Учитель: Жеребцова И.И
Широко применяется в
воспитательной работе технология
проектного обучения, при
которой учащиеся самостоятельно и охотно приобретают знания из различных
источников, учатся ими пользоваться, приобретают коммуникативные умения,
развивают исследовательские умения и системное мышление. Ведущая форма
технологии проектного обучения – игра, во время которой дети делятся на группы,
создают и защищают свой проект.
9. Л .И. Новикова, В.А. Караковский, Н.Л. Селиванова.
Концептуальные основы теории воспитательных систем.
Воспитательные
технологии – это одно из средств
воспитания, система научно обоснованных
приемов и методик, способствующих установлению таких отношений между субъектами
процесса, при которых в непосредственном контакте достигается поставленная цель
– приобщение воспитуемых к
общечеловеческим культурным ценностям.
Воспитательные
технологии включают следующие системообразующие компоненты:
·
Диагностирование
·
Целеполагание
·
Проектирование
·
Конструирование
·
Организационно –
деятельностный компонент
·
Контрольно –
управленческий компонент
Содержательный
компонент наряду с правильно поставленной диагностичной целью и
определяет успешность и характер воспитательной технологии. От них зависит,
будет ли воспитательная технология информативной или развивающей, традиционной
или личностно – ориентированной, продуктивной или малоэффективной. В основном
эффективность воспитательной технологии зависит от того, насколько
концептуально увязаны между собой цели и содержание деятельности.
Содержанием воспитательных технологий являются:
·
Научно
обоснованные социализированные требования
·
Передача
социального опыта
·
Постановка
цели и анализ сложившейся ситуации
·
Социализированная
оценка ученика
·
Организация
творческого дела
·
Создание ситуации
успеха
Технологии
воспитания классифицируют :
1.
По философской основе:
o материалистические;
o прагматические;
o гуманистические,
o антропософские.
3.
По категории объекта:
o индивидуальные;
o групповые;
o коллективные;
o массовые.
Характерной особенностью воспитательной
технологии является возможность воспроизведения воспитательной цепочки и её
пошаговый анализ.
Рассмотрим пример самой распространенной
по применению воспитательной технологии
– технологии организации и проведения
группового воспитательного дела (по Н.Е.Щурковой). Общая воспитательная
цель любого группового дела – формирование относительно устойчивых отношений человека к себе, окружающим,
природе, вещам.
Технологическую цепочку любого
воспитательного дела можно представить следующим образом:
·
Подготовительный
этап (предварительное формирование
отношения к делу, интереса к нему, подготовка необходимых материалов)
·
Психологический
настрой (приветствие, вступительное
слово)
·
Содержательная (предметная) деятельность
·
Завершение
·
Проекция на
будущее.
Рассмотрим отдельные
воспитательные технологии, которые
получили достаточно широкое распространение в массовой практике школ.
Технология здоровьесберегающая.
Цель технологии: сохранение физического и
психического здоровья ребенка и обучение навыкам сохранения его. Специалисты
предлагают несколько подходов к классификации здоровьесберегающих
технологий. Наиболее проработанной и используемой в образовательных
учреждениях является классификация, предложенная Н.К. Смирновым.
·
Медико-гигиенические
технологии (МГТ). К
медико-гигиеническим технологиям относятся контроль и помощь в обеспечении
надлежащих гигиенических условий в соответствии с регламентациями СанПиНов.
Медицинский кабинет школы организует проведение прививок учащимся, оказание
консультативной и неотложной помощи обратившимся в медицинский кабинет,
проводит мероприятия по санитарно-гигиеническому просвещению учащихся и
педагогического коллектива, следит за динамикой здоровья учащихся,
организует профилактические мероприятия в преддверии эпидемий (гриппа) и решает
ряд других задач, относящихся к компетенции медицинской службы.
·
Физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ). Направлены на физическое развитие занимающихся:
закаливание, тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости и других
качеств, отличающих здорового, тренированного человека от физически немощного.
Реализуются на уроках физической культуры и в работе спортивных секций.
·
Экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ)
Направленность
этих технологий - создание природосообразных, экологически оптимальных условий
жизни и деятельности людей, гармоничных взаимоотношений с природой. В школе это
- и обустройство пришкольной территории, и зеленые растения в классах,
рекреациях, и живой уголок, и участие в природоохранных мероприятиях.
·
Технологии обеспечения безопасности
жизнедеятельности (ТОБЖ).
