воскресенье, 25 мая 2014 г.

Самоанализ педагогической деятельности учителя начальных классов Дождиковой Вероники Борисовны.

                                                                          
 Профессиональное становление педагога имеет первостепенную важность в развитии общества в целом: личность педагога так же, как и его профессиональные знания, является ценностным капиталом общества. Учитель способен передавать ученикам лишь те ценностные ориентации, которые присущи ему самому.
В современном мире, чтобы быть профессионально компетентным, педагог должен, с одной стороны, постоянно учиться, заниматься самообразованием, а с другой стороны, самореализуясь, не просто функционирует в обществе, а вкладывает себя в его ценности, в учеников, а значит и в общественное производство.                                                                    Меня зовут Вероника Борисовна Дождикова. Я работаю учителем начальных классов 33 года (из них 18 лет в МБУ сш. №5). На данный момент в 1б классе, в котором 25 обучающихся (10 девочек и 15 мальчиков). Дети очень подвижны, эмоциональны, повышенно восприимчивы и впечатлительны. Большинство учеников, на момент поступления в школу, владели навыками самообслуживания, умели помогать друг другу. Первые недели обучения в школе показали, что в классе дети еще недостаточно внимательны и активны на уроках, уровень сформированности познавательного интереса очень низкий. Как и многие мои коллеги, я постоянно думаю над тем, чтобы сделать обучение детей более информативным, личностно и деятельностно ориентированным, построенным по эффективным передовым технологиям. 
Учебный кабинет оснащён ноутбуком и мультимедийным проектором. Данная техника позволяет значительно расширить формы проведения уроков от игровых (урок-путешествие, деловая игра и т. д.)  до урока-зачёта, урока-исследования, защита презентации или проекта.  Цель: Формирование творческой, интеллектуально развитой личности ребёнка, способной свободно ориентироваться в современном информационном пространстве, обладающей высокой коммуникативной культурой..
Я думаю, что будущее образования тесно связано с перспективами проблемного обучения.
 И цель проблемного обучения широкая: усвоение не только результатов научных знаний, но и самого пути процесса получения этих результатов; она включает еще и формирование познавательной самостоятельности ученика и развития его творческих способностей. 
На уроке я создаю проблемную ситуацию, направляю учащихся на ее решение, организую поиск решения, использую  приемы:
- подвожу ребят к противоречию и предлагаю им самим найти способ его разрешения;
- сталкиваю противоречия практической деятельности;
- излагаю различные точки зрения на один и тот же вопрос;
- предлагаю классу рассмотреть явление с различных позиций;
- побуждаю обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;
- ставлю конкретные вопросы (на обобщение, обоснования, конкретизацию, логику рассуждения. Например, вопрос для раздумий формирую фразами:
- Как ты думаешь…
- Выскажи свое мнение…
- Какие есть идеи?
- Как эту мысль проверить?
- Какие еще будут догадки?
- Кто думает иначе?
- Вы можете выполнить задание?
- В чём затруднение?

Для формулирования учащимися темы урока или вопроса для исследования побуждающий диалог будет одинаков, независимо от выбранного приёма создания проблемной ситуации. Данный диалог развивает логическое мышление и речь учащихся. Я думаю, что информатизация образования, которая является одновременно основным требованием и результатом развития современного общества, ставит передо мной новые задачи:
-овладеть навыками работы с компьютерной техникой и методикой применения компьютера как средства обучения,
-ориентироваться в возросшем потоке информации, уметь ее находить, перерабатывать и использовать,
-научить детей пользоваться информацией.

