Одной из главных задач деятельности
учителя начальных классов является развитие речи школьников. От успешной ее
реализации во многом зависит качество дальнейшего обучения и воспитания.
Особо важное место в системе
развития речи школьников занимает сочинение. Сочинение –высшая форма проявления
творческих способностей ребенка, требующая от него высокого напряжения,особенно
на начальной стадии обучения.
Бесспорно, что для учителя именно
сочинение позволяет в полной мере определить эффективность его методики по
развитию речи.
Период обучения в начальных классах
особенно важен для усвоения устной и письменной связной речи, так как “основы
речевого навыка закладываются в начальной школе” и положительный результат
будет только в том случае, если ему предшествовала “долгая,кропотливая работа
учащихся и учителей”. (М. Р.Львов)
Первые сочинения детей – это рассказы
о родной природе, об интересных случаях из жизни, о прогулках, играх, трудовых
процессах. В их основах должны лежать личные впечатления от окружающей жизни,
наблюдения за внешним миром,мысли, чувства, интересы юных авторов. Однако,читая
работы учащихся 1–4 классов, убеждаешься,что в большинстве своем они отражают
не личные впечатления о том или ином предмете, явлении реального мира, а скорее
сумму знаний о нем,накопленных из различных источников, и некоторый жизненный
опыт ребенка. В особенности это касается сочинений о природе. Большинство
сочинений о весне, зиме, осени – это не живые,написанные с детской
непосредственностью этюды,а сухой перечень признаков того или иного времени
года.
Жизнь, новые программы требуют от учителя,чтобы вся работа по подготовке
и проведению сочинений служила целям развития учащихся, и организовывать ее
надо так, чтобы каждое сочинение обогащало ум детей новыми наблюдениями, душу –
сильными впечатлениями и чувствами, речь – новыми словами, умением выражать
мысли точно, красиво и грамотно.
Урок развития
речи:
Сочинение-описание.
«Моя любимая игрушка». 2 класс
Этот урок проводился с целью выявления уровня развития
следующих речевых умений:
- умение строить описание (последовательно и связно
описывать);
- умение раскрывать тему и основную мысль в сочинении;
- умение отбирать материал в соответствии с темой
сочинения;
- умение использовать прилагательные в описательном
тексте.
Методика проведения
урока была взята из книги Галины Сергеевны Щёголевой «Уроки развития связной
речи в начальной школе».
Ход урока.
1. Наблюдение над особенностями описательного текста.
На доске:
Моя любимая
игрушка - заяц.
На день
рождения мне подарили зайчика.
Зайчик
маленький и очень пушистый. Он белого цвета с карими глазками и маленьким
розовым носиком. Мой зайчик может сидеть и лежать.
Я очень
люблю играть с ним. Это моя самая любимая игрушка!
- О чём вы узнали из этого текста?
- Можно ли представить игрушку, которая описывается в
тексте?
- На какой вопрос отвечает этот текст? (Какой заяц).
- Как называется такой текст? (Описание).
- Какие признаки, названные в тексте, помогают
представить игрушку?
- Приходилось ли вам в своих сочинениях использовать
описания?
- Послушайте ещё два описания и скажите, зачем они
нужны. Автор первого- ученица 2 класса.
«На восьмое
марта мне подарили леопарда.
Мой леопард
маленький, красивый, смешной. Он коричневый, с чёрными пятнами и белым
животиком. У него очень смешная мордочка и чёрные усы. Хвост у леопарда не как
у всех кошек длинный, а короткий.
Он очень
мне нравится.»
-Второе
описание я взяла из произведения В.Ф. Одоевского «Городок в табакерке»:
«Какая
прекрасная табакерка! пестренькая, из черепахи. А что на крышке то! Ворота,
башенки, домик, другой, третий, четвёртый, - и счесть нельзя, и все мал мала
меньше, и все золотые, а деревья то так же золотые, а листики на них серебряные;
а за деревьями встаёт солнышко, и от него розовые лучи расходятся по всему
небу.»
- Какова же роль описаний в тексте?
2. Постановка учебной задачи.
- Сегодня мы будем учиться описывать игрушку.
3. Обсуждение темы и основной мысли сочинения.
- Что значит описать игрушку? На какой вопрос вы
должны ответить в сочинении?(Какая игрушка?)
- Что ещё должно быть понятно из вашего описания?
(Игрушка любимая).
4. Обсуждение структуры текста.
- С чего вы начнёте сочинение? О чём можно сказать в
введении? (Как игрушка появилась, когда).
- О чём будет основная часть? (Подробное описание
внешности: цвет, размеры…).
-Как закончить
сочинение? (Выразить своё отношение: «Я люблю свою игрушку, потому что...»,
«Играть с моей игрушкой - одно удовольствие!», «Мне нравится моя игрушка»...).
5. Орфографическая подготовка проводится в процессе
написания сочинения в индивидуальном порядке.
6. Сочинение.
7. Проверка.
- Проверь, можно ли по твоему описанию представить
игрушку.
- Проверь, удалось ли тебе передать своё отношение к
игрушке.
- Проверь, грамотно ли написано сочинение.
Комментариев нет:
Отправить комментарий