четверг, 2 ноября 2017 г.

«Роль стимулирования учебной деятельности младшего школьника в создании условий качественного образования»

Учитель начальных классов: Ирина Николаевна Алексанян


Младший школьный возраст – это возраст, когда закладывается фундамент знаний, позволяющий ребёнку в дальнейшем получить качественное образование.  Учителю начальных классов нужно только  обеспечить благоприятные условия, способствующие развитию и саморазвитию ребёнка. Как справедливо отмечал великий немецкий  педагог А. Дистервег: «Ум ребёнка нельзя наполнить знаниями, он сам должен схватить и усвоить их». Человеку нельзя сообщить знания, их можно ему предложить, но овладеть ими он должен в результате собственной деятельности.
Человек включается в деятельность только при появлении мотива участвовать в ней. Характер и результат его познавательной деятельности зависят от того, какой мотив возобладает и станет решающим. Если желание  ученика разобраться в рассматриваемых на уроке проблемах станет главным и вытеснит все остальные, он сосредоточится, и процесс познания пойдёт успешно. Задача учителя  заключается как раз в том, чтобы обеспечить возникновение, сохранение и преобладание в душе младшего школьника  именно мотивов учебно – познавательной деятельности.
С этой целью как раз и используются стимулы. Задача стимулирования– вызвать и усилить у школьника собственные полезные мотивы деятельности. А для этого учителю  надо актуализировать связанную с ним потребность. Именно на этом основано стимулирование познавательной деятельности.
Если педагог не знает, что нужно детям, какие у них нужды, потребности, желания, интересы, то ему не удастся стимулировать их деятельность. Неудачный стимул пробуждает не ту потребность и ведёт к неудачному  выполнению дела.
В практике своей работы учителя начальных классов  применяют разнообразные   способы стимулирования. Опыт работы позволил сгруппировать их на группы:
ü   первая группа – это специальные стимулы, каждый из которых ориентирован на вполне определённые потребности школьников;
ü   вторая группа  связана с лучшим удовлетворением врождённой потребности познания, которая есть у каждого ребёнка, через разумную организацию обучения;
ü   третья группа – с созданием общих благоприятных условий для протекания учебного процесса, также стимулирующих познавательную деятельность.
Начнём с такого стимула, как новизна учебного материала и характера познавательной деятельности. Новизна материала, необычность его подачи побуждают школьников получше присмотреться к ранее неизвестному и разобраться в нём. Педагог в данном случае опирается  на присущую детям природную любознательность, на желание всё знать. Бессмысленно повторять на уроке давно известные детям идеи или факты без добавления чего – то нового. 
Следующий стимул – практическая  значимость и польза знаний для самих школьников. Действительно, смысл познания – ориентация в мире, успех в деятельности, достижение целей, нахождение своего места и утверждение в обществе. Не случайно школьники проявляют большой интерес к той информации, которая помогает им решать свои жизненные проблемы. Все интересы можно использовать для стимулирования обучения.  Для этого учителю необходимо переработать учебный материал с точки зрения его нужности детям.
            Противоречивость материала тоже является стимулом познавательной деятельности. Когда человек встречается с противоречием, в частности, со взаимоисключающими сведениями о каком – либо предмете или взаимно противоречащими объяснениями некоторого процесса, у него возникает эффект удивления и желание разобраться в проблеме.
            Задача учителя – находить, конструировать полезные для познавательного процесса противоречия, вовлекать школьников в их обсуждение и побуждать к их разрешению.
            Такой стимул, как оценка, уже давно используется учителями. Однако в последние десятилетия у нас не утихают споры о том, нужна ли оценка, должна ли она точно отражать успехи ученика или слабо успевающему школьнику лучше не показывать реальный уровень его учения, т.к. это больно ранит слабо успевающих детей и отбивает у них желание учиться. Влияние данного факта может быть двояким. Главное, чтобы  неудовлетворительная  оценка не  повторялась часто  и не  приводила к каким – то санкциям со стороны родителей, учителей, насмешкам товарищей  тем самым, отбивая желание ученика  учиться.
            И, наконец, ещё один очень важный  стимул – использование игр и включение игровых элементов в школьные занятия. Высоко оценивая значение игры, В.А. Сухомлинский писал: «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».
            Включение игр в урок желательно по разным основаниям. Во – первых, игра увлекательна. Она снимает накопившуюся умственную усталость, повышает оптимистический настрой, сплачивает группу, сближает детей с учителем. Но самое главное  – она сближает изучаемые в классе вопросы с внутренним миром школьника, а значит, явно стимулирует учебную деятельность. Учитель, который часто использует на уроке элементы игры, это обычно любимый учитель, а его предмет становится любимым предметом школьников
           
Стимулирование познавательной деятельности  является  средство саморазвития и самореализации личности.  Чтобы  младший школьник мог самореализоваться, учителю необходимо создать ему соответствующие условия: стимулировать свободу волепроявления, пространство творческой деятельности, социальный комфорт.   В данном случае ведущей мотивацией является нравственно – волевая мотивация. Ставка делается на самостоятельную творческую деятельность учащихся, рефлексию деятельности и своей позиции.
            Стимулирующую роль играет «самоотметка». Диагностика учащихся начальных классов показала, что у трети учащихся начальных классов самооценка занижена. Изменить ситуацию помогает кропотливая индивидуальная работа с учениками. Успех в работе становится возможным благодаря реализации принципа педагогической поддержки, а это значит:
ü          верить в каждого ребёнка и его возможности;
ü          оценивать не личность, а действия, поступки;
ü          видеть ценность не только результата, а и самого процесса взаимодействия с ребёнком;
ü          проявлять внимание к каждому ребёнку постоянно, радуясь его самостоятельным действиям, поощряя их;
ü          не торопиться с выводами;
ü          помогать каждому в поиске своего «Я», в сохранении уникальности.
            Одной из  причин  низкого качества образования  в начальной школе является недостаточная теоретическая разработанность стимулирования учебной деятельности учащихся, скудный арсенал используемых стимулов во время урока, формирующих  школьную мотивацию.
            Анкетирование учителей показало, что педагогическое стимулирование понимается учителями как поощрение деятельности учащихся, дающее возможность ребёнку проявить себя с лучшей стороны, как создание условий, при которых дети работают с наибольшей эффективностью и наименьшим напряжением, как своевременная оценка деятельности учащегося.  В основном учителя начальных классов применяют следующие стимулы:
ü          оценка;
ü          запись благодарности в дневник;
ü          словесное поощрение;
ü          групповая работа;
ü          назначение консультантом;
ü          выставка лучших работ.
       Учителя часто включают «мнимые стимулы», не имеющие социально – педагогической значимости: обещание поставить оценку «5», отпустить до звонка, обещание наказания (угроза вызвать родителей, поставить неудовлетворительную оценку и прочее), ссылки учителя на усталость, плохое самочувствие. Но, к сожалению, такие стимулы не могут быть эффективными.

            Сегодня современный учитель должен стремиться создать  условия, призванные способствовать тому, чтобы  каждый его ученик мог реализовать себя как субъект собственной жизни, деятельности, общения и самосознания с учетом своих психофизиологических особенностей и учебных возможностей. Создание таких условий и  будет способствовать повышению качества образования.

Комментариев нет:

Отправить комментарий