это и есть тот человек, воспитать которого мы стремимся.
Используемая литература.
1. Хижнякова О.И. Современные образовательные технологии в начальной школе. Педагогический практикум для учителей начальных классов. Ставрополь СКИПКРО 2006.
2.Бобровская Г.В. Активизация словаря младших школьников. Журнал «Начальная школа»  № 4.  с. 47.
3.Бойнова Н.И. Творческие игры на уроках русского языка. Журнал «Начальная школа» №10.  с. 38, 2005.
4.Степанова О.А. Игровая школа мышления. М.: Творческий центр, 2003.
5.Головина Т.В. Постановка и решение проблем на уроках русского языка.//Начальная школа до и после. 2003, № 2.
6.Зверев И.Д. Состояние и перспективы разработки проблемных методов обучения в современной школе /Проблемы методов обучения в  современной общеобразовательной школе. - М., 1980.
7.О.Е.Жиренко. Л.И.Гайдина. Учим русский с увлечением. – М., 2005






Комментариев нет:

Отправить комментарий