вторник, 10 октября 2017 г.

«Деятельностный подход как условие развития у ребёнка познавательных интересов»

Учитель начальных классов: Юрасова Н.А

Урок есть важнейшее открытие классической педагогики и творческой практики. Ему несколько  сотен лет и ещё долгое время 
он будет служить воспитанию и образованию подрастающего 
поколения.  Главное направление новых стандартов – усиление заботы о развивающей стороне обучения, о формировании у школьников умения учиться. 
 Вот тезис, который давно в психологии обучения является основополагающим: «Великая цель образования – это не знания, а действия». Личность ребёнка измеряется тем, как он ведёт себя 
на уроке, в чём и как себя проявляет, с чем приходит на урок
 и с чем уходит. И надо чтобы они дети и урок любили друг друга.
Методологической основой ФГОС второго поколения является системно-деятельностный подход.
Понятие системно-деятельностного подхода было введено
 А.Г Асмоловым с целью интеграции системного и 
 деятельностного подходов, до определенного времени 
 находившихся в оппозиции друг к другу.
Прежде всего что же даёт  системно – деятельностный 
подход учителю
Что дает системно-деятельностный подход учителю?
                     Систематизировать знания об активизации деятельности учащихся
                     «Увидеть» себя, свой педагогический  опыт в новой системе обучения
                     Приходить к новому способу обучения  поэтапно
                     Уже на первых этапах повысить  качество образования
                     Включиться в инновационный процесс
                     Вырасти профессионально
                     Обеспечить достаточную полноту и качество
 формирования УУД
Деятельностный подход к обучению предполагает:
• наличие у детей познавательного мотива (желания узнать,

 открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, 
что именно нужно выяснить, освоить);
• выполнение учениками определённых действий для 

приобретения недостающих знаний;
• выявление и освоение учащимися способа действия,

 позволяющего осознанно применять приобретённые знания;
• формирование у школьников умения контролировать свои действия 

– как после их завершения, так и по ходу;
• включение содержания обучения в контекст решения значимых

 жизненных задач.
Очевидно, что знание, которое ребенок сам «открыл», наглядно для него, доступно и сознательно им усвоено… Включение ребенка в деятельность…активизирует его мышление, формирует у него готовность к саморазвитию». В.В. Давыдов
Деятельность, таким образом, выступает как внешнее условие развития у ребенка познавательных процессов. Это означает, то, чтобы ребенок развивался, необходимо организовать его деятельность. При пассивном восприятии учебного материала развития не происходит. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие.  Это может быть, как создание проблемной ситуации. Ведь как принято любая проблема требует решения.
Каковы же пути реализации деятельностного подхода
А)организация работы над  понятиями, над закономерностями и правилами по законам учебной деятельности: от мотивации и постановки учебной задачи - к ее решению, осмыслению необходимого способа действия и к последующему осознанному использованию приобретенных знаний; 

  Б) целенаправленная организация речевой деятельности учащихся применительно к различным речевым ситуациям.  
Наличие познавательного мотива и конкретной учебной цели прежде всего это:
- создание и постоянное поддержание у детей   познавательного мотива;
 - осознание того вопроса, на который   требуется, интересно найти ответ.
Какие при этом должны быть выполнены действия для приобретения недостающих знаний.
«Не вводить знания в готовом виде. Даже если нет никакой возможности повести детей к открытию нового, всегда есть возможность создать ситуацию поиска, поставить перед детьми какую- то проблему…» 
 «Прежде чем вводить новое знание, надо создать ситуацию… необходимости его появления».
Какие же способы мотивации деятельности детей, формирования активной познавательной позиции использую на уроках
1.Задания, для выполнения которых недостаёт знаний. 
2. Заголовки-вопросы.
3. Наблюдения за фактами языка, в том числе за ошибками, для объяснения которых нужны новые сведения. 
4. Вопросы, суждения, ошибки  персонажей.
Проблемные ситуации присутствуют и в учебниках УМК «Начальная школа XXI века» это введение  персонажей, которые ведут между собой диалог, высказывая различные точки зрения. Вопросы: «Кто прав?» становятся отправной точкой дальнейшего поиска.
К примеру на уроках русского языка при изучении темы : «Речевые ситуации». Где встаёт проблема, как вежливо уметь отказать другу или знакомому, если он просит у тебя книгу, а книга не твоя и ты её не можешь дать.
На уроках математике или  русского языка упражняемся в поиске и исправлении специально допущенных ошибок. Проблемность при обучении математики возникает совершенно естественно, не требуя никаких специальных упражнений, искусственно подбираемых ситуаций. В сущности, не только каждая текстовая задача, но и другие задания, представленные в учебниках математики и дидактических материалах, и есть своего рода проблемы, над решением которых ученик должен задуматься.
Любое математическое задание ставит ученика перед определенными трудностями, требующими значительного умственного усилия при выполнении мыслительных операций, приводящих к решению. Проблемные задания ставят ученика в ситуацию, в которой у него должно появиться удивление и ощущение трудности, которое, однако, ученик намерен преодолеть.
  Большая роль в развитии личности отводится игре. В процессе игры на уроках учащиеся незаметно для себя решают проблемы, выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать множества, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи. Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда - стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры. В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества личности.
   В учебный материал можно включить содержательно-логические задания, направленные на развитие различных характеристик внимания. Такие как: отыскание ходов в обычных и числовых лабиринтах,   быстрее нарисуй, найди, кто спрятался, найди сходство и различие.

Какой способ позволяет выполнить указанное условие.
Это правильная постановка учебной задачи, т.е. создание проблемной ситуации на уроке.
Если  представить эти возможности, обеспечить их как фактор школьной жизнедеятельности, то образование в корне изменит свое содержание и формы, станет по-настоящему современным и динамичным.


Комментариев нет:

Отправить комментарий