Поскольку сохранение здоровья
рассматривается при этом как частный случай главной задачи – сохранение жизни –
требования и рекомендации этих специалистов подлежат обязательному учету и
интеграции в общую систему здоровьесберегающих технологий. Грамотность
учащихся по этим вопросам обеспечивается изучением курса ОБЖ.
Широко применяется в
воспитательной работе технология
проектного обучения, при
которой учащиеся самостоятельно и охотно приобретают знания из различных
источников, учатся ими пользоваться, приобретают коммуникативные умения,
развивают исследовательские умения и системное мышление. Ведущая форма
технологии проектного обучения – игра, во время которой дети делятся на группы,
создают и защищают свой проект.
Работа системы дополнительного
образования предполагает применение технологии
личностно-ориентированного обучения, которая создает наиболее благоприятные
условия для развития личности ученика как индивидуальности. В рамках
личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются
гуманно-личностные технологии, технологии сотрудничества и технологии
свободного воспитания.
·
Гуманно-личностные технологии отличаются прежде всего своей гуманистической
сущностью, психотерапевтической направленностью на поддержку личности, помощь
ей. Они «исповедуют» идеи всестороннего уважения и любви к ребенку,
оптимистическую веру в его творческие силы, отвергая принуждение.
·
Технологии сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнерство в
субъект-субъектных отношениях педагога и ребенка. Учитель и учащиеся совместно
вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии
сотрудничества, сотворчества.
·
Технологии свободного воспитания делают акцент на предоставление ребенку свободы
выбора и самостоятельности в большей или меньшей сфере его жизнедеятельности.
Осуществляя выбор, ребенок наилучшим способом реализует позицию субъекта, идя к
результату от внутреннего побуждения, а не от внешнего воздействия.
Здесь следует несколько слов сказать огуманно-личностной технологии Шалвы
Александровича Амонашвили, академика
РАО, известного советского и грузинского педагога -ученого и практика, который
разработал и воплотил в своей экспериментальной школе педагогику
сотрудничества, личностный подход.
Целевыми ориентациями гуманно
– личностной технологии Ш.А.Амонашвили являются:
ü способствование становлению, развитию и воспитанию в
ребенке
благородного человека путем
раскрытия его личностных качеств;
ü
развитие и
становление познавательных сил ребенка;
ü
идеал воспитания
– самовоспитание.
В работе кружков, секций, клубов
применяется технология обучения.
Цель технологии - учет индивидуальных особенностей учащихся в такой форме,
когда они группируются на основании каких-либо особенностей для отдельного
обучения. Например, танцующие дети посещают танцевальный кружок, поющие вокальный, хоровой и т.д.
Технология педагогики сотрудничества может быть рассмотрена как образовательная, так и воспитательная технология. Педагогику сотрудничества надо рассматривать как особого типа «проникающую» технологию, так как её идеи вошли почти во все современные педагогические технологии. Целевыми ориентациями данной технологии являются:
Технология педагогики сотрудничества может быть рассмотрена как образовательная, так и воспитательная технология. Педагогику сотрудничества надо рассматривать как особого типа «проникающую» технологию, так как её идеи вошли почти во все современные педагогические технологии. Целевыми ориентациями данной технологии являются:
·
Переход от
педагогики требований к педагогике отношений
·
Гуманно –
личностный подход к ребёнку
·
Единство обучения
и воспитания
Концептуальные положения педагогики
сотрудничества отражают важнейшие тенденции, по которым развивается воспитание
в современной школе:
ü
превращение школы
Знания в школу Воспитания;
ü
постановка
личности школьника в центр всей воспитательной системы;
ü
гуманистическая
ориентация воспитания, формирование общечеловеческих ценностей;
ü
развитие
творческих способностей ребёнка, его индивидуальности;
ü
возрождение
национальных культурных традиций;
ü
сочетание
индивидуального и коллективного воспитания;
ü
постановка
трудной цели.
Технология
педагогического общения – технология
воспитания, основанная на взаимодействии субъектов. Основные функции
педагогического общения: оградить достоинство педагога, сохранить достоинство
ребенка, корректировать поведение ребенка. Ведущим принципом технологии
является принятие ребенка таким , каков он есть, а не таким, каким его хочет
видеть воспитатель.
Технология
педагогического разрешения конфликта
– технология конструктивного устранения противоречий в отношениях между
субъектами. Критерий правильного разрешенного конфликта – обогащение
внутреннего мира каждого из участников конфликта.Способы разрешения конфликта;
юмор, «психологическое поглаживание, компромисс, анализ ситуации, подавление
партнера, разрыв связи.
