среда, 2 марта 2016 г.

«Использование технологии критического мышления на уроках в условиях внедрения ФГОС».

Учитель начальных классов: Подобедова О.Ю.
              Что значит для ребёнка современная начальная школа? Прежде всего - это новый этап в его  жизни и база для всего последующего обучения. Чем же должен овладеть ученик, выходя из стен начальной школы? Прежде всего - умением учиться. У него должны быть сформированы  универсальные учебные действия (УУД). Об этом нам говорят новые образовательные стандарты. Чтобы их реализовать, возникла необходимость использовать в своей педагогической деятельности новые приёмы и современные общеобразовательные технологии. 
              Среди многих  меня очень заинтересовала «Технология  развития критического мышления» (ТРКМ).  Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни. Суть ТРКМ очень точно передана в китайской пословице: «Скажи мне – я забуду, покажи мне – я запомню, вовлеки меня – я пойму».
             Что же такое критическое мышление?
КМ – под этим понятием подразумевается самостоятельное мышление, где отправной точкой является информация. Оно начинается от постановки вопросов, строится на основе убедительной аргументации.
            Особенностью данной педагогической технологии является то, что учащийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат.         С другой стороны, использование данной стратегии ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с информацией, с текстом.
           Определения КМ обычно включает в себя умение прогнозировать ситуацию, наблюдать,  обобщать, сравнивать, выдвигать гипотезы и устанавливать связи, рассуждать по аналогии и выявлять причины, а также предполагает рациональный и творческий подход к рассмотрению любых вопросов.
          В основе организации урока лежит дидактический цикл, состоящий из трех этапов (стадий), имеющих свои цели и задачи, а также набор характерных методов и приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской творческой деятельности (вызов), а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний (рефлексия).
1 этап - «Вызов» (ликвидация чистого листа). Актуализация имеющихся ранее знаний, пробуждение интереса к теме, определение цели и задач изучения предстоящего учебного материала.
 Ребенок ставит перед собой вопрос «Что я знаю?» по данной проблеме.
 2 этап - «Осмысление» (реализация осмысления). Активное получению информации, соотнесение нового с уже известным, систематизация, отслеживание собственного понимания темы урока.
 На данной стадии ребенок под руководством учителя и с помощью своих товарищей ответит на вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии (что хочу знать).
 3 этап - «Рефлексия» (размышление).Суммирование и систематизация новой информации, выработка собственного отношения к изучаемому материалу.
              Разнообразие словесных, наглядных и практических методов обучения  технологии развития критического мышления делает способы обучения совершенно непохожими на стандартные. Обучающиеся получают возможность самостоятельно добывать знания, учатся слушать друг друга, делать выводы и обобщения. Учителю при этом отводится роль координатора: он наблюдает, анализирует, умело корректирует, не навязывая своего мнения. Такая совместная работа сближает, повышает уровень самооценки каждого ребенка,  обеспечивает положительную динамику продуктивности мыслительной деятельности обучающихся. Применение приемов технологии критического мышления способствует формированию универсальных учебных действий.
           На каждой стадии урока  используются  определенные приемы работы, которые помогают включить учащихся в совместную деятельность.
I. Стадия вызова
«Кластер»     
«Загадка»      
«Мозговой штурм» 
«Отсроченная догадка»      
«Таблица «толстых» и «тонких» вопросов»
«Театрализация»
«Да – нетка» 
«Интеллектуальная разминка (опрос) или тест»
«Дискуссия»
«Перепутанные логические цепочки»
«Проблемный вопрос»
«Корзина» идей, понятий, имен…
«Кластер». Информация, касающаяся какого – либо понятия, явления, события, описанного в тексте, систематизируется в  виде кластеров (гроздьев). В центре находится ключевое понятие. Последующие ассоциации обучающиеся логически связывают с ключевым понятием. В результате получается подобие опорного конспекта по изучаемой теме. 
«Загадка». Тема урока зашифрована в виде загадки или загадки-описании.            
«Таблица «толстых» и «тонких» вопросов». В левой части –простые («тонкие») вопросы, в правой – вопросы, требующие более сложного, развернутого ответа.
«Да – нетка». Учитель зачитает утвержения, связанные с темой урока, учащиеся записывают ответы в виде : «да» или «нет».
Прием «Корзина» идей, понятий, имен…
Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока.  
Обмен информацией проводится по следующей процедуре:
1. Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной проблеме.
2. Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по той или иной проблеме .
3. Затем происходит обмен информацией в парах или группах.  
4. Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).
5. Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в «корзинке» идей (даже если они ошибочны
6. Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.
II. Стадия осмысления
«Зигзаг»
«Инсерт или «Чтение с пометами»          
«Дерево предсказаний»     
«Круги по воде»      
«Чтение с остановками»
«Таблица «толстых» и «тонких» вопросов»
 Метод «Думательных шляп»
«Кластер»
«Двухчастный дневник»
«Бортовой журнал»
«Таблица  Знаю – Хочу узнать – Узнал» (З-Х-У)»
 «Кубик»
«Карусель»

