понедельник, 9 октября 2017 г.

Пути формирования навыков беглого чтения у учащихся начальных классов.

Учитель нач.классов: Сумкина О.Д. 
          «Можно жить и быть счастливым, не овладев математикой. 
           Но нельзя быть счастливым, не умея читать. 
          Тот, кому недоступно искусство чтения, - невоспитанный
           человек, нравственный невежда».
                                                              В. А. Сухомлинский  


Совершенствование техники чтения – одна из главных задач обучения
младших школьников. От постановки обучения детей чтению во многом
зависит формирование личности ученика, становление его отношения к
учению, школе, учителю, товарищам, коллективу класса, к самому себе.
   «Чтение – вот лучшее учение». 
Наверное, нет необходимостиобъяснять глубокий смысл этой пословицы. От умения детей читать бегло,выразительно, понимать содержание прочитанного, анализировать поступки героев, делать соответствующие выводы зависят их успехи в учении напротяжении всех школьных лет. Несформированный навык чтения мешает восприятию, что, в свою очередь, тормозит развитие мыслительных процессов и памяти. Это приводит к низкому уровню обучаемости, в конечном результате - к низкому качеству обучения.
    Например, чтобы прочитать текст, который содержит 900 слов (2-й
класс) при беглости чтения 45 слов в минуту, необходимо затратить 20
минут. На повторное чтение уйдет вторая часть урока. Таким образом, на
уроке исключается возможность анализировать текст, работать над полным
правильным ответом ученика. Не хватает времени на опрос, исключается
возможность контролировать усвоение изучаемого материала.
   При недостаточно сформированном навыке чтения на ознакомление с
условием задач и упражнений домашнего задания ученику придется
затратить больше часа. Естественно, что ученики за один раз не поймут того,
что написано в учебнике. Им придётся минимум дважды, трижды
прочитывать тексты - это уже 2 часа. Плюс ещё письменные работы. Какой
же может возникнуть интерес к учебе, если рабочий день ученика составляет
6-7 часов? При таком неадекватном напряжении сил школьника обучение и
воспитание становится неэффективным, подрывающим его здоровье.
Поэтому становится понятным, какое огромное значение должен
уделять учитель младших классов обучению чтению, какую ответственность
он несет перед учениками, его родителями, учителями средней школы.
Надеяться «на авось», на то, что с годами беглость чтения придёт сама, не
стоит.
   Исследования показали, что количество читаемых книг, приходящихся
на одного ученика, постоянно сокращается. Почему современные дети не
любят читать? Процесс чтения для них очень трудоемок, требует больших
затрат, а более легких источников получения информации сегодня очень много. Ведь чтение – это не только тот предмет, которым надо успешно
овладеть ученику, но и тот, посредством которого он будет осваивать другие
дисциплины, познавать богатство окружающего мира и человеческих
отношений, формировать собственное отношение к действительности.
Поэтому особенно важным в работе учителя являются два фактора: развитие
у учащихся интереса к содержанию чтения и самому процессу чтения.
   Ученики младших классов находятся в том благоприятном возрасте,
когда можно добиться оптимальной скорости, они имеют практически
неисчерпаемый резерв повышения техники чтения. И этому столь
необходимому умению ребенка учит учитель начальной школы. Как сделать,
чтобы это учение не превратилось в горькую пытку? Что придумать, чтобы
урок чтения стал любимым? Как учить чтению, чтобы дети полюбили книгу?
   Эти вопросы всегда волновали педагога; заставляя искать, пробовать,
что-то отвергать, что-то накапливать в своем опыте. Понимая значимость
обучения чтению в образовании, воспитании и развитии детей, необходимо
искать пути повышения качества обучения на уроках. На сегодняшнем этапе
образовательного процесса представлено достаточно большое количество
методической литературы по формированию навыков чтения у учащихся
младших классов. Особенно привлекает опыт ученых, педагогов-новаторов,
работающих в этой области. Так, Неборская Т. А, Зайцев В. Н.,
Федоренко И. Т. предлагают использовать в учебном процессе творческие,
развивающие виды деятельности, которые приводят к развитию
оптимального чтения, оперативной памяти, мышления.

   Неплохие результаты можно объяснить систематичностью работы и
проблемно-поисковым стилем мышления. Важно творчески использовать
различные методические приемы, упражнения, видоизменять и
комбинировать их в зависимости от возраста и подготовки класса. Данные
методы и приемы можно применять на уроках, во внеклассной работе, а
также в работе с родителями.
   Задача педагогов I ступени общего среднего образования –
сформировать у младших школьников навык чтения. Ее реализации
предшествует целенаправленная систематическая работа на протяжении
четырех лет обучения. Как сформировать навык чтения, обеспечить в
дальнейшем успешное обучение? В чем же основные причины отставания
техники чтения и можно ли их устранить?

Комментариев нет:

Отправить комментарий