пятница, 11 апреля 2014 г.

Формирование рефлексивных способностей у младших школьников


Обшепедагогические технологии
Рефлексивные способности очень важны для формирования учебной деятельности, поскольку только после рефлексии собственных действий у детей появляется возможность выделения собственных дефицитов, что является основой для построения программы действий по их ликвидации. Формирование рефлексии строится поэтапно в совместной деятельности с учеником.

1 этап формирования рефлексивных способностей необходимо начинать с 1 класса в период обучения грамотe. Основной целью деятельности учащихся на данном этапе является разведение эмоциональной и содержательной оценок своей работы. На данном этапе работы можно использовать «волшебные линеечки» - (инструмент самооценки, предложенный Т. Дембо и С. Рубинштейном), на которых ребёнок сам оценивает свою работу.
Перед началом измерения объяснить первоклассникам, что на самом верху "линеечки" может поставить крестик тот ребёнок, который все слова написал правильно, в самом низу этой "линеечки" - тот, кто все слова написал с ошибками. Таким образом, ребёнок ставит крестик на условной шкале в соответствии с тем местом, которое занимает данный результат между самым лучшим и самым худшим результатом по выбранному критерию. Проверяя работу учащегося, учитель ставит свой крестик на той же "линеечке". Несоответствие оценки ученика и моей оценки на "линеечке" потом становится темой для диалога с учеником. Такая форма оценивания удобна для письменных работ учащихся.
                                           
 На 2 этапе формирования рефлексивных способностей у детей происходит становление содержательной самооценки. Этот этап начинается в конце 1 класса после периода обучения грамоте и продолжается до конца 4 класса. Теперь важным является не общее оценивание своих действий по параметру "правильность» (т.е. по количеству допущенных ошибок), а оценивание своих умений по количеству правильно выполненных операций, входящих в способ действия.
   Например, тема "Умножение многозначных чисел". Последовательность изучения этой темы представлена системой знаний и умений, позволяющих поставить и решить задачу на конструирование способа письменного умножения многозначных чисел. Способ умножения многозначных чисел строится на способе умножения многозначного числа на однозначное число, который состоит из следующих операций:

1. Правильно записать числа для умножения с учётом поразрядности.
2. "Прикидка" - определение переполненных разрядов.
3. Определение количества цифр в произведении.
4. Нахождение произведения однозначных чисел, т.е. табличное умножение.
5. Нахождение суммы произведений в каждом разряде.

Эти выделенные операции (отдельные "шаги") и станут критериями для оценки освоения способа действия. Теперь уже каждая "линеечка" будет оценивать отдельную операцию (отдельный "шаг").

1                 2                3               4
Оценив свои действия по данным "линеечкам", ребенок увидит, как овладел способом, какие действия он уже умеет делать, а какие ещё вызывают затруднения.

Далее при умножении уже многозначных чисел на двузначные и трёхзначные числа способ расширится, к известным уже ранее операциям добавится ещё одна операция.

Нахождение суммы неполных произведений.

Теперь при нахождении произведения многозначного числа и двузначного (или трёхзначного) ребёнок рисует шкалу, на которой показаны все "шаги", и, выполняя каждый "шаг", делает пометку на шкале. Этим он, во-первых, каждый раз восстанавливает способ действия, а, во-вторых, далее проводя рефлексию собственных действий, сможет, опираясь на способ, точно выделить свои трудности. В момент самооценки на данном этапе я не вмешиваюсь. Разговор по этому поводу состоится после проведения диагностической работы, которая составляется таким образом, что каждое задание направлено на проверку усвоения каждого шага способа.

После усвоения способа действия организовывается целостная рефлексия по поводу усвоения способа действия. Учащимся даются диагностические работы, составленные в виде тестов или самостоятельных работ таким образом, чтобы ребёнок мог, выполняя данные ему задания, чётко определиться по шагам алгоритма и ещё раз проверить себя по поводу выполнения всех шагов и произвести оценку своих действий. Эта самооценка после диагностической, самостоятельной и проверочной работы заносится в рефлексивную табличку. Например, таблица:

    Мои достижения по теме: "Умножение многозначных чисел" (4 класс):

           Дата или номер урока по теме
                            умения
Диагн.  работа
Самост. работа                
Провер. работа
1
Запись действия умножения столбиком
           +
         +
         +
2
Определение количества цифр в произведении
           ?
         +
         +
3
Нахождение одного неполного произведения.
           +
         +
         +
4
Нахождение более одного неполного произведения.
           ?
         +
         +
5
Запись неполных произведений.
           ?
         +
         +
6
Сложение неполных произведений.
           +
         +
         +
7
Умножение многозначных чисел, оканчивающихся на ноль.
           ?
         ?
         +


Заполняя данную таблицу, ребёнок имеет возможность увидеть своё продвижение в теме. Вчера я ещё не мог разобраться, как найти неполное произведение, а сегодня я это понял!
 О том, как заполнять данную таблицу, дети договариваются сами, но так, чтобы знаки, которыми они будут пользоваться, были одинаковыми, для того, чтобы учитель и ученик могли понять друг друга. Это моryт быть значки: +, -, ? или дети будут закрашивать клеточки на столько, на сколько посчитают нужным.

           По окончанию темы, после итоговой контрольной работы учащиеся работают с "Дневником достижений", куда занесены все умения, которым должны научиться учащиеся за год. Для каждого года обучения составляются свои "Дневнички успехов". Данный "Дневник достижений' составлен для учащихся 4 класса на основе стандартов 1998 года и требований программы. Заполняя этот дневник, ребёнок видит своё продвижение и проблемы, над которыми ему нужно ещё работать и дальше, ставит цели и планирует свою работу по ликвидации своих дефицитов. В настоящее момент я веду только уроки русского языка, математики и литературного чтения в начальных классах, по этому дневник достижений пред ставлен только по этим предметам для учащихся 4 класса.

Комментариев нет:

Отправить комментарий