«Фишбоун»
«Зигзаг». Организуется  работа: в парах или небольших группах над одной и той же проблемой, в процессе которой выдвигаются новые идеи. Эти идеи и мнения обсуждаются, дискутируются. Цель- систематизация большого по объему материала. Для этого предстоит сначала разбить текст на смысловые отрывки для взаимообучения. Количество отрывков должно совпадать с количеством членов групп. Например, если текст разбит на 4 смысловых отрывка, то в группах (назовем их условно рабочими) – 4 человека. Группе выдаются тексты различного содержания. Каждый учащийся работает со своим текстом: выделяя главное, либо составляет опорный конспект, либо использует одну из графических форм (например "кластер"). По окончании работы учащиеся переходят в другие группы - группы экспертов.
Новые группы составляются так, чтобы в каждой оказались «специалисты» по одной теме. В процессе обмена результатами своей работы, составляется общая презентационная схема рассказа по теме. Решается вопрос о том, кто будет проводить итоговую презентацию. Затем учащиеся пересаживаются в свои первоначальные группы. Вернувшись в свою рабочую группу, эксперт знакомит других членов группы со своей темой, пользуясь общей презентационной схемой. В группе происходит обмен информацией всех участников рабочей группы. Таким образом, в каждой рабочей группе, благодаря работе экспертов, складывается общее представление по изучаемой теме. Следующим этапом станет презентация сведений по отдельным темам, которую проводит один из экспертов, другие вносят дополнения, отвечают на вопросы. Таким образом, идет "второе слушание" темы. Итогом урока может стать исследовательское или творческое задание по изученной теме.
Таблица  «Знаю – Хочу узнать – Узнал» (З-Х-У)»
Одна из форм контроля эффективности чтения с пометами. Читая текст, ученик заполняет графы таблицы: «З(знаю) – У(знал) – Х(хочу узнать)» или «З(знаю) – Х(хочу узнать) – У(знал)» своими словами, без цитирования исходного текста.
«Кубик»
Графическая организация материала. На гранях кубика дается задание. В группах учащиеся выполняют задания  грани кубика. Опрос – выбрасывается кубик, ответ учащиеся дают на задание выпавшей грани.
 «Фишбоун»
Данный прием позволяет выявить причинно– следственные связи изучаемой темы, факта, события. Схема фишбоуна представляет собой “рыбью кость”, в голове которой записывается проблемный вопрос темы, по боковым косточкам напротив друг друга – причины и следствия (или причины и конкретные факты, подтверждающие их наличие), в хвосте – формулируемый вывод.
 III. Стадия рефлексии
«Синквейн»
«Письмо к учителю»
«Пятиминутное эссе»
«Таблица «толстых» и «тонких» вопросов»