Я понимаю, что невозможно все уроки строить только на применении информационных технологий. Да это и не нужно. У обычных рабочих уроков своя специфика, цель другая. Но на некоторых уроках компьютер и мультимедийный проектор  - мой главный помощник.
Я считаю, что создание условий для формирования каких бы то ни было умений, должно исходить не только от учителя, но и от содержания изучаемого, следовательно, и от учебника и от учебного комплекта в целом.
Для решения поставленных учебных задач использую такие виды деятельности, которые провоцируют учащихся самостоятельно собирать нужную информацию по теме из различных источников, по возможности, структурировать ее и оформлять. Это - экскурсии, работа с контурными картами, эксперименты и опыты, викторины, задания: «Проверь себя», «Готовимся к школьной олимпиаде», «Напиши мне письмо». Стараюсь вовлекать учащихся участвовать в дистанционных  олимпиадах  по школьным предметам. Например: «Инфоурок. Олимпиада по русскому языку и математике», «Инфознайка», «Фактор роста» и д р.
Для того, чтобы иметь представление о коммуникативной культуре в моём классе мне помогают различные методики для начальной школы. Свои позиции в коммуникации стараюсь доносить до детей, это:
-допускать возможность существования различных точек зрения, учитывать их;  договариваться, координировать, формулировать собственное мнение и позицию;
- строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;
-задавать вопросы; 
уметь слушать и слышать друг друга; 
-контролировать действия партнера; 
-использовать речь для регуляции своего действия;
-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
-строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. 
В нашей школе есть традиция – защита проектов перед учениками своей параллели. Мои учащиеся в ней всегда принимают активное участие и получают благодарности и грамоты. В этом году защита была не коллективного проекта, а индивидуального.
 Наш класс выставил 2 проекта:
1-ый информационный « Моя семья»
(Грошев Ваня),                                                                                        
 2-ой исследовательский «Наблюдение за ростом и развитием тропической улитки Ахатин» (Подгорнова Софья).
 Приятно, что посильную помощь оказывают родители.
Кроме этого, стараюсь применять в своей работе исследовательские формы учебной деятельности. Дети выполняют проекты на уроках литературного чтения (проект «Устаревшие слова»), окружающего мира (проект «Как живут домашние животные?», «Деревья и кустарники»). Защищают свои проекты дети с применением мультимедийных презентаций перед классом. Другие учащиеся  активно участвуют в обсуждении этих проектов.
В процессе исследовательской деятельности дети плотно работают с фондом школьной детской библиотеки.  Знакомство с новым материалом строю таким образом, чтобы дети были соучастниками целенаправленного процесса обучения, были снова поставлены в ситуацию поиска информации, а именно: всегда в начале урока даю задание прочитать тему и объяснить, что означает каждый термин или понятие. Затем выясняем, какие понятия взаимосвязаны в названии темы, какая информация детям уже понятна и известна, а какое новое понятие содержится. Активизирую познавательную деятельность ребят и повышаю интерес к учению на каждом этапе урока через индивидуальную, групповую работу; дифференцированный подход; игру; создание ситуации успеха; самостоятельную работу.
Задания и материалы подбираю так, чтобы они были доступны по изложению, красочно оформлены, имели элементы занимательности и состязательности, содержали сведения и факты, выходящие за рамки учебных программ. Схемы-опоры, таблицы, занимательные упражнения давно стали верными помощниками в моей работе. Они вызывают у моих ребят чувства удивления, новизны, необычности, неожиданности, развивают сообразительность, инициативу.
В результате ученик работает на уроке с интересом, и даже трудные задания становятся посильными для него. В своей работе использую «карточки – помогайки». Дифференцированные задания как нельзя лучше помогают детям раскрыть свои умения. По окончании программы готовится определенный продукт - исследовательская работа и форма представления результата – доклад, публичное выступление с презентацией на мини-конференции. Каждый учащийся ведет свою папку исследователя, куда вносит новые слова, с которыми познакомился в ходе выполнения проекта, собранная информация по методам исследования. Итоги участия в деятельности подводятся каждое полугодие и в конце года, а также по мере готовности детей на текущих занятиях.
Уже пятый год работаю с портфолио достижений ученика. Бывшие мои ученики за 4-е года накопили большой багаж своих ученических успехов. С этим портфолио они перешли в среднее звено. С теперешними учениками я тоже начала вести портфолио. Здесь будут результаты, достигнутые учеником не только в ходе учебной, но и творческой, социальной, коммуникативной, физкультурно-оздоровительной, трудовой деятельности, протекающей в рамках повседневной школьной практики; результаты
участия в олимпиадах, конкурсах, смотрах, выставках, концертах, спортивных мероприятиях различные творческие работы, поделки и др.
Основное значение учебного портфолио – «показать все, на что ты способен».
В своей работе я уделяю особое внимание формированию здорового образа жизни. Стараюсь, чтобы каждый день в школе, детям запомнился.
Мои дети ежегодно принимают участие во Всероссийских конкурсах: «Медвежонок», «Кенгуру».
Детские рисунки, поделки вывешиваем на стенде. Приветствую, когда на помощь малышам приходят родители.  Я стараюсь поддерживать интерес и внимание ко всему, что окружает детей.  Создаю ситуации, чтобы ребята получали радость от общения с взрослыми, со сверстниками, учителями. Учились с увлечением!





Комментариев нет:

Отправить комментарий