суббота, 21 ноября 2015 г.

Формирование выразительной речи у учащихся младших классов на уроках русского языка и литературного чтения.

                  Алексанян И.Н.       
Именно на игре словом ребёнок учится тонкостям родного языка, усваивает музыку его и то, что филологи называют духом языка».
М. Горький
Одним из важнейших показателей уровня культурного человека, его интеллекта является его речь. Возникнув впервые в раннем детстве в виде отдельных слов, не имеющих ещё чёткого грамматического оформления, речь постепенно обогащается и усложняется. И в зависимости от того, как будет развиваться речь ребёнка, будет зависеть его успех в изучении предметов общеобразовательной школы.
Итак, как же должно идти обучение, в каком направлении должно идти устное развитие речи ребёнка на сегодняшний день в условиях модернизации воспитательно-образовательного процесса? Развитие устной речи младших школьников сегодня – это формирование и становление языковой личности, которая вооружена терминами, усвоила нормы языка и имеет способность везде общаться. Это стало целью моей педагогической деятельности в работе по развитию устной речи детей.
Требования к уровню развития речи младших школьников.
Во-первых, устная речь должна быть содержательной. Нельзя допускать, чтобы дети болтали, хорошо не зная того предмета, явления или события, о котором они говорят. Во-вторых, устная речь должна отличаться логичностью, которая проявляется в последовательном изложении мыслей. В-третьих, устная речь должна быть ясной, т. е. такой, чтобы она могла быть понята одинаково всеми и без особых затруднений. В-четвёртых, устная речь должна быть точной. В-пятых, устная речь должна быть экспрессивной. В-шестых, выразительность устной речи.
Моя работа строится в трёх направлениях:
1)  обучаю нормам языка, воспитываю культуру речи;
2)  обогащаю словарный запас;
3)  обучаю умениям устной речевой деятельности:
Для проведения развития устной речи младших школьников использую следующие задания.
Что я такое?
Инструкция: «Перед тобой несколько наборов слов. Представь себе, что ты встретился с человеком, который не знает значения ни одного из этих слов. Ты должен постараться объяснить этому человеку, что означает каждое слово, например «велосипед». Как бы ты объяснил это?» Выбирается наугад любой из пяти предложенных наборов.
Предлагаются следующие наборы слов.
1. Велосипед, гвоздь, газета, зонтик, мех, герой, качаться, соединять, кусать, острый.
2. Самолёт, кнопка, книжка, плащ, перья, друг, двигаться, объединяться,
бить, тупой.
3. Автомобиль, шуруп, журнал, сапоги, чешуя, трус, бежать, связывать, щипать, колючий.
Расскажи про меня.
Детям предлагаются сюжетные картинки. Сначала ребёнка просят подробнее рассказать, что изображено и что происходит на картинке. Затем попробовать составить небольшой рассказ по ней (можно с помощью учителя).
Работа над дикцией.
Дикция – это ясность и отчётливость в произношении слов, является важным качеством устной речи. У некоторых детей прослеживаются дефекты речи: либо она отличается невнятностью, либо вяло работает речевой аппарат, либо нарушена дикция. С самого первого дня обучения детей в школе на каждом уроке обучения грамоте, а также на других уроках я проводила речевую зарядку, развивающую нужные мышцы, дыхание, чтобы речь была понятной, чёткой. Виды используемых упражнений:
·  звукоподрожания: мышата – пи-и-пи-и, колокольчики – динь-дон, курица, охраняющая цыплят – квох-квох, курица встревоженная – кудах-куд-кудах и т. п.;
·  произнесение слова, предложения с разной громкостью: очень громко, громко, тихо, очень тихо, шёпотом и наоборот;
·  упражнение в модулировании голосом (сила голоса, высота тона, темп речи, тембр) при выражении различных чувств: радости, досады, одобрения, ласки, удивления и т. д.;
·  упражнения для языка: «Иголочка», «Качели», «Достань нос», «Тянись к подбородку», «Лошадка», «Слизываю варенье» и т. д.;
Творческое сочинительство.
Слово – живое существо. Оно, подобно человеку, может радоваться, обижаться, может быть добрым или злым. Придумать, выдумать – вот, что значит сочинить для ребёнка от шести до десяти. Творческое сочинительство – высшая форма проявления творческих способностей детей. В данном случае я стараюсь создать атмосферу заинтересованности, доброжелательности и внимания, чтобы побуждать детей к высказываниям, желанию поделиться своими мыслями. Виды используемых заданий:
·  «Бывает – не бывает»: рассказать о том, чего на свете не бывает, например, хвост моет кошку;
·  «Какие бывают слова?»: назвать слова, например: дом, гроза, радуга, а дети дают свои определения, какие они могут быть;
·  «Интервью»: инсценировка вопросов (репортёр) и ответов (респондент) на разные темы (поездка в цирк, обсуждение праздника или выставки рисунков и т. д.); возможные варианты: 1) ученик берёт интервью у учителя; 2) учитель берёт интервью у ученика; 3) ученик берёт интервью у ученика;
·  «Рассуждалки»: предложить детям порассуждать на самые разнообразные темы («Если бы я стал волшебником?», «Если бы я стал невидимым?», «Как выкупать слона?», «Почему помидор красный?» и т. д.);
Собственно слушание.
Одной из составляющих в развитии устной речи младших школьников являются частые и интересные рассказы учителя о различных явлениях и событиях вообще или из собственной жизни. Любой такой яркий рассказ – это «погружение» ребёнка в речь взрослого, заимствование из неё речевых образцов. Дети «лепят» себя, наблюдая манеру учителя говорить, копируя его жесты. Рассказ учителя носит ещё и познавательный характер. Опыт показывает, что дети с интересом слушают мои рассказы, задают вопросы, охотно дают свои советы, просят всегда ещё что-нибудь рассказать. К данному виду работ относится также прослушивание аудиозаписей.
Развитая устная речь – это способность в соответствии с требованиями к речи определить, какое слово, какой оборот, какая интонация, какая манера речи уместны, а какие нежелательны в каждом конкретном случае. Как писал В. А. Сухомлинский, научить передавать мысль словом – главная задача начальной школы. Опыт показывает, что для этого эффективно использовать речевые упражнения и другие виды работ, описанные выше. Такая работа помогает детям осмыслить значение языка как орудия общения, понимания окружающего мира и овладеть богатейшими ресурсами родного языка. На уроке я создаю атмосферу речевого общения, собеседования, обмена мнениями, чтобы присутствовал диалог «учитель-ученик» или «ученик-ученик», где высказывается личная позиция ученика, где ученик не чувствует себя скованно, не зажат, не боится собственных ошибок. Опыт показывает, что со временем даже слабые ученики и те, которых мы называем молчунами, начинают активнее работать на уроках.

Комментариев нет:

Отправить комментарий