Благова Н.А.-учитель изобразительного искусства.
Мир изобразительного искусства полон цвета. Он насыщен
цветом, как волшебная мозаичная чаща, которая сверкает и переливается тысячами
оттенков. Наука о цвете (цветоведение, или колористка) помогает художникам
лучше понять особенности цвета, использовать его в живописи, применить в
декоративном искусстве.
Наука о цвете возникла давно. Шаг за шагом человек хотел
овладеть тайнами цвета. Хотя цвет еще не выделяли из цельной, синкретично
воспринимаемой картины мира, но уже тогда возник и широко использовался
определённый цветовой язык.
Цвет - это ведущее начало, организующее пространство,
способное вызывать у зрителя активную эмоциональную реакцию. Воспринимать цвет
- не значит просто его видеть. Цвет воздействует на наше настроение,
самочувствие.
Вызывая физиологические реакции, он влияет на организм в
целом и на жизнедеятельность отдельных органов. Разумеется, что сила
воздействия цвета на разных людей разная. При этом большое значение имеет
темперамент и душевное состояние человека. Человек воспринимает цвет не только
глазом, но и кожей. Такой вывод был сделан основателем отечественной психологии
А.Н. Леонтьевым и подтверждён современными исследованиями.
Рассмотрим воздействие цвета на наш организм подробнее. Белый
цвет оказывает нейтральное воздействие, успокаивает, балансирует нервную
систему. Чёрный - помогает сосредоточиться, но понижает давление, в избытке
может ухудшать душевное состояние. Тёплые цвета действуют как раздражители,
способствуют возбуждению. Зелёный - оказывает благотворное физиологическое и
общее успокаивающее действие, способствует снижению дыхательного ритма,
болезненных ощущений, помогает мобилизовать волю. Голубой - снимает нервное
напряжение, депрессивность, уменьшает боль, оказывает антисептический эффект.
Фиолетовый цвет помогает сбалансировать физическую и духовную энергию,
стимулирует вдохновение, особо чувствительные состояния, в большом количестве -
угнетает нервную систему. Лиловый - успокаивает, способствует погружению в
медитативное состояние. Коричневый - снижает возбудимость, как бы спускает на
Землю, помогает пробудить здравомыслие.
Кроме того, цвет оказывает сильное воздействие и на
психофизиологическое развитие детей младшего школьного возраста, способное
вызывать у них активную эмоциональную реакцию.
Занятия
основами цветоведения являются интереснейшим и нужнейшим разделом учебного
предмета «изобразительное искусство». Именно этот вид деятельности даёт самый
богатый материал для познания мира и для приобретения умения видеть и
изображать увиденное. Этот тип рисования является наиболее творческим, где
школьники решают сложные живописные задачи.
Общие задачи по обучению цветоведения можно подразделить на
две группы: во-первых, задачи в области обучения и, во-вторых, задачи в области
воспитания. В области обучения цветоведению решаются следующие цели:
- учить работать обучающихся с цветом при выполнении
живописных работ;
- научить использовать художественные материалы в творческой
работе;
- формирование художественно-образного мышления, как основы
развития творческой личности;
- добиваться выразительного цветового решения рисунка;
- формирование умения передавать красками объем формы
предметов, особенности распределения света и тени на них;
В числе воспитательных задач на уроках живописи можно назвать
следующие:
- развитие зрительной памяти пространственных представлений,
образного мышления;
- воспитание художественного вкуса, интереса и любви к
изобразительному искусству и к наблюдению самой жизни;
- развитие творческих способностей;
-
развитие навыков творческой переработки впечатлений, переживаний.
Воспитание художественного вкуса, интереса и любви
достигается обучением основам реалистического изображения окружающей
действительности, путём связи тематики бесед об изобразительном искусстве с
вопросами, касающимися выполнения рисунков в цвете, путём специальных бесед о
художественном вкусе с использованием различного иллюстративного материала -
репродукции книг, рисунков. Располагая изображенные объекты, выполняя свой
рисунок в цвете, ученик выражает свои мысли, своё отношение к реальной
действительности. У него складывается характерное цельное представление о том
или ином явлении.
Цветоведение играет важную роль в эстетическом воспитании
школьников. Одной из важнейших задач эстетического воспитания является развитие
художественного вкуса учащихся. Очевидно, что при правильно поставленном
обучении и воспитании детей в области рисования, можно улучшить качество их
работ.
Занятия по обучению цветоведению ставят перед учителем целый
ряд задач, которые углубляют и обогащают представление обучаемых об окружающей
действительности. Для осуществления учебно-воспитательных задач преподавателю
необходимо придерживаться определённой системы и использовать разнообразную
методику работы с учениками. Не менее важно и творческое отношение к занятиям,
находчивость и мастерство педагога. Кроме того, для достижения успеха в работе,
учителю необходимо хорошо знать, какой объём знаний и навыков может усвоить
ученик в том или ином возрасте, продуманно строить методику работы с детьми.
Комментариев нет:
Отправить комментарий