понедельник, 19 ноября 2012 г.

Глаза моих учеников.


Глаза моих учеников
Учитель: Жеребцова Ирина Ивановна.

Звенит звонок. Я начинаю урок. Я всматриваюсь в детские глаза. Насколько разные взгляды. Насколько разные судьбы.

Вот светлые, лучистые глаза. Они озаряют искренностью и теплом. Ребенок добродушен, внимателен, на вопросы учителя отвечает с интересом. При этом улыбка играет на лице. Зеркально-чистая душа, как легко прикоснуться к ней и как трудно ни в коем разе не оступившись, прорастить в ней красивые, нужные, ценные и гуманные ростки. Ребёнок впитывает каждое слово учителя, он старателен и скромен, нескончаемо горд своими маленькими победами. Его целеустремленность, радость, опрятность, открытость  говорят о благополучной семейной атмосфере. Если ненароком скользнёт неудача, дома поймут и поддержат. Но как мало я вижу таких глаз.
Вот глаза озорные. Яркие, красивые. В них вспыхивает интерес и тут же переключается на другую волну. Ребёнок жизнерадостен, активен, импульсивен. Ему нужно успеть везде: ответить учителю, пообщаться с соседом по парте, дёрнуть за косички впереди сидящую одноклассницу, бросить на заднюю парту записку, уронить дневник, нарисовать рожицу на столе и обязательно громко пошутить.  И если учитель не сумеет сосредоточить этот неугомонный взгляд, силы на обучение этого ребенка потрачены впустую. Это баловень судьбы, дома его холят и лелеют, оберегают от домашнего труда, беспричинно жалеют, всячески угождают, воспитывая беспечность и неуважение к старшим.
А вот дерзкие глаза. Они пристально следят за каждым шагом учителя. Стоит педагогу случайно оступиться, ухмылка тут же появится на лице ребёнка. Как правило, ребёнок не словоохотлив, умён, но умственный труд расточать не будет, если не видит в этом выгоды. Он легко вступит в спор с учителем, одноклассниками, с горячностью будет отстаивать свои убеждения. Взгляд такого ребёнка холодный и злой. Чаще всего это ребенок, лишенный материнского внимания, либо эгоистичный единственный ребенок.
Вот грустные, усталые глаза. Это глаза не ребенка, это глаза маленького старичка. Это глаза, в которых вечный страх. Ребёнок боится проявить себя, он промолчит, хотя знает. Страх преследует и сковывает. Страх оттого, что скажет «неправильно», что учитель повысит голос. Страх оттого, что дома накажут за неудачу. Страх оттого, что унизит одноклассник. Страх оттого, что дома ждёт очередная ссора родителей. Страх оттого, что дома больной человек. Страх оттого, что дома остаётся один…Такой ребёнок даже побоится громко рассмеяться. Спутница страха – ложь, и боязливый ребенок часто обманывает, не потому что хочет этого, а потому что защищается.
Но есть и пустые глаза. В них ничего не прочтёшь, пожалуй, только лень. Для педагога это самые страшные глаза. Ожидаемые рутинные действия, бестолковость  несвязность фраз, однообразный ограниченный кругозор. Ребенок - примитивный робот. Пришёл в школу, отсидел уроки, поел, ушел. Ничего нового, интересного для себя, ничего нового,  интересного для других. В семье, где растёт такой ребенок, родители заняты собой или работой, оставляя ребенку от себя только круг прямых обязанностей: накормить и одеть, не вкладывая в умственное, физическое, нравственное воспитание ничего. На меня с каждым годом всё чаще смотрят такие глаза.
Я говорю. Я замолкаю. Внимательно слушаю. Делаю замечание. Вдруг хмурюсь. Демонстрирую. Веду дискуссию. Жестикулирую. Смеюсь. Интересуюсь. Обнимаю за плечи. Играю. Снова, снова и снова всматриваюсь в глаза моих учеников. Как трудно учителю ковать умы разных детей. Зажечь искорку надежды и радости в грустных глазах, дать важную, ответственную работу озорным глазам, добавить красок добра в дерзкие глаза, вдохновить и побудить светлые глаза, увлечь пустые. Сколько труда, энергии, терпения, творчества я вложу в надежде получить хоть маленькую капельку самоотдачи. Сколько радости я получу, когда эти глаза будут смотреть на меня по-новому.



Комментариев нет:

Отправить комментарий