вторник, 23 апреля 2019 г.

Решение проектных задач как один из методов формирования ключевых компетенций у младших школьников.

Учитель начальных классов: Исакова Е.Н.
«То, что дети могут сделать вместе сегодня,
завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно».
Л. С. Выготского.
              
                         В настоящее время  актуальным становится использование в образовательном процессе приёмов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.
 Но, к сожалению, в системе образования существует ряд проблем, связанных с тем, что школьники не всегда эффективно могут применять приобретённые умения и знания в различных ситуациях. Дело в том, что  школу приходят дети с разной познавательной активностью и учебной мотивацией. Зачастую родители не в состоянии помочь ребенку в формировании таких компетенций, как компетенция решения проблемы, информационная и коммуникативная. Проектная и исследовательская деятельность как раз и предполагает такие этапы деятельности, как поиск, переработка, систематизация информации, постановка и решение проблемы.  Однако полноценная проектная деятельность не соответствует возрастным возможностям младших школьников. Переносить способы работы из основной школы в начальную школу, не подготовив для этого необходимую почву, неэффективно и, как правило, вредно.        
          Прообразом проектной деятельности для младших школьников являются проектные задачи, применение которых становится возможным, начиная с 1 класса. В условиях реализации ФГОС, данная система имеет огромную образовательную ценность, так как учит ребенка занимать и отслеживать позицию деятеля на всех этапах своей практической деятельности: от момента постановки проблемы и цели до этапа оценки результата.
Основная идея системы проектных задач заключается в том, что, решая их, младший школьник фактически осваивает основы способа проектирования, а это поможет в дальнейшем содержательно и грамотно осваивать проектную деятельность как ведущую в основной школе.   Решение проектных задач не только работает на перспективу, но и способствует более высокому уровню усвоения программного содержания начальной школы, способствует формированию умений  действовать в нестандартных ситуациях,  видеть проблему и находить пути её решения; ставить цели и достигать их; анализировать; планировать свою деятельность; проявлять инициативу, сотрудничать; рефлексировать и другим умениям.
         По сути, всё, что я перечислила, является Универсальными Учебными Действиями (УУД).
Личностные – определяют ценности и смыслы учения.
               Регулятивные – организуют учебную деятельность.
              Познавательные – осуществляют процесс познания.
               Коммуникативные – обеспечивают процесс сотрудничества.
               Проектная задача направлена на выпускника, на современного молодого человека, которого школа должна подготовить к       адаптации в социальной жизни.


Что мы понимаем под термином «Проектная задача»?
«Это система или набор заданий, направленных на поиск лучшего пути достижения результата в виде реального «продукта», в ходе решения которой,  происходит качественное самоизменение группы детей» (Воронцов А.Б).

В чём отличие ПРОЕКТНОЙ ЗАДАЧИ от ПРОЕКТА?
Отличие проектной задачи от проекта заключается в том, что для решения этой задачи школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора заданий и требуемых для их выполнения данных.
    

Комментариев нет:

Отправить комментарий