Технология
предъявления педагогического требования
– технология воспитания, ведущим принципом которой является
культуросообразность форм предъявления требования, защищающих ребенка от
прямого давления. Педагогическое требование – предъявление нормы культурной
жизни и организация жизнедеятельности детей на уровне данной нормы. Основные
правила предъявления педагогического требования: скрытая педагогическая
позиция, этикет в оформлении требования, детализация выдвигаемых требований,
акцентирование на положительной программе действий, положительное подкрепление
требования, терпеливое ожидание результатов.
Технология
педагогической оценки поведения и поступков детей – технология воспитания, в основе которой оценка
качества личности ребенка, ориентированная
на нормы современной культуры. Педагогическая оценка направлена на
формирование социальных норм, установок, социальной позиции, мировоззрения.
Педагогическая оценка поведения и поступков детей является средством ориентации ребенка среди
множества ценностей и антиценностей. Основные принципы педагогического
оценивания: недопустимость сравнения ребенка с другим ребенком, признание
неприкосновенности и автономности личности и т.д.
Особого внимания заслуживает информационно-коммуникационная технология (ИКТ). Цель технологии:
формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных
способностей учащихся, подготовка личности «информированного общества»,
формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения.
ИКТ называют интерактивными, так как они обладают способностью «откликаться» на действия ученика и учителя, «вступать» с ними в диалог. Их можно использовать на всех этапах процесса обучения, и воспитания.
ИКТ называют интерактивными, так как они обладают способностью «откликаться» на действия ученика и учителя, «вступать» с ними в диалог. Их можно использовать на всех этапах процесса обучения, и воспитания.
Технология
индивидуального рефлексивного самовоспитания
(Олег Сергеевич Анисимов, Николай Петрович Капустин).
Именно рефлексивное воспитание позволяет человеку выстраивать траекторию своей
дальнейшей жизнедеятельности, реализовывать саморазвитие личности и побуждает
нести ответственность за результаты своего труда.
Индивидуализированное
воспитание – такая организация
воспитательного процесса, при
которой индивидуальный подход, индивидуализация воспитания и индивидуальная
модель взаимодействия учителя и ученика являются приоритетными.
Индивидуализированное
воспитание предполагает развитие или коррекцию индивидуального сознания через
механизм саморегуляции. Основная задача применения рефлексивной технологии –
обеспечение помощи воспитаннику, поддержки в трудной работе по
самостроительству.
Технологии
воспитания на основе системного подхода
(Караковский
Владимир Абрамович, доктор педагогических наук, профессор, директор школы-лаборатории №825, г.Москвы. Новикова
Людмила Ивановна)
Ведущей идеей здесь является ориентация
на личность школьника, его интересы и способности. Определяющую роль в
комплексе идей играет педагогическая концепция коллектива. Она опирается на
идеи системности, комплексности воспитания, интеграции педагогических
воздействий, необходимости коллективного творчества.
Целевые
ориентации:
-Формирование
личности – главная цель школы.
-Сверхцель
– всесторонне и гармонически развитая личность.
-Развитие
социальной активности.
-Формирование
ответственности, гражданского самосознания.
-Развитие
творческих способностей детей.
-Превращение
школы в большую воспитательную систему.
-Формирование
целостной научно обоснованной картины.
-Создание
доброжелательных отношений педагогического коллектива, учеников и родителей.
-Приобщение
детей к общечеловеческим ценностям: Земля, Отечество, Семья, Труд, Знания, Культура, Мир, Человек.
Технология
самосовершенствования личности школьника
(Герман
Константинович Селевко, руководитель Центра развития и саморазвития личности
Международной Академии наук педагогического образования, академик) основывается на широком использовании
самоуправляющих (психогенных) механизмов развития личности. В содержание
образования вводится методологическая компонента - учащиеся вооружаются
знаниями и умениями саморазвития, включаются в адекватную деятельность.
Технология саморазвития личности позволяет:
·
осуществлять
переход от воспитания к самовоспитанию;
·
формировать
личность, стремящуюся к саморазвитию, самосовершенствованию;
·
формировать
устойчивую мотивацию к ученью как к жизненно важному процессу.
Среди
прочих известных и отлично зарекомендовавших себя в практике воспитательной
работы: технология коллективного творческого воспитания И.П.Иванова, технология
гуманного коллективного воспитания В.А.Сухомлинского. Несмотря на то, что эти
технологии были разработаны и внедрены более полувека назад, их содержание
также актуально и в наши дни.
Технология коллективного творческого
воспитания Игоря Петровича Иванова.
