Исакова Елена Николаевна
Процесс обучения сегодня должен давать результат, ориентированный на будущее, определять стратегию всей последующей жизни ребенка. Образованный человек в современном обществе это не только человек вооруженный знаниями, но умеющий добывать эти знания, для решения стоящих перед ним проблем, умеющий применять эти знания в любой ситуации, умеющий адаптироваться в меняющихся условиях, самостоятельно критически мыслить, быть коммуникабельным. То есть речь идет о формировании у школьника ключевых компетенций. А школа и учитель в первую очередь должны создавать условия для их формирования.
Начальная
школа самая важная и значимая ступень в системе школьного образования,
поскольку впервые ведущей деятельностью становится учебная деятельность.
И от того, как будет сформирована эта деятельность, насколько младший
школьник овладеет способами учебной деятельности, т. е. научиться учиться,
насколько будет привит интерес к процессу познания, зависит успешность
обучения в основной и старшей школе и желание и умение
совершенствовать своё образование всю жизнь.
Очевидно,
что даже самые интересные уроки, в которых используется прекрасный
иллюстрационный материал, но проводимые по одной и той же
схеме в течение длительного времени, будут эмоционально утомительны.
Сейчас,
помимо так называемой традиционной системы обучения, существует несколько
альтернативных. Кроме того, активно используются и различные
педагогические технологии в рамках личностно-ориентированного обучения,
такие как обучение в сотрудничестве, разноуровневое обучение, «портфолио
ученика», индивидуальный и дифференцированный подход к обучению и,
конечно, проектная деятельность. Эта педагогическая технология эффективно
используется в начальной школе, при этом, не заменяя традиционную
систему, а органично дополняя, расширяя ее.
Проектная
деятельность создает на уроке стихии заинтересованности, поиска,
творчества, а также стихию доброжелательности, в которой учитель
с учениками выступает в роли партнеров, единомышленников, соавторов.
В данном случае главная задача педагога не «донести», «преподнести»,
«объяснить» и «показать», а организовать совместную работу,
совместный поиск. Проектный метод может с успехом использоваться как
фрагмент урока, так и урок, полностью посвященный реализации проекта.
Причем, использование этого метода нацелено в большей степени
на всестороннее многоплановое развитие личности ребенка, что обеспечивает
развитие познавательного интереса и проявлению творческих способностей
детей.
Можно
использовать метод проектов на одном-двух уроках — мини-проекты для
решения какой-то небольшой проблемы. Но суть самого метода, его идея
должна оставаться неизменной — самостоятельная поисковая,
исследовательская, проблемная, творческая деятельность учащихся, совместная или
индивидуальная. Существует заблуждение о невозможности или неэффективности
использования метода проектов в начальной школе. Младший школьный возраст
является начальным этапом вхождения в проектную деятельность.
Осуществление проектной деятельности в младших классах проблематично,
но возможно. Уже в 1 классе на уроке познания мира учащиеся
с большим интересом работают над мини-проектом «Помогите птицам!»,
мини-проектом «В гости к Витаминам», на уроке русской грамоты
над мини-проектом «Изучаю Алфавит», «В гости к Морозко».
Речь
не будет идти о полноценных проектах, выполненных учащимися
самостоятельно. Это будут лишь элементы проектной деятельности
в ее классическом понимании. На сегодняшний день нельзя уверенно
сказать, что технология обучения по методу проектов в начальной школе
полностью разработана и апробирована. Но, тем не менее, такой опыт
имеется.
Главными
целями введения этого метода в начальную школу являются: развитие интереса к предмету, приобретение
исследовательского опыта, развитие умения творчески оформлять и доносить
до заинтересованной аудитории, развитие умения работать самостоятельно,
в парах, в группах и т. д.; получение дополнительных знаний
по теме, развитие навыков монологической речи (по заданным образцам).
Метод
проектов имеет следующие характеристики: личностно ориентированная
направленность; деятельностный метод обучения; обучение взаимодействию
в группе;
построение на принципах проблемного обучения; здоровьесбережение; развитие умения самовыражаться (рефлексия); формирование навыков самостоятельной деятельности; реализует принцип связи обучения с жизнью, воспитание целеустремленности, толерантности, индивидуализма, коллективизма, ответственности, инициативности, творческого отношения к делу.
построение на принципах проблемного обучения; здоровьесбережение; развитие умения самовыражаться (рефлексия); формирование навыков самостоятельной деятельности; реализует принцип связи обучения с жизнью, воспитание целеустремленности, толерантности, индивидуализма, коллективизма, ответственности, инициативности, творческого отношения к делу.
Структура
урока-проекта подчиняется этапам выполнения проекта, но в более
сжатые временные рамки и состоит из этапов:
- Организационный момент (тема
проекта, цель)
- Планирование работы, выдвижение
гипотезы, формулирование задач.
- Работа с информацией,
подведение итогов сбора необходимой информации по поставленной
проблеме.
- Физкультминутка.
- Практическая работа
по созданию продукта проекта и его публичному представлению.
- Презентация готового продукта
проектной деятельности.<
- Рефлексия.
- Домашнее задание (обычно
творческого характера)
При
организации мини-проекта на уроке следует использовать групповую форму
работы. Цель групповой работы: активное включение каждого ученика
в процесс усвоения учебного материала.
Задачи
групповой работы:
- активизация познавательной
деятельности;
- развитие навыков
самостоятельной учебной деятельности: определение ведущих
и промежуточных задач, выбор оптимального пути, умение
предусматривать последствия своего выбора, объективно оценивать его;
- развитие умений успешного
общения (умение слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог,
задавать вопросы на понимание и т. д.);
- совершенствование межличностных
отношений в классе.
Учитель,
работающий с малыми группами, может: контролировать, организовывать,
оценивать работу учеников, участвовать в работе группы, предлагать
участникам разные варианты решений, выступать в роли наставника,
исследователя или источника информации.
Условия,
необходимые для успешной организации мини-проекта:
Четкое
соблюдение времени; групповая форма работы; достаточно накопленный объем
оперативной информации учащихся по проблеме проектирования;
Грамотная
постановка проблемы соответствующая условиям проектной деятельности.
В ходе
работы над мини-проектом младший школьник не всегда может обойтись без
помощи учителя. Но помощь эта должна быть так умело организована
со стороны педагога, что ребёнок должен чувствовать, что проект — это
его работа, его создание, его изобретение, реализация его собственных идей
и замыслов.
«В школе,
в которой работают по методу проектов, первое слово —
за ребенком, последнее — за учителем».
В результате
работы над проектом каждый ребенок получает возможность личностного роста
и развития, что актуально для каждого педагога и образования
в целом. Проектная деятельность помогает увидеть не только внешний,
но и внутренний результат — бесценное достояние учащегося.
Ребенок делает открытие прежде всего для себя, и утверждать, что оно должно
быть значимо для всех, ошибочно.
В чем
мы преимущества метода проектов? Он дает возможность организовать
учебную деятельность, соблюдая разумный баланс между теорией и практикой;
успешно интегрируется в образовательный процесс; обеспечивает
не только интеллектуальное, но и нравственное развитие детей,
их самостоятельность, активность; позволяет приобретать опыт социального
взаимодействия, сплачивает детей, развивает коммуникативность.
Комментариев нет:
Отправить комментарий