Учитель начальных классов: Исакова Е.Н.
«То, что дети могут сделать вместе сегодня,
завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно».
Л. С. Выготского.
В настоящее время актуальным становится использование в
образовательном процессе приёмов и методов, которые формируют умение
самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать
гипотезы, делать выводы и умозаключения.
Но, к
сожалению, в системе образования существует ряд проблем, связанных с тем, что
школьники не всегда эффективно могут применять приобретённые умения и знания в
различных ситуациях. Дело
в том, что школу приходят дети с разной
познавательной активностью и учебной мотивацией. Зачастую родители не в
состоянии помочь ребенку в формировании таких компетенций, как компетенция
решения проблемы, информационная и коммуникативная. Проектная и
исследовательская деятельность как раз и предполагает такие этапы деятельности,
как поиск, переработка, систематизация информации, постановка и решение
проблемы. Однако полноценная проектная
деятельность не соответствует возрастным возможностям младших школьников.
Переносить способы работы из основной школы в начальную школу, не подготовив
для этого необходимую почву, неэффективно и, как правило, вредно.
Прообразом
проектной деятельности для младших школьников являются проектные задачи,
применение которых становится возможным, начиная с 1 класса. В условиях
реализации ФГОС, данная система имеет огромную образовательную ценность, так
как учит ребенка занимать и отслеживать позицию деятеля на всех этапах своей
практической деятельности: от момента постановки проблемы и цели до этапа
оценки результата.
Основная идея системы проектных задач
заключается в том, что, решая их, младший школьник фактически осваивает основы
способа проектирования, а это поможет в дальнейшем содержательно и грамотно
осваивать проектную деятельность как ведущую в основной школе. Решение проектных задач не только работает
на перспективу, но и способствует более высокому уровню усвоения программного
содержания начальной школы, способствует формированию умений действовать в нестандартных ситуациях, видеть проблему и находить пути её решения;
ставить цели и достигать их; анализировать; планировать свою деятельность;
проявлять инициативу, сотрудничать; рефлексировать и другим умениям.
По сути, всё, что я перечислила,
является Универсальными Учебными Действиями (УУД).
Личностные – определяют ценности и смыслы учения.
Регулятивные – организуют
учебную деятельность.
Познавательные – осуществляют
процесс познания.
Коммуникативные – обеспечивают
процесс сотрудничества.
Проектная задача направлена на
выпускника, на современного молодого человека, которого школа должна
подготовить к адаптации в
социальной жизни.
Что мы понимаем под термином
«Проектная задача»?
«Это система или набор
заданий, направленных на поиск лучшего пути достижения результата в виде
реального «продукта», в ходе решения которой,
происходит качественное самоизменение группы детей» (Воронцов А.Б).
В чём отличие ПРОЕКТНОЙ
ЗАДАЧИ от ПРОЕКТА?
Отличие проектной задачи
от проекта заключается в том, что для решения этой задачи школьникам
предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора заданий и
требуемых для их выполнения данных.
Комментариев нет:
Отправить комментарий