Технология коллективного
творческого воспитания (другие названия: педагогика общей заботы, коммунарская
методика, методика коллективных творческих дел) была разработана и внедрена
Игорем Петровичем Ивановым, доктором
педагогических наук Российской Академии образования, профессором и его сподвижниками. Организация творческого
воспитания - это организация определённого образа жизнедеятельности коллектива,
охватывающая все практические дела, отношения. Технология коллективного
творческого воспитания – это такая
организация совместной деятельности взрослых и детей, при которой все
участвуют в коллективном творчестве, планировании и анализе результатов.
Технология гуманного коллективного
воспитания Василия Александровича Сухомлинского.
Главная
цель: нравственно – воспитанный мыслитель, любящий Родину и свободу.
Конечная
цель воспитания: умный, добрый, честный, порядочный человек.
Подцели:
воспитание гуманистических отношений, чувства красоты. Человечности,
сострадания, уважения к родителям.
Идеи
и принципы:
·
в воспитании нет
главного и второстепенного;
·
воспитание – это
прежде всего человековедение;
·
эстетическое,
эмоциональное начало в воспитании: внимание к природе красота родного языка,
эмоциональная сфера духовной жизни и общения детей, чувство удивления;
·
принцип единства:
обучения и воспитания, научности и доступности, наглядности и абстрактности,
строгости и доброты, различных методов;
·
культ Родины,
культ труда, культ матери, культ книги, культ природы;
·
приоритетные
ценности: совесть, добро, справедливость;
В
настоящее время широко применяются педагогические технологии авторских школ.
Технология «Экология и диалектика» Льва
Васильевича Тарасова, кандидата педагогических наук, профессора. Термин
экология подчеркивает ориентацию учебно-воспитательного процесса на реальную
жизнь, на проблемы, которые предстоит решать человечеству, в первую очередь -
экологическую дилемму: либо погибнуть вместе с природой, либо отыскать пути
совместной эволюции. Термин диалектика подчеркивает ориентацию школы на
диалектическое, развивающее, вероятностное мышление.Технология «Экология и
диалектика» использует в комплексе многие инновации в педагогике и психологии,
применима к самым различным школам.
Модель трудового воспитания Александра Александровича Католикова, педагога – новатора, по системе коммуны А.С. Макаренко: дети приучаются к
созидательному труду, проходят производственную практику по программам
агрошколы. Некоторые концептуальные идеи: труд – основа формирования личности;
интерес и внимание к каждому ребенку; у ребенка должен быть личный интерес,
поиск, «аппетит к жизни», соединение обучения с производительным трудом в форме
школы-хозяйства; школьный макаренковский коллектив, педагогика параллельного
действия; детское самоуправление и самоконтроль и др.
Авторская
модель «Русская школа» (И.Ф. Гончаров, Л.Н. Погодина) имеет целевые
ориентации: формирование нового русского человека – высоконравственного,
Образованного, духовно богатого, трудолюбивого, физически развитого, способного
к самообразованию и творчеству, любящего свое Отечество; возрождение
традиционной русской культуры воспитания, включение учащихся в этнокультурную
традицию; освоение богатейшего культурного наследия России.
В
заключении следует отметить, что владение педагогическими технологиями
обеспечивает педагогу возможность организации педагогического воздействия в
соответствии с его основным назначением – переводом ребенка в позицию субъекта.
А это означает, что уровень овладения педагогической технологией для нас должен
быть не элементарным, а
профессиональным.
Список литературы
1.
Бабанский Ю. К. «Методические основы оптимизации учебно-воспитательного
процесса» 1982г. – 480 с.
2.
Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.:
«ВАКО», 2004, 296 с. - (Педагогика. Психология. Управление).
Кукушин
В. С. Теория и методика обучения. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 474 с.
3.
Менчинская Е.А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе:
Методические рекомендации по преодолению перегрузки учащихся / Е.А.
Менчинская. — М. : Вентана-Граф, 2008. — 112 с. — (Педагогическая мастерская).
4.
Наш выбор – здоровье: досуговая программа, разработки мероприятий,
рекомендации/ авт.-сост. Н. Н. Шапцева. – Волгоград: Учитель, 2009. – 184 с.
5.
Орехова В. А.Педагогика в вопросах и ответах: учебн. Пособие. – М.: КНОРУС,
2006. С. 147
6.
Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной
школе. – М.: АПК и ПРО, 2002. – с. 62.
7.
Советова Е. В.. Эффективные образовательные технологии. –Ростов н/Дону: Феникс,
2007. – 285 с.
8.
Щукина Г.И. «Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном
процессе». М., Просвещение. – 220 с.
Комментариев нет:
Отправить комментарий