РАФТ
Р(оль)
А(удитория)
Ф(орма)
Т(ема
«Cинквейн» в переводе с французского - стихотворение из пяти строк, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях.
Правила написания синквэйна:
1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
2. Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
3. Третья строка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами.
4. Четвертая строка - предложение из четырех слов, раскрывающее суть темы или отношение к ней.
5. Последняя строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
«Письмо к учителю» Учитель предлагает учащимся написать «Письмо к учителю» (маме, инопланетянину, сказочному герою и т п).
Памятка написания письма.
1. Я прочитал(а) рассказ
2. Больше всего запомнилось
3. Понравилось
4. Не понравилось
5. Мое эмоциональное состояние
6. Этот рассказ учит меня
 РАФТ Пишущий выбирает для себя роль, т.е. сочиняет не от своего лица; определяет, для кого (родители, одноклассники) он пишет; выбирает форму (письмо, жалоба) и тему сочинения. Работа может вестись в парах, а также с опорой на вопросы.

Практикум для учителей.

Урок «Окружающий мир» 3класс, «Почва»
Вызов. Заполним таблицу «Да - нетка». У каждого на парте таблица. Я буду читать вопросы, а вы ставьте в первой строке плюс, если согласны с утверждением, и минус, если не согласны. Вторая строка у вас пока останется пустой.
Вопросы:
-        … ветер может разрушить горы?
-        … опавшие осенью листья вредят почве?
-        … 1см почвы образуется за 300 лет?
-        … норы животных, живущих в почве, разрушают её?
-        … растения участвуют в образовании почвы?
-        … почва и камень родственники?
-        … почва – наша кормилица?

1
2
3
4
5
6
7














- Сегодня в течение урока вы будете обращаться к таблице и видеть, насколько были правы.
- Мы говорим почва. А что же такое почва?
Приём «Корзина идей»
Групповая работа. Каждая группа после предварительного обсуждения высказывает свои предположения:
Почва – это …
-        … земля
-        … растительная земля
-        … вещество
-        … суша, а не вода
-        … место обитания, дом животных
         - Как видите, у нас нет однозначного ответа на этот, казалось бы, простой вопрос. Сегодня нам предстоит  найти научный ответ на вопрос, что такое почва.
Осмысления.
          На этапе рефлексии возвращаемся к таблице, составляем кластер.


               В конце ещё раз хочется отметить, что важно не в готовом виде давать знания, а добывать их совместно. Работа, проводимая в рамках развития критического мышления, научит детей анализировать, синтезировать, сопоставлять, делать умозаключения.
Я учусь вместе с детьми, учусь у детей, и, возможно, порой это живое взаимодействие интереснее и дороже стройности университетских лекций.
            Любое новшество, как известно, встречает на своем пути одобрение или сопротивление. Используя на своих уроках  технологию критического мышления, я  пришла к выводу, что ее применение позволяет оживить урок, сделать его увлекательным и эмоциональным. Поэтому с моей стороны эта технология была встречена с одобрением.

Прием «перекрестная дискуссия» для учителей.


Я готов применить технологию развития критического мышления на своих уроках
ДА
НЕТ
Заполните левую и правую колонку таблицы, приведя 3-4 аргумента «за» и «против» тезиса, приведенного в заголовке таблицы, обменяйтесь мнениями со своими коллегами, используя их аргументы, которые покажутся вам убедительными, продолжите заполнение таблицы, когда аргументы иссякнут, сделайте вывод.


Литература:
 1. Вишнякова, Е.Е. Формирование навыков вдумчивого чтения и рефлексивного письма средствами технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»/ Вишнякова Е.Е. //Бибилиотека в школе. — 2004. — № 17. — С.14-18.
 2. Загашев, И. Новые педагогические технологии в школьной библиотеке: образовательная технология развития критического мышления средствами чтения и письма / И. Загашев// Библиотека в школе. —  2004. —  № 17. — С. 56-61   
  3.Заир-Бек, С.И., Муштавинская, И.В. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителя/ С. И. Заир-Бек, И. В. Муштавинская. — М. : Просвещение, 2004. — 175 с.

   4.Клустер, Д. Что такое критическое мышление?/Д. Клустер//Критическое мышление и новые виды грамотности. — М.: ЦГЛ, 2005. —  С. 5-13.

Комментариев нет:

Отправить комментарий