понедельник, 13 февраля 2017 г.

Технология продуктивного чтения как средство формирования правильной читательской деятельности младших школьников

Автор: учитель начальных классов Судникова А.А.

Новый стандарт предъявляет новые требования к результатам начального образования. Выпускник начальной школы должен не только владеть системой знаний, умений и навыков. В проекте стандарта сказано, что ребёнок, оканчивающий начальную школу, – это человек любознательный, интересующийся, активно познающий мир; умеющий учиться, способный к организации собственной деятельности.

Интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения. Одним из вариантов повышения качества чтения в начальной школе является целенаправленное управление обучением чтению. Чтобы чтение было эффективным, важно научить ребенка пользоваться книгой.

Учить правильному чтению способствует технология продуктивного чтения, разработанная профессором Н. Н. Светловской.

Продуктивным чтением является такое чтение, при котором вместо скорости прочтения и воспроизведения фактурной информации, ведется перечитывание всех видов текстовой информации, глубокое понимание текста. Целью технологии является формирование типа правильной читательской деятельности, умение самостоятельно понимать текст. Данная технология направлена на формирование коммуникативных универсальных учебных действий, умений истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников; познавательных универсальных учебных действий, а именно, – умения извлекать информацию из текста.

Технология продуктивного чтения резко отличается от традиционной технологии передачи ученику готового знания. Теперь учитель организовывает исследовательскую работу детей так, что они сами «додумываются» до решения ключевой проблемы урока и сами могут объяснить, как действовать в новых условиях. Учитель становится учителем – партнёром, наблюдателем и вдумчивым наставником, помогающим каждому ученику выстроить собственный вектор личностного развития.

Действия учеников становятся более активными, творческими и самостоятельными, а роль учителя всё более сводится к «режиссированию» этой активной, познавательной деятельности учащихся. Творчески раскрепощённые и эмоционально настроенные дети глубже чувствуют и понимают прочитанное.

Структура технологи продуктивного чтения представляет собой трёхступенчатый процесс: работа с текстом до чтения; работа с текстом во время чтения; работа с текстом после чтения.

1 этап. Работа с текстом до чтения
Цель: развитие антиципации.
·         чтение заглавия произведения.
·         чтение ключевых слов.
·         рассматривание иллюстраций.

2 этап. Работа с текстом во время чтения
Цель: достижение понимания текста на уровне содержания.
·         чтение текста по частям с комментариями.
Условия осуществления:
- читать должны дети, а комментировать – учитель.
- комментарии должны быть краткими и динамичными.
- комментарии не должны превращаться в беседу,
·         интересные аргументируемые суждения детей вплетать в общий разговор.
Условия осуществления:
- соблюдать чувство меры.
·         находить в тексте прямые и скрытые авторские вопросы. (Фактически все статьи учебника содержат прямые авторские вопросы. Они выделены различными значками. А вот скрытые вопросы дети учатся искать в тексте.).
·         задавать свои вопросы.
·         обдумывать предположения о дальнейшем содержании текста.
·         включать воображение.
·         словарная работа (Необходима на каждом уроке, т.к. много непонятных для детей слов).
·         озаглавливание частей текста.
·         выборочное чтение.
·         беседа по содержанию текста.
·         сравнивание содержания текста со своими предположениями.

3 этап. Работа с текстом после чтения
·         Постановка проблемного вопроса к тексту.
·         Повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрации. (Подтвердились ли предположения и прогнозы о теме и содержании урока?)
·         Высказывание и аргументация отношения к прочитанному.
·         Анализ поступков героев.
·         Выполнение творческих заданий.

Хочется обратить внимание на то, что психологической особенностью детей начальных классов является целостное представление об окружающем мире и особую важность для них ещё сохраняет эмоциональная сторона ознакомления с объектами.

Применение этой технологии помогает детям более живому и эмоциональному восприятию предлагаемых научно-популярных статей. У них возникает желание читать книги, самостоятельно добывать знания. Они с удовольствием читают дополнительный материал по темам урока, делятся новыми знаниями. Дети умеют ориентироваться в незнакомой книге, выбирать нужные из предложенных. В результате – много читают. А это, естественно, повышает качество чтения.




Комментариев нет:

Отправить комментарий