Качества
педагога. Какой должен быть учитель?
Меня часто спрашивают: «Что, по-вашему, главное в профессии учителя?» И представьте себе: на этот, казалось бы,
простой вопрос мне даже теперь, когда за плечами немалый опыт работы, довольно
трудно ответить. Ну, скажу я: умение,
талант захватить ребят тем, чему учишь. А какие нужны терпение и выдержка? Ну, конечно же,
бесконечное терпение и выдержка - данные настоящего педагога. А искренность и
честность перед самим собой и перед детьми? Верно, конечно же, и это. Настоящий
учитель должен обладать поистине «созвездием»
всех прекрасных человеческих качеств.
И в то же время точно могу сказать, без чего нет
настоящего педагога, - без верности
своему делу. Не должно быть на этом месте человека равнодушного, самоуспокоенного, раз и навсегда затвердившего для себя какие-то
правила и мирно живущего по ним, человека без огня в душе, без полета мысли. Дети этого ведь не прощают. Они, как никто
другой, остро и тонко чувствуют, кто отдает им всего себя, свою доброту и
тепло, а кто скупится на отдачу и делится лишь малыми крупицами своего
богатства, будь то знания или человеческое добро и даже просто твое время. Если
только «от и до», то ничего не сделаешь, ничего не добьешься, и вряд ли такой
человек может назвать себя Учителем.
Почему
я повела разговор о том, кто может сегодня называть себя Учителем?
Потому что именно сейчас, становится насущным вопрос:
какой я
учитель? Справляюсь ли я на своем месте? В чем мне нужно изменяться,
перестраиваться, совершенствоваться? Кто, как не мы, прежде всего должны ответить и
себе, и тем, кого учим: какой он,
сегодняшний Учитель? Ведь нынешние требования к нему далеко не те, что были
вчера. Да, конечно, это должен быть человек, обладающий высокими знаниями и
культурой, пользующийся авторитетом и уважением, и в то же время его роль во
многом изменилась, усложнилась. Мы, учителя, должны разбудить в каждом своем
ученике жажду самообразования и совершенствования, не просто дать ему знания; а
научить его самостоятельно их добывать - иначе молодой человек не справится со
своими обязанностями в век ускоренного развития промышленности, науки и техники,
всего нашего хозяйства.
Готовить сегодня к самостоятельной жизни и труду -
на это должен ориентироваться учитель. Мы должны дать ученику знания, но,
прежде всего, пробудить его ответственность перед обществом. Я всегда говорю своим
ученикам : «Не забывайте, что вы живете не только для себя. Чтоб вы, уже почти
взрослые, можете дать людям? Тепло ли им рядом с вами?» Если человек осознает
свой социальный долг до того, как уйдет за порог школы, ему уже не надо будет
позже расшифровывать эти истины и внушать, что прежде всего надо жить так,
чтобы от тебя была отдача обществу, а потом уже - для себя.
Л.
Н. Толстой говорил о том, что «если учитель имеет только
любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к
ученику, как отец, мать, — он будет лучше того учителя, который прочел все
книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он —
совершенный учитель».
Комментариев нет:
Отправить комментарий